Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству
консультация
Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Организуя работу с родителями по приобщению к народному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание, уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников:
- родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи («Приобщение ребенка к истокам народной культуры»);
- мини-собрания одна из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции.
- творческие (художественные) гостиные - это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов.
- конференции – где в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в определенной области, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами («Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей.
- беседа - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.
- консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. («Влияние народного декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей детей») советы специалиста, индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
- мастер-классы;
- круглый стол, в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов;
- вечера для родителей;
- кружки;
- консультативный клуб;
- клубы по интересам;
- дни открытых дверей, дает возможность познакомить родителей с правилами дошкольным учреждением, его традициями особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию;
- КВН по народным промыслам;
- турниры знатоков;
- устный журнал, состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Каждая страница – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием (просмотром) записей, выставками рисунков, поделок, книг;
- викторины;
-праздники;
- фольклорные посиделки;
- тренинги, тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
- выпуск газеты, стенгазеты, конкурсы (плакатов, коллажей)
- семейные художественные студии - это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Например, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства.
- совместные вернисажи;
- выставки семейных коллекций;
- экспонаты своими руками;
- создание мини - музеев и экспозиций;
- экскурсии (музеи, художественные салоны, выставочные центры);
- виртуальные экскурсии;
- проектная деятельность;
- семейная ассамблея (форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность);
- семейный календарь (оформляя его, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности о музеях города и об организуемых выставках);
- перспективы выходного дня (сообщается адрес музея, что можно увидеть, на что обратить внимание;
- прием «путеводного листа» - предлагаем родителям посетить в Интернете, например, «Эрмитаж»;
- аукционы - проходят в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме («Ярмарка»);
Наглядно-информационные (просветительские, аналитические):
- информационные стенды (корзины, письма);
- папки-передвижки, формируются по тематическому принципу;
- выставки в детском саду и за его пределами;
- фотовыставки, в том числе и когда родители (по просьбе педагогов) делают фотографии во время посещения интересных мест, выставок, музеев и предоставляют фото в копилку группы или детского сада;
- памятки, буклеты, изготовленные на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст читался без разрезки, раскрываясь, как ширма;
- брошюры, листовки, бюллетени;
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях.
- создание медиатеки («Народные промыслы нашего края»);
- интернет журналы, переписка по электронной почте приобретение книг, открыток – верный способ приобщения к народному искусству и понимание его создание книг («Ярмарка народных промыслов»);
- опросы, анкетирование, тестирование по вопросам художественного развития детей.
Перечисленные формы используются в зависимости от направления по вовлечению родителей в художественно-образовательное пространство. Также используются:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с народными промыслами (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
2. Пропаганда народного искусства (информационный блок на изобразительной страничке, возможность пользования фонотекой «Художественный киоск»);
3. Вовлечение в изобразительно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
4. Совместная изобразительно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно, дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для всестороннего развития ребенка.
Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную образовательную программу.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческий, заинтересованный педагог, который не боится современных инновационных технологий, задумывающийся над тем, как построить свою работу в соответствии с ФГОС, будет применять множество разнообразных форм работы с детьми и семьей, которые можно использовать в приобщении дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
Главное во всех этих видах работы – любовь к детям и настрой на творческое развитие личности в игре через интеграцию по всем направлениям образовательной деятельности.
Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.
Народное декоративно – прикладное искусство стимулирует детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе непрерывной образовательной деятельности и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки и декоративной росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к народному декоративно- прикладному искусству"
Сообщение на педагогическом совещании....
МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»
Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....
Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе. НОД «Сказки Корнея Чуковского»
Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе.НОД «Сказки Корнея Чуковского»...
Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе
Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприя...
Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству
Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусствуОбзор специальных методов при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством...
«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...
«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, ...