Проектная деятельность
проект
Долгосрочный проект "Лаборатория чудес"- подготовительная группа. " Путешествие в прекрасное"- средняя группа. "Лаборатория любознательных следопытов"- 2 младшая группа. "Природа вокруг нас"- средняя группа. Краткосрочный проект "День Победы" - старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_laboratoriya_chudes.doc | 66.5 КБ |
proekt_puteshestvie_v_prekrasnoe.docx | 18.32 КБ |
proekt_lyuboznatelnye_sledopyty.doc | 435.5 КБ |
proekt_priroda_vokrug_nas.docx | 283.13 КБ |
proekt_st_gr._den_pobedy.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Проект по опытно-экспериментальной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
«Лаборатория чудес»
2022-2023г.
Срок реализации проекта: 7 месяцев Привидинюк Ольга Михайловна
- Пояснительная записка
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства, познавательно исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.). Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основана работа, проводимая по программе «Юные исследователи». Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями.
Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.
- Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
- Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. - Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности.
Старший дошкольный возраст
Месяц | Эксперименты, наблюдение, опыты | Задачи. | Материал |
Ноябрь | Изготовление слайма. | Приобрести знания о слайме и о его составе. Углубить представления о клее ПВА. Развить творческие способности и научиться работать в коллективе. | Стаканчики, клей ПВА, шампунь, загуститель, палочки для размешивания, зубная паста, вода. |
«Водичка, водичка» | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду. | Емкости для смешивания, гуашь, соль, сахар, песок, таз с водой, игрушки ( деревянный кубик, резиновая уточка, пластмассовый кубик), камни разного размера, соломинки для коктеля. | |
Декабрь | Воздух, где он? | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: обнаружить воздух в окружающем пространстве. | Одноразовые стаканчики, одноразовые перчатки, трубочки для коктейля, бумага, ножницы, фломастеры, клей, резинки для денег. |
«Вода бежит по дорожкам» | Показать детям как вода по салфеткам переместиться в соседний стакан, как при смешивании образуются другие цвета. | По 3 стакана на каждого ребёнка, пищевые красители, бумажные полотенца, вода. | |
Январь | «Волшебное молоко» | Развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости. | Ватные диски, молоко, плоские тарелки, фломастеры, жидкое мыло. |
«Невидимые чернила» | Познакомит детей с «невидимыми чернилами», записи или рисунки которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми при определённых условиях (нагрев, освещение). | Невидимые чернила(смешать воду и лимонный сок), бумага, ватные палочки, свеча или утюг, спички. | |
Февраль | «Что таит в себе чёрный цвет?» | Познакомить детей с тем, что по мере, тог как вода поднимается вверх по бумаге, она увлекает за собой красители. Чёрные чернила разделяются, позволяя выявить цвета, из которых они были смешаны. | Бумажные полотенца, чёрные фломастеры, ножницы, пищевые красители, ёмкости для воды( стаканы или пиала). |
« Воздух вокруг нас» | Развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности. | Воздушные шары, нитки, двусторонний скотч, фен. | |
Март | «Разноцветная пена» | Продолжать знакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой. Развивать наблюдательность и любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом | Пластмассовая бутылка, фломастеры, марля, моющее средство для посуды. |
«Разноцветное молоко» | Познакомить детей с тем, что моющее средство вступая в реакцию с молекулами жира в молоке приводит их в движение. | Молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка | |
Апрель | «Что вода размочит быстрее?»» | Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность. Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках. | Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности. |
«Кто спрятался в баночках?» | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, почему непрозрачный лист бумаги становится прозрачным, когда на него попадает масло | Распечатанные шаблоны баночек и насекомых, кисточки, растительное масло, влажные салфетки. Загадки о насекомых | |
Май | «Стрекоза-балансир» | Познакомить детей с законом устойчивого равновесия. Развивать познавательный интерес и практические умения. | Стрекоза из бумаги на каждого ребёнка, фломастеры, скрепки. |
«Необычные гусеницы» | Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой. | Бумажные полотенца, фломастеры, ёмкости для воды. |
Предварительный просмотр:
Проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников в средней группе «Путешествие в прекрасное»
Привидинюк Ольга Михайловна
Красноярский край г. Ачинск МБДОУ Д/с №27
Актуальность проблемы
Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Так например анкетирование родителей группы выявило следующее, возросшее внимание к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Только некоторые родители создают дома все условия для развития художественно – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится. Чтобы помочь детям сформировать основы эстетического отношения к окружающему миру, развить элементарные виды творческой деятельности: художественной, музыкальной, художественно-речевой провожу работу по теме «Художественно-эстетическое воспитание детей».
