Мастер-класс "Технология исследовательской деятельности"
учебно-методический материал (младшая группа)
Данный мастер-класс посвящен технологии исследовательской деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tehnologiya_issledovatelsoy_deyatelnosti.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Организация познавательно- исследовательской деятельности ДОУ»
Инсапова Сирина Мирхазиановна
Организация: МБДОУ №29 «Росинка»
Республика Башкортостан, г.Октябрьский
Цель – Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
В задачи мастер-класса входит:
- Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
- Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
- Повысить уровень мастерства педагогов.
- Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Что такое познавательно-исследовательская деятельность по ФГОС? Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, которая позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Данный мастер класс посвящен экспериментам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.
Для детей особенно интересно все необычное и загадочное, поэтому есть высокая необходимость проводить эксперименты на занятиях в ДОУ. Проведение экспериментов повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности. Главное условие при проведении экспериментов это безопасность, поэтому следует соблюдать следующие условия:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Я предлагаю вам отправится в путешествие, благодаря которому вы сами убедитесь, что эксперимент – это интересно и увлекательно.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны. Мне нужны помощники- 4 человека.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, какие навыки развивает исследовательская деятельность?
Ответы: В процессе исследовательской деятельности у детей, развивается:
- Любознательность
- Наблюдательность
- Инициативность
- Активность
- Эмоциональность
- Настойчивость
- Общительность
- Аккуратность
- Усидчивость
- Расширение кругозора
- Молодцы! приступаем к путешествию. Чтобы понять, с чем связан наш первый эксперимент, давайте отгадаем загадку.
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
(Цветок)
-Молодцы, первый наш эксперимент называется «Засохшие цветы». Нам понадобится: миска с водой, вырезанный из бумаги - цветок.
-Посмотрите наши цветы засохли. Их нужно срочно спасти. Как? (ответы)
Проведение: Опустите цветы на воду и посмотрите, что произойдет (Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: цветы сделаны из бумаги, бумага намокает вбирает в себя воду, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
- Молодцы! Давайте отгадаем следующую загадку, чтобы узнать, с чем связан наш следующий эксперимент:
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец.
Так и выскочил жилец (Яйцо).
- Молодцы, второй наш эксперимент связан с яйцом и называется «Волшебное яйцо». Нам понадобится: яйца и 2 стакана с водой (один стакан с простой водой, а во втором стакане- соленая вода).
Проведение:Осторожно опускаем яйцо в 1 стакан, что мы видим? (Оно утонуло). Осторожно опускаем второе яйцо во второй стакан и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (Яйцо не тонет).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Солёная вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.
- Молодцы! Отправляемся дальше в наше необычное путешествие. Давайте отгадаем загадку, это и будет подсказка, с чем связан наш следующий эксперимент:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
Нам понадобится: воздушный шар, цедра апельсина.
Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит.
Проведение: Выжимаем цедру апельсина над шариком и ждем, что же произойдет (Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!)
Вывод: Сок который мы выдавливаем из апельсина содержит особое вещество — лимонен. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
-Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
Где с горы летит огонь,
И дымит со всех сторон,
Там опасный хулиган,
Вновь проснувшийся…(Вулкан)
-Молодцы, следующий наш эксперимент называется «Извержение вулкана». Нам понадобится: большая прозрачная емкость, пластиковая бутылка, перекись водорода, несколько капель моющего средства, пищевой краситель, стакан, теплая вода, сухие дрожжи, столовая и чайная ложка.
Проведение: В бутылку выливаем весь флакон с перекисью водорода, в этот раствор капаем несколько капель моющего средства, хорошо взбалтываем и добавляем пищевой краситель, еще раз перемешаем. В отдельный стакан наливаем 2 столовой ложки теплой воды, туда же добавляем 1 чайную ложку сухих дрожжей, хорошо перемешиваем, растворяем дрожжи. Готовую смесь вливаем в бутылку.Посмотрите, что происходит? (ответы педагогов).
Воспитатель: Сделаем вывод?
Вывод: При соединении перекиси водорода и дрожжей происходит химическая реакция с выделением углекислого газа.
-Уважаемы коллеги! Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.
В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.
Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;
Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облачко»;
Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, поднимите «грозовую тучу».
Я благодарю группы за продуктивную работу. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.
Список литературы:
1.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»- М: Мозайка- Синтез, 2014.
2.Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов « Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» - М: Мозайка- Синтез, 2014.
3.Н.А. Арапова- Пискарёва « Формирование элементарных математических представлений в детском саду» - М: Мозайка- Синтез, 2006.
4. Н.В. Алёшина « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью/ Средняя группа/- М: ООО « ЦГЛ», 2005.
5.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
6.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
7.“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.
8.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...