Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
консультация
Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_dyhanie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
без участия речи
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
- «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
- «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
- «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми,
- «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с огоньком, из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу), макет дома с «включенным светом в окнах», (дети дуют - «свет гаснет»).
- «Костер». Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагает «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
- «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?» Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
- «Не разбуди игрушку». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере. На первую-вторую доли - два коротких шага и вдох носом, на третью-четвертую доли - остановка долгий выдох.
- «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
- «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метелочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
10. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, чтобы они отклонялись и шелестели.
- «Флажок». Детям предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
- «Чья птичка дальше улетит?». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое детей садятся - каждый напротив своей птички - и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
- «Покатай карандаш». Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).
- «Трубочка». Детям предлагают подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты или фольги и т.п., покатать катушку от ниток, колпачок от шприца и другие предметы, дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.
- «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
- «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?
- «Снежинки летят». На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, перышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается сильно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «Догоняют» друга.
- «Бабочки». Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.
- «Кто спрятался за занавеской?». Детям предлагается долго дуть на «занавески» из тонкой бумаги, прикрепленную к стойке, - открыть занавеску и посмотреть, за ней спрятался.
- «Кто забьет больше голов?». Дети надувают мячи - шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.
- «Загони машину в гараж». Через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гаражи.
- «Морские гонки». Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» половинки грецкого ореха с парусом.
- «Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.
- «Надуй игрушку». Детям предлагается надувать резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
- «Духовые инструменты». Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.
- «Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?
- «Губная гармошка». Пронзительный звук издает гармошка, сделанная из расчески, если дуть на нее через тонкую полоску бумаги.
Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать воздушные шары и резиновые игрушки можно только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха. Более трудной является игра на духовых инструментах.
Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых, в случаях появления головокружения занятия следует прекратить.
После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания...
Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи».
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыха...
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....
Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (без участия речи)
Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания (без участия речи)...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....