Место проведения проекта: МБДОУ Д/с № 27.
Сроки выполнения проекта: 1 год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
создание условий для формирования у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
Обоснование
Целью моей работы является приобретение детьми среднего возраста умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Обоснование цели связано с тем, что прислушиваясь, всматриваясь, прикасаясь к миру предметов, природы, ребенок открывает разнообразие красоты, проявляет восприимчивость к ней, способность позитивно к ней прикоснуться. Исходя, из этого разработала систему для детей 4 -5 года жизни, которая включает задачи, содержание, методы, формы работы, создание условий.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
Развивать у них способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа, но и на художественную форму:
Познакомить с разными видами художественно - эстетического воспитания (лепка, рисование, аппликация) и различными техниками.
Поддерживать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.,
Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Воспитывать отзывчивость на доступные их пониманию произведения искусства.
В методике проведения занятий я соблюдала следующее: в начале использовала игровой зачин, потом подготовительное наблюдение, сенсорные или дидактические игры с объектом и если было задание новое, показывала способы изображения. По ходу занятия осуществляла индивидуальную помощь, поощряла детей, положительно оценивал их усилия
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Первый этап. Подготовительный:
1. Анкетирование родителей (выявить, занимаются ли родители с детьми художественно – эстетическим развитием).
2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
3. Размещение в родительском уголке консультаций и рекомендаций по теме «Как понять детский рисунок», « Ребёнок в мире творчества и творчество в жизни ребёнка».
4. Подобрать дидактические игры
5.Разработать перспективный план.
Второй этап. Основной:
1. Рассматривание картин, иллюстраций мастеров книжной графики.
2. Проведение бесед, занятий.
3. Чтение художественной литературы.
4. Сбор природного материала для поделок.
5. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
Третий этап. Итоговый:
1. Осуществить анализ полученных результатов.
2. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
3. Организовать выставку совместных работ родителей и детей.
Ожидаемый результат:
формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспективное планирование НОД.
Сентябрь: 1 «Красивые цветы» (рисование смятой бумагой) 2 «Корзина с грибами» (лепка) 3 «Сочные фрукты (рисование) 4 «Золотая осень» (рисование поролоном, жёсткой кистью) |
Октябрь: 1 «Полезные овощи» (рисование) 2 «Ласточка» (рисование пуантилизм) 3 «Листопад» (рисование листьями) 4 Оформление гербария из листьев |
Ноябрь: 1 Д/и «Узнай животное по описанию» 2 «Котёнок» (рисование) 3 «Мишка-косолапый» (рисование тычком) 4 «Ёжик» (лепка) |
Декабрь: 1 «Снег, снег кружиться» (рисование) 2 «Снегирь» ( рисование пуантилизм) 3 «Снеговик» (рисование смятой бумагой) 4 «Ёлочка-красавица» (рисование жёсткой кистью) |
Январь: 1 Варежки для Снегурочки» (декоративное рисование) 2 «Опыты со снегом» 3 «Зимушка-Зима» (рисование) 4 «Лев» (рисование жёсткой кистью и смятой бумагой) |
Февраль: 1 «Дом в котором я живу» (рисование) 2 «Морозные узоры» (рисование свечкой и акварельными красками) 3 «Подарок для папы» (рисование , аппликация , лепка) 4 «Экспепементирование с красками» |
Март: 1 «Открытка для мамочки» (рисование) 2 «Что нам рассказал художник?» (рассматривание картин, иллюстраций) 3 «Весёлые матрёшки» (декоративное рисование) 4 «Сосульки на крыше» (рисование) |
Апрель: 1 «Сказочный теремок» (аппликация) 2 «Далёкие планеты» (рисование восковыми мелками и акварелью) 3 «Живые облака»( рисование бумагой, поролоном, ватой) 4 «Плывёт кораблик по ручью» (лепка пластилинография) |
Май: 1 «Весна-красна»(рисование) 2 «Салют на День Победы» (рисование восковыми мелками и акварелью) 3 «Дерево в цвету» (рисование ладошкой) 4 «Прекрасный цветок» (рисование пуантилизм) |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Лаборатория любознательных Следопытов »
Пояснительная записка
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду, вода и ее свойства и состояния, свойства почвы и воздуха и т.д. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Проводя опыты, с детьми младшего дошкольного возраста позволяет узнать, что даже такой привычный объект, как вода, воздух или почва, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды, воздуха и почвы поможет детям понять особенности организмов, их приспособленность к среде обитания.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать определенные правила.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Актуальность: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Новизна и инновационная значимость проекта в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию познавательной активности, через экспериментирование , у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что сотрудничество воспитателя, родителей и детей в экспериментальной деятельности будет способствовать повышению познавательной активности и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.
