Картотека игр социо-игровой направленности
картотека

Тузова Ольга Петровна

Картотека игр социо-игровой

направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»

комбинированного вида» г. Минусинска

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Картотека игр социо-игровой
направленности
( Е.Е. Шулешко, А.П. Ершов, В.М. Букатов)

                                                                                          Подготовила:

                                                                                      воспитатель

                                                                                    Тузова О.П.

г. Минусинск, 2020 г.


 Игры для рабочего настроя
Игры этой группы имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу,
поставить участников в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивают
повышение мобилизации внимания и тела.
«Встать по пальцам»
Все дети сидят, педагог, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), поднимает
над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до
трех, после чего произносит: «Замри!». Он открывает глаза или
поворачивается к детям. Встать должно столько человек, сколько было
показано пальцев.
В группе оказывается два-три ребенка, которые встают каждый раз, и пятьшесть не работающих. Для изменения ситуации предложить следующее:
1) слишком активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут
наблюдать за точностью выполнения задания;
2) создать отдельную подгруппу из неактивных и устроить соревнование
между группами (тогда в группе неактивных окажутся свои лидеры).
«Эхо»
Дети отвечают на действия ведущего дружным эхом. На хлопок ведущего
дети отвечают дружным хлопком. Часто дружного хлопка не получается
потому, что часть детей настроены только на ведущего. Они стараются
хлопнуть одновременно с ведущим и забывают о том, что эхо должно быть
дружным, одновременным.
Усложнениями могут быть задания: отбивание серии хлопков (3-6) в
определенном ритме; постукиванием по стулу, коленям или притопывание.
Варианты: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит –
играющие эхом повторяют приглушенно, но точно так же.
Разведчики
Каждый ребенок по сигналу «связывается глазами», не сходя с места,
находит того, кто смотрит именно на него и тогда они «удерживают» друг
друга взглядами. Существует договоренность, что нельзя пользоваться ни
жестами, ни словами. Ведущий говорит: «Сейчас мы поиграем в разведчиков.
Разведчики - это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно.
Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких
слов, движений, только глазами договоритесь, кто будет вашим разведчиком
и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя, иначе другие
заметят и обнаружат, что вы разведчики» . Затем дается задание –
поменяться местами; поменяться местами, а в пути пожать друг другу руку;
задать друг другу вопрос и т.д.

Летает – не летает
Ведущий называет слова, дети выполняют заданные движения. Например, на
летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на
нелетающий предмет – ничего не делают. Кто ошибается, тот выходит из
игры. Ведущему подготовить перечень того, что летает: муха, орел, самолет,
журавль, комар, ракета и т.д.
Варианты заданий: растет - - не растет, двигается – не двигается, больше
или меньше, живое - не живое.
Волшебная палочка
Волшебная палочка (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном
порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказуправилу.
Варианты:
-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к
нему;
-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и
т.п.
Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное
положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии
передачи:
-глядеть друг другу в глаза
-вставать, если согласны с высказыванием принимающего
-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.
Неиспорченный телефон
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух.
Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в
передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово,
переданное первым игроком.
Первый вариант. Дети стоят в кругу и передают на ушко соседу звук.
Последний идет находить предмет, в названии которого есть такой звук.
Второй вариант
. Одна компания передает слово, а другая «ловит» его на
слух, пытаясь понять слово.
Третий вариант
. Две компании с одинаковым количеством человек
одновременно начинают передавать предложение. Выигрывает та компания,
которая быстрее и правильно передала предложение
Расчет с двух концов
Дети сидят полукругом, дается задание – рассчитаться по порядку. Но
предлагается расчет вести одновременно с двух концов. Одновременно как
по часовой стрелке, так и против, навстречу друг другу движется цепочки

