«Дидактическая игра, как форма развития детей старшего дошкольного возраста».
план-конспект занятия
Консультация для родителей на тему:
«Дидактическая игра, как форма развития детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._dlya_roditeley.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Дидактическая игра, как форма развития детей старшего дошкольного возраста».
В народе есть такая притча: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактическая игра представляет собой многословное, педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания ребенка.
Учиться играя! Чтобы маленькие крохи овладели необходимой речью, движениями, разнообразными навыками и умениями, их надо этому научить.
Для обучения детей специально созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку дается в игровой форме. Дети играют, не подозревая то, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.
В дошкольном воспитании существует следующие виды дидактических игр:
- с игрушками и предметами;
- настолько-печатные;
- словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, существуют разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр вовсе не означает, что надо иметь их в большом количестве. Множество дидактических игр рассеивают внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
Игры с предметами и игрушками основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и игрушками, таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами (игрушками) дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия между предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С неживой природы помощью растений, настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. При таком обучении дети быстро и лучше приобретают знания, умения и навыки, а также у них развивается речь, мышление, внимание, память. Конечно же с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Но основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
В дидактической игре большую роль играют правила. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немалую роль в дидактических играх играет игровое действие. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе и т. д.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны между собой.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию —выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Роль дидактических игр:
- являются средством воспитания, с помощью игр воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, поступки и поведение;
- выполняют обучающую функцию, являются средством обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления.
- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Дидактическая игра — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"
доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....
"Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"
В конспекте дана классификация дидактических игр, структура и технология дидактических игр. А также представлена игра для детей старшего дошкольного возраста "Логический экран"....
Дидактическая игра на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста «Умница гусеница»
Дидактическая игра «Умница гусеница» направленна на освоение содержания образовательной области "Познавательное развитие" с учётом требований ФГОС ДО, формирование элементарных математических представ...
Самообразование по теме: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего дошкольного возраста»
план по самообразованию для педагогов...
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...
План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...
план самообразования" Дидактическая игра как форма развития детей раннего дошкольного возраста"
повышение компитентности в вопросе развития детей через дидактическую игру. Сообщение для педагогов по данной теме...