Цели проекта:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Тема проект: «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования во второй младшей группе».
- Творческое название проекта «Лаборатория любознательных Следопытов »
- Подготовила: Привидинюк О.М.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Механизм реализации проекта.
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 1 раз в неделю по 10-15 минут.
Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Все опыты проходят с участием игровых персонажей Любознательные звери, это мягкие игрушки.
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» предусмотрена также работа с родителями.
Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Памятка для родителей « Экспериментирование с водой в зимний период»
Памятка для родителей «Плавает или тонет»
Памятка для родителей «Посадим лук»
Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе.Месяц | Тема | Цель |
сентябрь | 1. «Какая бывает вода». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
| 2. «Игры с султанчиками». | Познакомить со свойством воздуха – движение. |
| 3. «Мутная водица». | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. |
| 4. «Сладкая водичка». | Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. |
октябрь | 1. «Узнай по запаху». | Дать представление об органах чувств (нос). |
| 2. «Поиграем с ветерком». | Учить умению обнаруживать движение воздуха. |
| 3. «Разноцветная водица». | Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. |
| 4. «Почва». | Познакомить со свойствами почвы. |
Ноябрь | 1. «Поиграем с песком». | Дать представление о свойствах песка. |
| 2. «Тяжелый – легкий». | Учить определять и группировать предметы по весу. |
| 3. «Узнай по звуку». | Определять и называть издаваемые звуки. |
| 4. «Свойства глины». | Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). |
Декабрь | 1. «Холодный – горячий». | Учить определять температуру воды. |
| 2. «Чудесный мешочек». | Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. |
| 3. «Водичка – водичка». | Закрепить свойства воды. |
| 4. «Откуда сосулька». | Познакомить детей об образовании льда. |
Январь | 1. «Какой это снег». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). |
| 2. «Как превратить снег в воду». | Формировать простейшие представления о свойствах снега. |
| 3. «Превращение воды». | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
| 4. «Воздух невидимка». | Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. |
Февраль | 1. «Цветные льдинки» | Познакомить с одним из свойств воды. |
| 2. «Ветер, ветер ты могуч» | Познакомить с природным явлением – ветер. |
| 3. «Свойство льда» | Закрепить знания о свойстве льда». |
| 4. «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что им дышат. |
Март | 1. «Плавает или тонет» | Учить определять тяжелые и легкие предметы. |
| 2. «Свойство бумаги» | Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. |
| 3. «Посадим лук» | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. |
| 4. «Что тонет, а что плавает» |
|
Апрель | 1. «Веточки сирени» | Наблюдать за появлением листочков на веточках. |
| 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» | Дать представление о том, что это луч солнечного света. |
| 3. «Деревянные предметы и их свойства» | Учить определять свойства деревянных предметов. |
| 4. «Где воздух» | Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. |
Май | 1. «Ткань, её свойства и качества» | Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. |
| 2. «Мы печём пироги» | Расширять знания о свойствах песка. |
| 3. «Сравнить песок, почву, глину» | Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. |
| 4. «Отчего вода имеет вкус» | Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Диагностика способностей детей 2 младшей группы
№ | Фамилия, имя ребёнка | Продуктивная (конструктивная) деятельность | Формирование целостной картины мира | Формирование элементарных математических представлений |
Итоговый показатель |
| |||||||
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме | Определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает смысл: больше, меньше, столько же | Различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и округлую форму | Понимает смысл: вверху-внизу, спереди-сзади, слева, справа, над, под, верхняя, нижняя | Понимает смысл слов: утро, день, вечер, ночь |
| ||||||||
Знает, называет и использует детали строительного материала | Изменяет постройки, надстраивая или заменяя детали | Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город | Знает некоторые растения и животных, называет их детёнышей |
|
| ||||||||
Количество баллов | Уровень | ||||||||||||
Литература
Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.
Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
Долгосрочный познавательный проект в средней группе: «Природа вокруг нас".
Тип проекта: познавательный.
Возраст детей 4-5 лет.
Количество детей 25 человек.
Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка, - это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её, как общую ценность для всех людей. Ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманном, ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам,эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам; стремление осуществлять позитивное взаимодействие, учитывая их особенности,как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Актуальность.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Цель проекта:
Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. учить основам взаимодействия с природой.
Задачи проекта:
-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты.
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Реализация проекта:
1этап: подготовительный
Разработка плана проектной деятельности на тему: "Мир природы". Чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение за окружающей природой на участке детского сада, подбор дидактических игр по экологии, беседы, оформление уголка «Мир природы» в группе.
2 этап: практический:
Сентябрь.
1. «Матушка природа. Планета Земля".
Разговор о природе. Знакомство с глобусом. Планета - наш общий дом в котором живут все царства природы.
2. «Небо. Что в небе живет".
Наблюдения за небом, цветовой гаммой, облаками, солнцем. Семья Солнца - планеты солнечной системы, далекое и близкое небо. Космос.
3. «Солнце и времена года".
О зависимости природы от солнца, об изменениях солнца в течение года, о временах года и связанных с ними изменениях в жизни человека, растений и животных. Лото "Времена года". Стихи и песни о разных временах года.
4. Лепка - Аппликация: «Солнце и облака».
учить детей выполнять словестные инструкции, развивать концентрацию внимания и усидчивость
Октябрь
1."Краски осени. Прощание с цветами и листьями".
Наблюдения в природе цветовой гаммы деревьев, прощание с последними цветами. За что мы благодарим цветы и листья.
Игра "Ветер и листья".
2. "Прощание с птицами. Полеты в сказку и наяву."
Наблюдение за поведением птиц, беседа о пользе птиц, о причинах отлета в дальние края. Птицы в сказках.
3. "Куда улетают птицы".
Рассказ о теплых странах, куда улетают птицы нашего края. Путешествие по глобусу.
4. Аппликация "Птичка"
Ноябрь
1."Птицы, которые всегда с нами".
О зимующих птицах: воробьях, синицах, вороне. голубе. снегирях. Наблюдения за птицами в природе. Сказка "Про старого воробья"
2. Изготовление кормушек.
3. Развлечение. Игра "Что? Где? Когда?
Декабрь
1.Экскурсия "Волшебница зима" (учить видеть красоту зимнего пейзажа, воспитывать любовь к родной природе).
2. Опыт: "Живые ли деревья зимой?" (распускание листьев у веточки дерева)
3. Дидактическая игра "С какого дерева иголочки".
4. Лепка - Конструирование: «Дерево».
Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска; развивать воображение, фантазию, умение работать с природным материалом (веточки).
Январь
1.Рассматривание картины "Зимующие птицы".
2.Лепка "Птичья столовая".
3. Уход за комнатными растениями.
. Протирание листьев и полив цветов в уголке природы.
4. Трудовая деятельность: уборка снега на участке, изготовление снежных построек.
Февраль
1. Рассматривание иллюстраций, "Какие звери зимуют в лесу".
2. Дидактические игры: "Угадай, какой зверь". "Назови меня"
3. Цикл наблюдений за снегом, льдом и водой.
4. Д\И «Кто где живет»
уточнить и расширить знания детей о обитателях леса и водоемов.
Март
1. Коллективная работа "Аквариум".
2.Целевая прогулка "Вестники весны".
3. Проращивание и посадка фасоли.
4. Капитошка рассказывает: «Опыты с водой».
Апрель
1.Рассматривание картины "Грачи прилетели".
2.Дидактическая игра "Зимующие и перелетные птицы".
3. Субботник: Сбор прошлогодних листьев и мелких веток.
приобщать детей к ручному труду, развивать чувство ответственности за свою площадку.
4. Дидактическая игра "Узнай цветок".
Май
1.Беседа о весне.
уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.
2. Д/и "Когда это бывает?"
угадать время года по словесному описанию.
3. Рисование «Весна в саду»
закреплять умение рисовать красивые ветки деревьев, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства, представления о красоте.
4. Викторина « Что, мы знаем о природе?»
3 Этап: Заключительный
Оформление книги «Природа вокруг нас» совместно педагоги, дети и родители.
Познавательный проект «Природа вокруг нас
Предварительный просмотр:
Проект для старшей группы
«День Победы»
Тема: «Детям о Великой Отечественной Войне»
Название проекта: «День Победы»
Авторы проекта: воспитатели МБДОУ Д/с №27 г. Ачинска
Привидинюк О.М.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители,
ст. воспитатель.
Вид проекта: творческо-информационный, детско-взрослый, групповой.
Сроки реализации проекта: средней продолжительности (16 марта 2020 - 15 мая 2020)
Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной Войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941-1945гг.
Цель: Расширять и обобщать знания детей об истории России.
Задачи:
1.Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.
2.Познакомить детей с событиями в истории России и участии жителей города Ачинска в ВОВ.
3. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
4. Привлечь родителей к участию в проекте.
Актуальность: В современном мире стала заметна утрата обществом традиционного российского патриотического сознания. Нельзя быть патриотом не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили, берегли и защищали её наши предки , отцы и деды. Воспитание патриотических чувств – это длительный процесс. В результате систематической, целенаправленной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные , достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Очень важно, что бы герои были своими, легко узнаваемыми и близкими людьми для детей.
Формы реализации проекта:
- участие в конкурсе «Открытка для ветерана»
- занятия, беседы о ВОВ
- мини- выставки
- консультации для родителей
- экскурсия к памятнику Скорбящей Матери
- посещение парада посвящённому Дню Победы
Материально-техническое обеспечение:
- презентации о ВОВ
- семейные фотографии военных лет
- фотоаппарат
- проектор
- магнитофон
- материалы для изо. деятельности
Учебно-методическое обеспечение:
- Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации».
- Л.А. Кондрыкинская « Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию»
- Л.П. Казакова, Т.А. Шорыгина « Детям о Великой Победе»
Проектные действия
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственный | |
Подготовительный этап | ||||
1 | Сбор и анализ литературы, фотографий, картинок, презентаций | март | воспитатели | |
2 | Выявление первоначальных знаний детей о ВОВ, о празднике Победы | март | воспитатели | |
3 | Информирование родителей о предстоящем проекте | март | воспитатели | |
Основной этап | ||||
4 | Знакомство с художественной литературой о ВОВ: Е. Балыгина «Шинель» А. Митяев « Землянка», « Почему армия родная?» Л. Кассиль « Твои защитники» | в течении времени проведения проекта | воспитатели | |
5 | Игры: Подвижные: «Поймай диверсанта», «Лётчики на аэродром», «Фронтовая сестричка» Эстафеты: «Рота подъём», «По болоту», «Лабиринт», «Наездники» Сюжетно-ролевые: «Пограничники», «Моряки» | в течении времени проведения проекта | воспитатели | |
6 | Выставка детской художественной литературы о войне | март | воспитатели родители |
7 | Занятие по изо (рисование) «Букет для ветерана» | март | воспитатели |
8 | Заучивание стихотворений о ВОВ: Н.Томилина «День Победы» « Дорогие ветераны» | Март апрель | воспитатели |
10 | Консультации для родителей: «Георгиевская лента-символ Дня Победы» «Как рассказать детям о ВОВ» | март апрель | воспитатели |
11 | Прослушивание муз. произведений: «Священная война», «День победы», «Лучшая песня о Великой Победе», | апрель | воспитатели |
12 | Просмотр презентаций о ВОВ: «День победы», «Герои Ачинцы» | апрель | воспитатели |
13 | Оформление газеты «Они сражались за Родину» | апрель | воспитатели родители |
14 | Участие в конкурсе «Открытка для ветерана» | апрель | дети родители |
15 | Занятие (познание) «Этот день Победы» | апрель | воспитатели |
16 | Занятие (ручной труд) « Цветы» (для возложения к памятнику Скорбящей матери | апрель | воспитатели |
17 | Экскурсия к памятнику Скорбящей Матери | апрель | ст. воспитатель воспитатели |
18 | Посещение Парада Победы | май | родители |
19 | Просмотр телепередачи «Парад на Красной площади» | май | родители |
20 | Беседа «Мои впечатления о празднике 9 мая | май | воспитатели |
Заключительный этап | |||
21 | Оформление выставки рисунков « День Победы» | май | воспитатели, родители, дети |
22 | Презентация реализации проекта «День Победы» | май | воспитатели |
Предполагаемый результат проекта:
- Входе реализации проекта дети имеют первоначальные представления об истории России, важности праздника - День Победы в жизни российского человека.
- Дети обогатили и расширили словарный запас, познакомились с художественной литературой и музыкальными произведениями о ВОВ.
- Родители принимали активное участие во всех этапах проектной деятельности.
- В совместной работе воспитателей с детьми и родителями создан продукт проектной деятельность: «Букет для ветерана», «Цветы», «Открытка для ветерана», газета «Они сражались за Родину», выставка рисунков «День Победы», презентация проекта «День Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...