Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (без участия речи)
картотека

Тузова Ольга Петровна

 

Картотека

игр и упражнений

на развитие речевого дыхания

(без участия речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное

 бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»

комбинированного вида» г. Минусинска

662606,  г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Картотека

игр и упражнений

на развитие речевого дыхания

(без участия речи)

для старшей и подготовительной

логопедической группы

Подготовила:

воспитатель

Тузова О.П.

г. Минусинск, 2020 г.

  1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
  2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
  3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  4. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
  5. «Костёр». Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
  6. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
  7. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  8. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
  9. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
  10. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
  11. «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале согласных звуков

Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

«Ветерок».

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Выдох спокойный, ненапряжённый.

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки…

Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:

Осиновый - А-А-А… Рябиновый – И-И-И… Берёзовый – О-О-О…

Дубовый – У-У-У… Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».

«Трубач».

Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.

«Ёжик»

Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).

«Регулировщики»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).

«Каша кипит».

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).

«Гуси шипят».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

«Шар лопнул».

Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал:

Подошёл и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп

Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

«Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).

«Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).

«Лыжник».

Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов

«Часики».

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить: тик-так.

«Петух».

Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.

«Паровозик».

Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

«Дровосек».

Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

«Гуси летят».

Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.

Дыхательно-голосовые упражнения

на материале слов

Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Произнесение ряда слов на одном выдохе.

Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.

Перечисление названий месяцев.

Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

Перечисление времён года.

Зима; зима, весна; зима, весна, лето.

Дыхательно-голосовые упражнения

на материале предложений, фраз

Произнесение фразы с постепенным усложнением.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы.

Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребёнок повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй – ещё одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

«Цветы».

В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ....

Развитие речевого дыхания - основа правильной речи

О формировании правильного речевого дыхания...

Развитие речевого дыхания – основа правильной речи у детей с ТНР

       Плавный длительный выдох – это основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дых...