Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (без участия речи)
картотека
Картотека
игр и упражнений
на развитие речевого дыхания
(без участия речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»
комбинированного вида» г. Минусинска
662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А
Картотека
игр и упражнений
на развитие речевого дыхания
(без участия речи)
для старшей и подготовительной
логопедической группы
Подготовила:
воспитатель
Тузова О.П.
г. Минусинск, 2020 г.
- «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
- «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
- «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
- «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
- «Костёр». Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
- «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
- «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
- «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
- «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
- «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
- «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
на материале согласных звуков
Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
«Ветерок».
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Выдох спокойный, ненапряжённый.
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки…
Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
Осиновый - А-А-А… Рябиновый – И-И-И… Берёзовый – О-О-О…
Дубовый – У-У-У… Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».
«Трубач».
Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.
«Ёжик»
Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).
«Регулировщики»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).
«Каша кипит».
Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).
«Гуси шипят».
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
«Шар лопнул».
Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал:
Подошёл и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп
Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
«Насос».
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).
«Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).
«Лыжник».
Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов
«Часики».
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить: тик-так.
«Петух».
Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.
«Паровозик».
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.
«Дровосек».
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
«Гуси летят».
Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.
Дыхательно-голосовые упражнения
на материале слов
Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Произнесение ряда слов на одном выдохе.
Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.
Перечисление названий месяцев.
Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
Перечисление времён года.
Зима; зима, весна; зима, весна, лето.
Дыхательно-голосовые упражнения
на материале предложений, фраз
Произнесение фразы с постепенным усложнением.
Цель: Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы.
Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребёнок повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй – ещё одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
«Цветы».
В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ....
Развитие речевого дыхания - основа правильной речи
О формировании правильного речевого дыхания...
Развитие речевого дыхания – основа правильной речи у детей с ТНР
Плавный длительный выдох – это основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дых...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Развитие речевого дыхания – основа правильной речи у детей с ТНР
Плавный длительный выдох – это основа и важнейшее условие правильной речи...