Проект "Неизведанное рядом"
проект
Предварительный просмотр:
Проект по экспериментальной деятельности с дошкольниками подготовительной
группы
«Неизведанное рядом»
Воспитатель: Жибинова Н.Н.
2022год
Актуальность разрабатываемого проекта:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие представлений о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений.
2. Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей:
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка:
- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сроки проекта:
Проект рассчитан на один месяц.
Формы работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
- Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
- Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
- Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:
1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.
3.Организация развивающей предметно пространственной среды.
4. Оценка результатов проведённой работы.
1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.
2 этап. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».
В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.
Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
Один два раза в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки.
3 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
-Консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Наглядная информация
-Обмен опытом
Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.
Литература:
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 2004.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.
- Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
- Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения.2010
Приложение
Опыт №1
Выращивание кристаллов.
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Результатом этого опыта будет получение красивых кристаллов на поверхности проволоки. Для их выращивания нужен крепкий раствор соли. Определить, достаточно ли насыщенный раствор получился, можно, добавив новую порцию соли. Если она уже не растворяется, раствор готов. Чем чище вода, тем лучше. Чтобы очистить раствор от мусора, перелейте его в другую емкость. Опустите в раствор веточку и поставьте все в теплое место. Через несколько дней веточка обрастает соляным «снегом».
Опыт №2
Как сделать лизуна в домашних условиях из клея ПВА и тетра бората натрия.
Цель: изготовление лизуна в домашних условиях.
Задачи: раскрыть значение слова «лизун»; изучить историю возникновения лизуна; изучить, какие компоненты входят в состав лизуна; провести опыты (изготовить игрушку); определить условия хранения.
Для лизуна надо взять:
тетра борат натрия — 17,5 мл (3,5 чайных ложки);
пену для бритья — 50 мл;
клей ПВА — 30 мл;
тёплую воду — 100мл;
2 эмалированных миски.
Процесс приготовления:
В первой посудине смешать порошок буры (полторы чайных ложки) и воду (50 мл), пока не получится однородная масса.
Добавить клей и бритвенную пену, тщательно перемешать.
Во второй посудине растворить 2 чайных ложки тетрабората в 50 мл воды до получения однородной субстанции.
Медленно влить раствор из второй миски в первую. Мешать, пока комочек не перестанет липнуть к рукам.
Опыт №3
Вода течёт.
Цель: Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.
Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметы.
Для этого опыта надо взять: минимум три стакана (это зависит от того, на сколько цветов вы хотите провести опыт) вода пищевые красители бумажные полотенца Возьмите красители тех цветов, которые вы бы хотели смешать.
Очень хорошо получается, если смешать красный с желтым, желтый с синим, синий с красным.
Налить в стаканы воды и в каждый из них добавьте краситель.
Взять еще дополнительно по одному пустому стакану для каждой пары цветов. Бумажное полотенце, или белую салфетку, сложите в четыре раза продольно.
Разрезать бумажное полотенце пополам, а затем сложите его в четверть продольно.
Опустить один конец полотенца в цветную воду, а другой конец опустите в пустой стакан.
Еще одно полотенце, сложить так же и опустите один конец в другой цвет, а второй конец в тот же пустой стакан.
Через некоторое время из-за капиллярных сил вода переместится по полотенцу в пустой стакан, и он будет заполняться водой, пока уровень воды не сравняется во всех стаканах.
Наблюдать, как цветная вода по салфетке стекает в пустой стакан. В результате смешивания, в пустом стакане образуется третий цвет.
Этот опыт поможет рассказать ребенку о законе сообщающихся сосудов, показать смешение цветов.
Опыт №4
Взять монетку не намочив руки.
(Вакум)
Приборы: тарелка с водой (можно чуть подкрасить воду для большего эффекта), свечка (закрепите её на дно тарелки пластилином или воспользуйтесь плавающей свечой), банка, монета
Инструкция
Положите монету на дно тарелки.
Подожгите свечу. Накройте свечу банкой, сначала не касаясь воды (так чтобы воздух внутри банки прогрелся), а затем опустите банку в воду, так чтобы монета оказалась рядом.
Объяснение.
Свеча потухнет. Это происходит потому, что для поддержания процесса горения необходим кислород, а в перевернутой банке он быстро заканчивается. Нагретый воздух оказывает большее давление, поэтому при остывании давление внутри банки будет уменьшаться и для его выравнивания с наружным атмосферным давлением вода будет втягиваться в банку. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Опыт№5
«Дождь в банке»
Цель: развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о неживой природе;
- расширять представление о круговороте воды в природе;
- формировать умение наблюдать, делать вывод;
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Ход работы.
Налейте в банку немного горячей воды. Положите на тонкую крышку несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Опыт №6. «Дождевые облака»
Цель: развивать у детей интерес к познавательской- исследовательской деятельности.
Задачи:
- Углублять представление детей о неживой природе;
- Расширять представления о круговороте воды в природе;
- Формировать умение наблюдать и делать выводы.
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Опыт №7 «Надуй шар»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Развивать у детей любознательность, наблюдательность;
- Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
1 Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт 6. Опыт с атмосферным давлением. Всасываем яйцо в бутылку.
Яйцо нужно сварить, после подержать в холодной воде, после снять скорлупу. Очищенное яйцо нужно окунуть в воду, т.к. у мокрого яйца больше шансов пролезть в бутылку. нужно подобрать бутылку. Лучше подходит от кисломолочных продуктов. Опустить горящую свечку или поджечь бумагу и опустить в банку далее накрыть яйцом и наблюдать как начнет засасывать яйцо. Первым делом в бутылке закончится кислород, и свеча погаснет. Воздух внутри начнет остывать и, соответственно, уменьшатся в обьеме. Давление в сосуде станет меньше атмосферного, и яйцо медленно втянется в бутылку
Опыт 8. Бурлящая лава.
Цель: познакомить детей с природным явлением
Задачи: способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Материал: банка, подсолнечное масло, соль, краситель.
Наливаем масло, затем воду, затем соль и наблюдаем бурление.
Опыт 9. Как растения пьют воду. Опыт с пекинской капустой.
Понадобится пекинская капуста, пищевой краситель, банки и вода.
Цель: узнать, как растения пьют воду и как это свойство можно использовать в жизни.
Возьмите баночки с водой, добавьте в каждую по паре капель пищевого красителя и опустите туда листья салата, пекинской капусты, сельдерея или белые цветы. Постепенно листья будут менять цвет. Хотя это научный эксперимент, выглядит он волшебно. По ходу опыта рассказываем ребенку, что растения всасывают воду и таким образом питают свои цветы и листья
Опыт 10. Радуга.
Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной.
От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге.
Радуга поднимается по салфетке вверх!
Опыт 11. Проращивание семян фасоли, их рост и развитие.
Цель: наблюдение за изменением, происходящими в зерне фасоли в процессе проращивания.
Возьмите небольшую баночку и поместите туда ватные шарики, на них положите фасолину и немного полейте. У ребенка будет возможность увидеть, как растут растения и формируется корневая система.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?
Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....
мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?
Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....
Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"
Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....
Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя семья во 2 младшей группе...
Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?
Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....
Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »
Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...
НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».
Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить рисовать ягоды рябины пальчиками...