расчета. Где-то в середине они пересекаются и продолжаются дальше. Так,
крайний слева был первым при расчете в полукруге по часовой стрелке и
последним при расчете в направлении против часовой стрелке. Они
называют свои порядковые номера, как правило, эти номера не сходятся.
Слухачи
Цель: сблизить детей в деловом общении; развивать музыкальные
способности, фонематическое восприятие.
Варианты:1. Из каждой команды выбирается по одному «слухачу», они
выходят из зала. Остальным играющим загадывается загадка. Отгадка
является словом, которое должны будут отгадать «слухачи», она делится на
слоги. Каждая команда выбирает свой слог. Когда «слухачи» возвращаются,:
все одновременно начинают петь мелодию знакомой песни на выбранный
слог. «Слухачи» ходят между командами, вычленяют слоги, вслушиваются в
мелодию и угадывают загаданное слово и мелодию песни.2. Выбирается
строчка из знакомого детям стихотворения: «Идет бычок качается, вздыхает
на ходу» или одно слово. Каждое слово строчки стихотворения (если
выбрано одно слово, то его команды выбирают слоги) распределяют по
командам. Когда «слухачи» возвращаются, все команды одновременно
начинают безостановочно произносить свои слова. «Слухачи» ходят между
командами, выуживая отдельные слова и складывают в отдельную строчку.
Радио
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По
считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он
выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и
говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка
(мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к
диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль
диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе,
будет способствовать умению прислушиваться к мнению других,
формировать позитивное отношение к сверстникам.
«Настроение» Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение
жестами. Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим
настроением. Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки,
Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз,
верх – вниз, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть

«Мы проснулись» Воспитатель читает стихотворение. Дети дополняют
стихотворение жестами "Вышло солнце погулять, С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод! Встало солнышко с утра –
Просыпаться нам пора. Потягушка потянись, Поскорей, скорей проснись. С
добрым утром, глазки, С добрым утром, ушки, С добрым утром, ручки, С
добрым утром, ножки! " Вы проснулись? Дети: Мы проснулись!
II. Игры разминки-разрядки
Игры разминки-разрядки – объединяются своей всеобщей доступностью,
быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В
них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного
отдыха.
Руки-ноги
Играющие стоят или сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок)
хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.),
хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).
Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.
Ловить зверюшку
Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить
(кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий
выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение
произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать
«отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».
Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.
День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает
Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,
играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают,
догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит
вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие
останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые
играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Вариант:
-использование любых движений «День наступает – всё оживает»
-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает»
(сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание).
Слушать за окном, за дверью
Развивает фонематический слух, вслушиваемость в поток речи.
По заданию педагога все сосредотачивают свое внимание на звуках и
шорохах улицы, комнаты. Услышанное, дети перечисляют по очереди и
объясняют. По этим рассказам дети выясняют, кто больше и подробнее
услышал шумы, и кто смог, услышанное, связать с картинкой происходящих
событий. Например, не просто шум машины, а грузовая машина с тяжелым
грузом торопится на базу.
Не стоит допускать, чтобы дети начинали сочинять звуки – это снимает
ценность задания.
Вариант игры - дети-исполнители разыгрывают звуковую картинку (этюд),
а остальные слушают и пытаются определить, «что, где, когда».
" Делай, как я! Ведущий говорит слова: Встаньте дети, встаньте в круг!
Повторяй за мной мой друг! ведущий показывает разнообразные движение.
Дети повторяют это движение друг за другом, как бы передовая движения по
кругу.
Игра-активатор “Друг к дружке” Сейчас вы будете играть в одну очень
интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам
говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро
“поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы
должны будете поменять партнера. Итак – начали: Правая рука к правой
руке! – Нос к носу! – Спина к спине! – Друг к дружке! – Бедро к бедру! – Ухо
к уху! – Пятка к пятке! – Друг к дружке! – Носок к носку! – Живот к животу!
– Лоб ко лбу! – Друг к дружке! – Бок к боку! – Колено к колену! – Мизинец к
мизинцу! – Друг к дружке! – Затылок к затылку! – Локоть к локтю! – Кулак к
кулаку! Молодцы!!!
«Стою, на кого-то СМОТРЮ» Разминка заключается в том, что тот, на кого
спокойно посмотрит педагог, встает. Элементарное задание, завершающееся
словами ведущего «спасибо, садись». Встать в ответ на взгляд может
каждый, если он захочет признать, что смотрят на него. Ребята встречают
подобную разминку каждый по-своему, и далеко не всегда она проходит без
«затянувшегося взгляда»: даже когда все, кроме объекта взгляда, понимают,
что смотрят на него, он все-таки не встает. Этот показатель особенности
характера ребенка педагог должен учитывать во всех остальных
упражнениях и заданиях. Крайне важно предложить кому-либо из детей,
встав на место педагог, посмотреть на кого-то и сказать ему, когда он
встанет: «Спасибо, садись».
«Зеркало» Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы
пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в

«Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти
движения за ним.
III Игры для творческого самоутверждения
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
Стихи по ролям
Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака,
Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными
голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы
декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между
конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.
Собрать диалог
Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из
этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет

проговаривать

реплику,

определяют

последовательность

группе

играющих

возникает

определённый

сюжет

с

действующими лицами,

характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы),
постепенно доводя диалоги до 3-5 .
Тело в деле
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию)
какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную
гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию»,
остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия,
сравнивают «фотографии».
Варианты:
-дополнить «фотографию» своим пониманием
-показать «фотографии» до и после задуманного
Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура,
от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры
лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и
как занят тот или иной ребёнок.
Животные
Группа детей выбирают в каких животных (домашних или диких) они
«превратятся». После чего, они начинают совершать определенные
действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано.
Готовиться к превращению в животных можно по одному, по два, по три
человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте
действия (например, лес, поляна, река,птицеферма). Но и в этом случае

должны быть зрители-отгадчики, их присутствие ставит ребенка перед
необходимостью быть понятым, поэтому он совершает игровые действия
точнее и ответственнее.
IV Игры вольные
Для выполнения требуется достаточное пространство и свобода
передвижения. Цель таких игр организация двигательной активности детей.
Зеркало
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,
другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.
Варианты:
воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие –
«осколки зеркала», его отражающие
-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный,
обиженный)
Тумба, тумба, где ключи
Игра способствует развитию у детей ловкости, смелости, смекалки.
Все игроки делают себе «домики» - очерчивают круг или кладут на пол
обруч. Когда игрок занимает домик, то он становится тумбой. Водящий
перебегает от одного домика к другому с вопросом: «Тумба, тумба, где
ключи?».
Ему отвечают: «Вон, там», - и отсылает в другое место игрового поля. В это
время как водящий задает свой вопрос одной «тумбе», остальные тумбы
стремятся поменяться домиками, а водящий – занять чей-нибудь временно
пустующий домик. Тот, кто теряет свой домик, становится водящим.
След в след
Игра развивает внимание и умение ориентироваться на другого.
Дети должны пройти по цепочке друг за другом, и ставить ногу, можно
только в освободившейся след. Можно предложить перейти, таким
образом, через воображаемое болото, по грязи, по камням. Идущему сзади
нужно не наступать на пятки впереди идущему, а дождаться, когда след
освободится полностью.
Воробьи-вороны
Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда
«Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель
(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до
определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель
(ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент
все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности,

исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы
воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие
убегают – догоняют.
Вариант:
-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и
договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке
располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет
«воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие
пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)
День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает
Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,
играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают,
догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит
вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие
останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые
играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Вариант:
-использование любых движений «День наступает – всё оживает»
-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает»
(сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)
V Игры для социо-игрового приобщения к делу
Цель игр для социо-игрового приобщения к делу – выстраивание деловых
взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
«Японская машинка» Объяснение игры лучше всего проводить
одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий
выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в
ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям правая по правому, левая по
левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку
вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой;
далее повторяют 1) опять хлопок перед собой, 2)... и т. д. После того как дети
начинают справляться с последовательностью движений и выполняют их
ритмично и синхронно, вводится речь. (Можно называть например: Имя
отчество ребенка (мамы, папы); домашний адрес, отвечать на любой
поставленный вопрос: какая бывает зима (яркая, снежная, морозная...) и т.д.)
Данная игра-разминка тренирует а) координацию движений, б) связь
координации с произнесением слов, в) умение распределять внимание.
Превращение предмета (развивает воображение)
Любой предмет (карандаш, геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, овал,) предлагается «превратить» в нечто другое. Например,
дети по цепочке передают круг и превращают его в колесо, руль, тарелку,
стол и т.д., при этом можно выразить словом , а можно показать действием.
Рассказ-рисунок о том, что вижу
Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что
находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель
(ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в
кабинете, в группе, картину и т.п.). Описания должны быть понятными,
чёткими, связными.
Вариант: дети делятся на две команды и рисуют командой композицию –
например, два треугольника, три квадрата и один прямоугольник. Когда
рисунок готов, то команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в
чужую команду, должен «по рации» объяснить, как изобразить то же самое.
Потом это проделывает другой капитан.
Так и не так
Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же
ситуация в двух вариантах ее проживания: правильное и неправильное
поведение. Карточки раздаются детям. Ведущий просит рассмотреть их и
поднять картинку с «неправильным поведением». Один из детей
рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Остальные дети
слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому
досталась такая карточка, и продолжает рассказывать как надо себя вести.
Первый вариант- просто знакомство с правилами поведения. Второй –
актерское исполнение детьми заданных рисунками ситуаций.
«Пишу по воздуху» — выбранный ведущий пишет по воздуху цифры,
буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было
нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом,
головой, ногой, коленкой и т.п.
«Выбор водящего» — варианты жеребьевок: на кулачках (представители
команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за
другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки;
вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с
указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка» — ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды
дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да»
или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для
обдумывания и совместного обсуждения.

