Картотека ТРИЗ технологий
картотека (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Смитюх

Основная ценность ТРИЗ заключается в том, что это направление способствует формированию умения творчески решать сложные задачи. Сегодня методика включает в себя различные задания, адаптированные под разные возрастные группы – от дошкольников до взрослых. Различие между заданиями для разных возрастных групп заключается в выборе объекта изобретательской деятельности. Так, технология ТРИЗ в ДОУ подразумевает применение загадок, пословиц, игрушек и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartokeka_triz_word_2.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека ТРИЗ технологий в подготовительной группе

Игры на выявление свойств объекта и признаков времени

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые».

Игра «Чем (кем) был, чем (кем) стал»
Цель: развивать умение определять линию развития объекта.
Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был,
чем(кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была
семечком, стала салатом.

Игра «Был. Есть. Будет»
Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: Огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет - солёный, мягкий, хрустящий.

Игры на выделение надсистемных связей

Игра «Кто где живёт»
Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.

Игра «Я возьму тебя с собой»
Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы.
Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся.
Например, я – река и возьму с собой всё живое, что находится в реке.

Игры на выделение подсистемных связей

Игра «Ты – моя частичка»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – ромашка, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – апельсин, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – гриб, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – колосок, ты – моя частичка. Кто ты?»

Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У меня есть хвост. Кто я?»

Игры по сравнению системы

Игра «На что похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).

Шесть полезных ТРИЗ -игр, которые научат нестандартному мышлению

  1. «Волшебная палочка»
    В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
    Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
    Возможные варианты ответов:
    • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
    • Хочу увеличить выходные.
    • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
    А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
    • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
    • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
    Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

    2. «Хорошо-плохо»
    Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.
    Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

    3. «Мешочек с сокровищами»
    Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
    Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
    После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

    4. «Не да, а нет!»
    Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
    • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
    • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
    • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
    Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

    5. «Составь загадку»
    Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
    Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

    6. «А что потом?»
    Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
    • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
    • Сначала вторник, а потом? — Среда.
    • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
    • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

    С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
    • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
    • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
    • Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
    • Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

    Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое, мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
    ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ В ТРИЗ-ИГРЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников"

Здесь вы увидите описание использования технологии в сочинительстве, перессказе, запоминании сказок. Что развивает память, речь, фантазию и многое другое....

"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников. Загадки"

Здесь вы найдёте как использовать тризтехнологии в сочинительстве загадок....

Картотека игр с использованием элементов ТРИЗтехнологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологий позволяют успешно совершенствовать речевые возможности ребенка, формировать творческие и изобретательные способности дошкольников...