«Одно и то же по-разному» Группке детей предлагается показать, кто как,
например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают.
Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и
т.д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием
начинают улавливать. Выполнение многих действий может происходить поразному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и
облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка,
собачка не так как бабочка и т.д. И даже человек сидит у телевизора не так
как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не
так как на концерте и т.д.
"Мы похожи?» Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и
говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты
похож на меня тем, что. - Я отличаюсь от тебя тем, что. Другой вариант: в
парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты -
на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение,
обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие
были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности,
похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто
не может нас заставить быть другими.
Встать «по пальцам» Так как задание это связано с двигательной
активностью, то на занятиях оно обычно дается в качестве своеобразной
разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись,
поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и,
сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. Все
дети должны разбежаться на мини-группы по заданному количеству. Во
время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро
сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать
самому педагогу, а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.
(Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу).
Встать «по пальцам» упражнение, в котором каждый из детей внутренне
решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
«Актеры» Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную
скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании
стараются угадать, что им показали
«Испорченный телефон» — как можно быстрее передать друг другу какоето слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем
ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на
слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает,
какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.

«Волшебная палочка» (любая игрушка, любой предмет) Дети стоят в
кругу, «Волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в руки, глядя
друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какому-то заранее
заданному заказу-правилу: * на что похож предмет; * какая бывает (зима,
весна, природа, ...); * ласковые слова; *домашний адрес; * имя, отчество
мамы (папы, свое...); при передаче «волшебной палочки» можно
договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; при
необходимости называть имя рядом стоящего ребенка.
«Разведчики» (связаться глазами с партнером) Каждый ребенок связывается
глазами с кем-то в кругу. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни
словами только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». После
того как пара образуется можно дать любое дополнительное задание
поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть
и т.д. Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать
вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или
«взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго,
«бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути
спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д. Педагог обращается к
детям: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики это люди,
которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по
сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний
и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим
разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя!
Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками
головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
«Азбука городов» Участники рассаживаются по кругу и определяют
(например, считалочкой), кто будет начинать. Ребенок произносит, например,
следующее: «Я поеду в Астрахань», - и, повернувшись к соседу, спрашивает:
«Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А».
Например: «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не водятся, там
скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно, напротив,
 несообразности вносят в неѐ дополнительное веселье.) Ответив соседу «из
Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов могут идти по
алфавиту, а могут быть произвольно выбранные названия городов): «Я поеду
в Братск!» - и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает:
«Баранки покупать... А я поеду в Вологду. Зачем?» …Ну и так далее. Тот, кто
ошибся - ответил невпопад, - платит фант или выбывает из игры. Его сосед
продолжает игру



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»

комбинированного вида» г. Минусинска

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Картотека игр социо-игровой
направленности
( Е.Е. Шулешко, А.П. Ершов, В.М. Букатов)

                                                                                          Подготовила:

                                                                                      воспитатель

                                                                                    Тузова О.П.

г. Минусинск, 2020 г.


 Игры для рабочего настроя
Игры этой группы имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу,
поставить участников в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивают
повышение мобилизации внимания и тела.
«Встать по пальцам»
Все дети сидят, педагог, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), поднимает
над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до
трех, после чего произносит: «Замри!». Он открывает глаза или
поворачивается к детям. Встать должно столько человек, сколько было
показано пальцев.
В группе оказывается два-три ребенка, которые встают каждый раз, и пятьшесть не работающих. Для изменения ситуации предложить следующее:
1) слишком активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут
наблюдать за точностью выполнения задания;
2) создать отдельную подгруппу из неактивных и устроить соревнование
между группами (тогда в группе неактивных окажутся свои лидеры).
«Эхо»
Дети отвечают на действия ведущего дружным эхом. На хлопок ведущего
дети отвечают дружным хлопком. Часто дружного хлопка не получается
потому, что часть детей настроены только на ведущего. Они стараются
хлопнуть одновременно с ведущим и забывают о том, что эхо должно быть
дружным, одновременным.
Усложнениями могут быть задания: отбивание серии хлопков (3-6) в
определенном ритме; постукиванием по стулу, коленям или притопывание.
Варианты: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит –
играющие эхом повторяют приглушенно, но точно так же.
Разведчики
Каждый ребенок по сигналу «связывается глазами», не сходя с места,
находит того, кто смотрит именно на него и тогда они «удерживают» друг
друга взглядами. Существует договоренность, что нельзя пользоваться ни
жестами, ни словами. Ведущий говорит: «Сейчас мы поиграем в разведчиков.
Разведчики - это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно.
Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких
слов, движений, только глазами договоритесь, кто будет вашим разведчиком
и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя, иначе другие
заметят и обнаружат, что вы разведчики» . Затем дается задание –
поменяться местами; поменяться местами, а в пути пожать друг другу руку;
задать друг другу вопрос и т.д.

Летает – не летает
Ведущий называет слова, дети выполняют заданные движения. Например, на
летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на
нелетающий предмет – ничего не делают. Кто ошибается, тот выходит из
игры. Ведущему подготовить перечень того, что летает: муха, орел, самолет,
журавль, комар, ракета и т.д.
Варианты заданий: растет - - не растет, двигается – не двигается, больше
или меньше, живое - не живое.
Волшебная палочка
Волшебная палочка (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном
порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказуправилу.
Варианты:
-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к
нему;
-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и
т.п.
Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное
положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии
передачи:
-глядеть друг другу в глаза
-вставать, если согласны с высказыванием принимающего
-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.
Неиспорченный телефон
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух.
Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в
передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово,
переданное первым игроком.
Первый вариант. Дети стоят в кругу и передают на ушко соседу звук.
Последний идет находить предмет, в названии которого есть такой звук.
Второй вариант
. Одна компания передает слово, а другая «ловит» его на
слух, пытаясь понять слово.
Третий вариант
. Две компании с одинаковым количеством человек
одновременно начинают передавать предложение. Выигрывает та компания,
которая быстрее и правильно передала предложение
Расчет с двух концов
Дети сидят полукругом, дается задание – рассчитаться по порядку. Но
предлагается расчет вести одновременно с двух концов. Одновременно как
по часовой стрелке, так и против, навстречу друг другу движется цепочки

расчета. Где-то в середине они пересекаются и продолжаются дальше. Так,
крайний слева был первым при расчете в полукруге по часовой стрелке и
последним при расчете в направлении против часовой стрелке. Они
называют свои порядковые номера, как правило, эти номера не сходятся.
Слухачи
Цель: сблизить детей в деловом общении; развивать музыкальные
способности, фонематическое восприятие.
Варианты:1. Из каждой команды выбирается по одному «слухачу», они
выходят из зала. Остальным играющим загадывается загадка. Отгадка
является словом, которое должны будут отгадать «слухачи», она делится на
слоги. Каждая команда выбирает свой слог. Когда «слухачи» возвращаются,:
все одновременно начинают петь мелодию знакомой песни на выбранный
слог. «Слухачи» ходят между командами, вычленяют слоги, вслушиваются в
мелодию и угадывают загаданное слово и мелодию песни.2. Выбирается
строчка из знакомого детям стихотворения: «Идет бычок качается, вздыхает
на ходу» или одно слово. Каждое слово строчки стихотворения (если
выбрано одно слово, то его команды выбирают слоги) распределяют по
командам. Когда «слухачи» возвращаются, все команды одновременно
начинают безостановочно произносить свои слова. «Слухачи» ходят между
командами, выуживая отдельные слова и складывают в отдельную строчку.
Радио
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По
считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он
выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и
говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка
(мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к
диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль
диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе,
будет способствовать умению прислушиваться к мнению других,
формировать позитивное отношение к сверстникам.
«Настроение» Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение
жестами. Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим
настроением. Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки,
Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз,
верх – вниз, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть

«Мы проснулись» Воспитатель читает стихотворение. Дети дополняют
стихотворение жестами "Вышло солнце погулять, С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод! Встало солнышко с утра –
Просыпаться нам пора. Потягушка потянись, Поскорей, скорей проснись. С
добрым утром, глазки, С добрым утром, ушки, С добрым утром, ручки, С
добрым утром, ножки! " Вы проснулись? Дети: Мы проснулись!
II. Игры разминки-разрядки
Игры разминки-разрядки – объединяются своей всеобщей доступностью,
быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В
них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного
отдыха.
Руки-ноги
Играющие стоят или сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок)
хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.),
хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).
Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.
Ловить зверюшку
Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить
(кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий
выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение
произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать
«отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».
Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.
День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает
Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,
играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают,
догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит
вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие
останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые
играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Вариант:
-использование любых движений «День наступает – всё оживает»
-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает»
(сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание).
Слушать за окном, за дверью
Развивает фонематический слух, вслушиваемость в поток речи.
По заданию педагога все сосредотачивают свое внимание на звуках и
шорохах улицы, комнаты. Услышанное, дети перечисляют по очереди и
объясняют. По этим рассказам дети выясняют, кто больше и подробнее
услышал шумы, и кто смог, услышанное, связать с картинкой происходящих
событий. Например, не просто шум машины, а грузовая машина с тяжелым
грузом торопится на базу.
Не стоит допускать, чтобы дети начинали сочинять звуки – это снимает
ценность задания.
Вариант игры - дети-исполнители разыгрывают звуковую картинку (этюд),
а остальные слушают и пытаются определить, «что, где, когда».
" Делай, как я! Ведущий говорит слова: Встаньте дети, встаньте в круг!
Повторяй за мной мой друг! ведущий показывает разнообразные движение.
Дети повторяют это движение друг за другом, как бы передовая движения по
кругу.
Игра-активатор “Друг к дружке” Сейчас вы будете играть в одну очень
интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам
говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро
“поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы
должны будете поменять партнера. Итак – начали: Правая рука к правой
руке! – Нос к носу! – Спина к спине! – Друг к дружке! – Бедро к бедру! – Ухо
к уху! – Пятка к пятке! – Друг к дружке! – Носок к носку! – Живот к животу!
– Лоб ко лбу! – Друг к дружке! – Бок к боку! – Колено к колену! – Мизинец к
мизинцу! – Друг к дружке! – Затылок к затылку! – Локоть к локтю! – Кулак к
кулаку! Молодцы!!!
«Стою, на кого-то СМОТРЮ» Разминка заключается в том, что тот, на кого
спокойно посмотрит педагог, встает. Элементарное задание, завершающееся
словами ведущего «спасибо, садись». Встать в ответ на взгляд может
каждый, если он захочет признать, что смотрят на него. Ребята встречают
подобную разминку каждый по-своему, и далеко не всегда она проходит без
«затянувшегося взгляда»: даже когда все, кроме объекта взгляда, понимают,
что смотрят на него, он все-таки не встает. Этот показатель особенности
характера ребенка педагог должен учитывать во всех остальных
упражнениях и заданиях. Крайне важно предложить кому-либо из детей,
встав на место педагог, посмотреть на кого-то и сказать ему, когда он
встанет: «Спасибо, садись».
«Зеркало» Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы
пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в

«Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти
движения за ним.
III Игры для творческого самоутверждения
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
Стихи по ролям
Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака,
Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными
голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы
декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между
конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.
Собрать диалог
Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из
этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет

проговаривать

реплику,

определяют

последовательность

группе

играющих

возникает

определённый

сюжет

с

действующими лицами,

характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы),
постепенно доводя диалоги до 3-5 .
Тело в деле
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию)
какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную
гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию»,
остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия,
сравнивают «фотографии».
Варианты:
-дополнить «фотографию» своим пониманием
-показать «фотографии» до и после задуманного
Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура,
от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры
лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и
как занят тот или иной ребёнок.
Животные
Группа детей выбирают в каких животных (домашних или диких) они
«превратятся». После чего, они начинают совершать определенные
действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано.
Готовиться к превращению в животных можно по одному, по два, по три
человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте
действия (например, лес, поляна, река,птицеферма). Но и в этом случае

должны быть зрители-отгадчики, их присутствие ставит ребенка перед
необходимостью быть понятым, поэтому он совершает игровые действия
точнее и ответственнее.
IV Игры вольные
Для выполнения требуется достаточное пространство и свобода
передвижения. Цель таких игр организация двигательной активности детей.
Зеркало
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,
другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.
Варианты:
воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие –
«осколки зеркала», его отражающие
-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный,
обиженный)
Тумба, тумба, где ключи
Игра способствует развитию у детей ловкости, смелости, смекалки.
Все игроки делают себе «домики» - очерчивают круг или кладут на пол
обруч. Когда игрок занимает домик, то он становится тумбой. Водящий
перебегает от одного домика к другому с вопросом: «Тумба, тумба, где
ключи?».
Ему отвечают: «Вон, там», - и отсылает в другое место игрового поля. В это
время как водящий задает свой вопрос одной «тумбе», остальные тумбы
стремятся поменяться домиками, а водящий – занять чей-нибудь временно
пустующий домик. Тот, кто теряет свой домик, становится водящим.
След в след
Игра развивает внимание и умение ориентироваться на другого.
Дети должны пройти по цепочке друг за другом, и ставить ногу, можно
только в освободившейся след. Можно предложить перейти, таким
образом, через воображаемое болото, по грязи, по камням. Идущему сзади
нужно не наступать на пятки впереди идущему, а дождаться, когда след
освободится полностью.
Воробьи-вороны
Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда
«Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель
(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до
определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель
(ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент
все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности,

исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы
воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие
убегают – догоняют.
Вариант:
-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и
договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке
располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет
«воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие
пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)
День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает
Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,
играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают,
догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит
вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие
останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые
играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Вариант:
-использование любых движений «День наступает – всё оживает»
-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает»
(сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)
V Игры для социо-игрового приобщения к делу
Цель игр для социо-игрового приобщения к делу – выстраивание деловых
взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
«Японская машинка» Объяснение игры лучше всего проводить
одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий
выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в
ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям правая по правому, левая по
левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку
вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой;
далее повторяют 1) опять хлопок перед собой, 2)... и т. д. После того как дети
начинают справляться с последовательностью движений и выполняют их
ритмично и синхронно, вводится речь. (Можно называть например: Имя
отчество ребенка (мамы, папы); домашний адрес, отвечать на любой
поставленный вопрос: какая бывает зима (яркая, снежная, морозная...) и т.д.)
Данная игра-разминка тренирует а) координацию движений, б) связь
координации с произнесением слов, в) умение распределять внимание.
Превращение предмета (развивает воображение)
Любой предмет (карандаш, геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, овал,) предлагается «превратить» в нечто другое. Например,
дети по цепочке передают круг и превращают его в колесо, руль, тарелку,
стол и т.д., при этом можно выразить словом , а можно показать действием.
Рассказ-рисунок о том, что вижу
Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что
находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель
(ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в
кабинете, в группе, картину и т.п.). Описания должны быть понятными,
чёткими, связными.
Вариант: дети делятся на две команды и рисуют командой композицию –
например, два треугольника, три квадрата и один прямоугольник. Когда
рисунок готов, то команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в
чужую команду, должен «по рации» объяснить, как изобразить то же самое.
Потом это проделывает другой капитан.
Так и не так
Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же
ситуация в двух вариантах ее проживания: правильное и неправильное
поведение. Карточки раздаются детям. Ведущий просит рассмотреть их и
поднять картинку с «неправильным поведением». Один из детей
рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Остальные дети
слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому
досталась такая карточка, и продолжает рассказывать как надо себя вести.
Первый вариант- просто знакомство с правилами поведения. Второй –
актерское исполнение детьми заданных рисунками ситуаций.
«Пишу по воздуху» — выбранный ведущий пишет по воздуху цифры,
буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было
нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом,
головой, ногой, коленкой и т.п.
«Выбор водящего» — варианты жеребьевок: на кулачках (представители
команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за
другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки;
вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с
указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка» — ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды
дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да»
или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для
обдумывания и совместного обсуждения.

«Одно и то же по-разному» Группке детей предлагается показать, кто как,
например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают.
Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и
т.д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием
начинают улавливать. Выполнение многих действий может происходить поразному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и
облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка,
собачка не так как бабочка и т.д. И даже человек сидит у телевизора не так
как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не
так как на концерте и т.д.
"Мы похожи?» Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и
говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты
похож на меня тем, что. - Я отличаюсь от тебя тем, что. Другой вариант: в
парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты -
на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение,
обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие
были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности,
похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто
не может нас заставить быть другими.
Встать «по пальцам» Так как задание это связано с двигательной
активностью, то на занятиях оно обычно дается в качестве своеобразной
разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись,
поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и,
сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. Все
дети должны разбежаться на мини-группы по заданному количеству. Во
время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро
сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать
самому педагогу, а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.
(Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу).
Встать «по пальцам» упражнение, в котором каждый из детей внутренне
решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
«Актеры» Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную
скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании
стараются угадать, что им показали
«Испорченный телефон» — как можно быстрее передать друг другу какоето слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем
ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на
слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает,
какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.

«Волшебная палочка» (любая игрушка, любой предмет) Дети стоят в
кругу, «Волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в руки, глядя
друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какому-то заранее
заданному заказу-правилу: * на что похож предмет; * какая бывает (зима,
весна, природа, ...); * ласковые слова; *домашний адрес; * имя, отчество
мамы (папы, свое...); при передаче «волшебной палочки» можно
договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; при
необходимости называть имя рядом стоящего ребенка.
«Разведчики» (связаться глазами с партнером) Каждый ребенок связывается
глазами с кем-то в кругу. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни
словами только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». После
того как пара образуется можно дать любое дополнительное задание
поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть
и т.д. Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать
вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или
«взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго,
«бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути
спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д. Педагог обращается к
детям: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики это люди,
которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по
сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний
и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим
разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя!
Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками
головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
«Азбука городов» Участники рассаживаются по кругу и определяют
(например, считалочкой), кто будет начинать. Ребенок произносит, например,
следующее: «Я поеду в Астрахань», - и, повернувшись к соседу, спрашивает:
«Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А».
Например: «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не водятся, там
скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно, напротив,
 несообразности вносят в неѐ дополнительное веселье.) Ответив соседу «из
Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов могут идти по
алфавиту, а могут быть произвольно выбранные названия городов): «Я поеду
в Братск!» - и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает:
«Баранки покупать... А я поеду в Вологду. Зачем?» …Ну и так далее. Тот, кто
ошибся - ответил невпопад, - платит фант или выбывает из игры. Его сосед
продолжает игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр социо-игровой направленности

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр социо-игровой направленности

Материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп...

Картотека игр социо - игровой направленности, предложенная Е.Е.Шулейко, А.П.Ершовой, В.М.Букатовым.

Пробудить интерес друг к другу, поставить участников игры в какие то зависимости друг от друга, обеспечивающие  общее повышение мобилизации внимания и тела....

Картотека игр социо - игровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым

Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга,  распознавать настроение других. Так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию ком...

картотека игр социо-игровой направленности

Картоитека игр для дошкольников социо-игровой направленности...

Картотека игр социо-игровой направленности

Картотека игр социо-игровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым...