Картотека «Дидактические игры по развитию речи для детей раннего возраста».
картотека по развитию речи (младшая группа)

Гилаева Миляуша Ильгизовна

Начиная с раннего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимают дидактические игры,Дидактические игры помогают,не только активизировать речь детей,но и осуществлять постепенный переход от привычной для ребенка деятельности к игровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

 Республики Башкортостан

Картотека

 «Дидактические игры по развитию речи

для детей раннего возраста».

Подготовила: Гилаева М.И.

воспитатель

 

 

г.Октябрьский, РБ

Д/и: «Хитрые загадки»

Цель: учить детей разгадывать загадки; закреплять обобщающие понятия домашние животные; детей голосом подражать звукам животных.

Задачи: 

Развивать и обогащать речь детей, внимание, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.

Игровой материал: игровое поле с крышками. На крышке написана загадка. Под крышкой находиться отгадка.

 Ход игры:

 Вариант первый. На игровом поле расположены загадки. Ребенку предлагается отгадать загадку, (взрослый ее читает, а ребенок отгадывает). Если ребенок затрудняется, ему предлагают открыть окошко, где будет отгадка. Предложить ребенку назвать отгадку и предложить произнести (подражать) звукам животных.

 Д/И: «Помоги найти маму»

Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей.

Ход: попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

Д/И: «Кто в домике живет?»

Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Задачи: формировать умение соотносить изображение живого существа с его

жилищем. Развивать речь, мышление, познавательный интерес и мелкую моторику ребенка.

Ход: (взрослый показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «гав-гав». А это кто? (ответ ребенка). Ребенку предлагается выбрать животное и определить, где оно живет. При достаточном уровне развития связной речи просим ребенка назвать предложением. Почему?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Оборудование: полотно с изображение домиков. На прищепках картинки с животными.  

Д/И: «Кто что ест?»

 Цель: создание условий для повышения речевого уровня посредством дидактической игры.

Задачи:

Формировать речь ребенка,  расширять словарный запас и развивать связную речь, звуковую культуру речи;

Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

Ход игры: ребенку предлагается покормить животных, прикрепи то, чем каждое животное питается. При достаточном уровне развития связной речи просим ребенка назвать предложением.

Атрибуты: одно большое поле с изображением животных (мордочки, приклеенные на деревянные прищепки), продукты питания, разделенное пополам с изображением леса и двора.

Д/И: «Чей хвостик?»
Цель: развитие связной речи, внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
задачи: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Дидактический материал: карточки с изображением различных животных, а также их хвостов прикрепленных на прищепках. 
Ход игры: ребёнку дается задание. Подобрать хвост для животного. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.). 

Д/И: «Кто как говорит?»

Цель: добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Задачи: создать условия для закрепления у детей произношения звукоподражаний, умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса; закрепления названий домашних животных и их детенышей; воспитания бережного отношения к животным; активизации словаря.

Кто как говорит
Петушок проснулся рано,
Разбудил гуся, барана,
Прямо на ухо быку
Прокричал: Ку-ка-ре-ку!
 
Ходят куры: Ко-ко-ко,
В небе птицы высоко.
Не умеем мы летать,
Будем здесь сидеть, квохтать!
 
Гусь гогочет: Га-га-га,
Шея – длинная дуга,
Ходит важно толстый гусь:
- Га-га-га, собой горжусь!
 
Свинка села у корыта
И захрюкала сердито:
Хрю-хрю-хрю, ну вот – беда!
Эй, хозяйка, где еда?
 
На холме стоял барашек
В белом облаке кудряшек.
Пел он песню о себе:
- Бе-бе-бе да бе-бе-бе.
 
Говорит котенку кошка:
- Молока попей немножко.
Замяукал он в ответ:
- Мяу, а ирисок нет?
 
По двору идет Буренка,
За собой ведет теленка
И мычит корова: - Му!
Молочка налить кому?
 
Что за шум, что за гам,
Что кричит ворона нам?
Слышно только: - Кар, да кар!
Может быть, в лесу пожар?
 
- Гав! – щенок смешной сказал:
- Я бы с вами поиграл,
У меня веселый нрав,
Не кусаюсь я – гав-гав!
 
У реки сидит лягушка
И на солнце греет брюшко.
На траве видна едва,
Слышно только: ква-ква-ква.
 
Полосатая пчела
В улей меда принесла.
И жужжит она: жу-жу,
Мед я в соты положу!
 
У мышонка целый пир,
Ест мышонок вкусный сыр.
Маму просит: - Пи-пи-пи,
Сыра мне еще купи!
 
В речке быстрой утки плыли,
Рыбу клювами ловили,
И мечтали про моря:
- Кря-кря-кря, да кря-кря-кря.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур - муррр! Пугаю кур.

Ам-ам! Кто там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-у! Молока кому?

Ход игры: читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие картинки.

Оборудование: цветные ламинированные картинки с изображаем животных, птиц, насекомых.

Д/И: «Расскажи сказку»

Цель: пересказ сказки по опорным картинкам.

Задачи:

Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.

Развивать у детей речь, умение располагать в правильной последовательности картинки, усидчивость, воображение, память, логическое мышление, мелкую моторику и творческие способности.

Развивать умение употреблять некоторые вопросительные слова (кто, что, где) и несложные фразы состоящие из 3-4 слов.
Материалы: игра состоит из разрезанных последовательных сюжетных картинок к сказкам и целой картины к этой же сказке. Количество сказок может быть не ограничено.

Ход игры:

Ребенок подбирает персонажей сказки, рассказывает сказку, используя игровые картинки.  А так же располагает героев сказки в правильной последовательности.

Дети в возрасте 3-4 лет с помощью взрослого определяют игровое поле для  определенной  сказки  и  рассказывают  сказку  или  расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем.

Д/И: «Не только кошкин дом»

Цель: знакомство с домашними животными; звукопадражание; обогащение словаря; развитие внимания, сосредооченности, зрительной памяти.

Задачи: поселить семью в свой домик, назвав всех нарисованных животных и их дом. Главной задачей игры в этом возрасте будет правильное называние папы, мамы и детеныша.

Материалы: игра состоит из картинок с изображением домика - например, кошки и с разрезными картинами с изображением кота, кошки и котенка.

Ход игры: Собери семью (игра в лото). Самые маленькие детки играют в игру как в обычное лото, но с называнием всех зверюшек. Взрослый ведет игру в лото, называя животных: «У кого ягненок? У кого бык?». Выигрывает тот, кто первым собрал у себя всю семью. Детки чуть постарше могут, собрав семью, в конце игры рассказать о ней: что это за животные, чем питаются, где живут, что любят, кого боятся, как разговаривают, что дают людям, как люди за ними ухаживают.

Д/И: «Чистоговорки»

Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

Задачи:

развивать восприятие темпа,

развивать восприятие ритма,

развивать речевое дыхание,

развивать навыки управления силой голоса,

отрабатывать силу и координацию воздушной струи,

отрабатывать модуляцию голоса,

отрабатывать правильный темп речи,

отрабатывать интонационную выразительность речи,

отрабатывать четкость дикции,

обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов. 

Материалы: яркие обучающие картинки с изображением животных, птиц, насекомых

Ход игры: задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты. Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно: постепенно ускорять или замедлять темп произношения выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса выделять паузами слово с закрепляемым звуком.

Д/И: «Артикуляционная гимнастика»

Цель: выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Задачи:

Губы - укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

Язык - укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.

Щёки - укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Нижняя челюсть - развивать подвижность нижней челюсти.

Мягкое нёбо - учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Материал: зеркало, картинки с изображением как нужно правильно делать гимнастику и сопровождение в стихотворной форме.

Ход игры:

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10 секунд. Когда язык  научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.

«Котёнок» - пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно).

Д/И: «Противоположности»

Цель: учить подбирать словапротивоположныепосмыслу; активизировать усвоенные ранее слова.

Задачи: формировать улучшение памяти, концентрации внимания, способности логически мыслить;
развивать речевое развитие, обогащение индивидуального словаря.

Ход игры: взрослый называет какое-нибудь слово и показывает картинку, а ребенок по картинке должен найти противоположное по значению слово:

1 вариант- Существительные

Ребенок- (Взрослый)

Холод- (Тепло)

День-(Ночь)

Утро-(Вечер)

Свет-(Темнота) и т.д

2 вариант- Прилагательные

Теплый- (Холодный)

Гладкий- (Шершавый)

Хороший-(Плохой)

Низкий-(Высокий)

Умный-(Глупый) и т.д.

3 вариант-Глаголы

Кричать –(Молчать)

Бежать –(Стоять)

Смеяться-(Плакать)

Улыбаться –(Грустить) и т.д.

Д/И: «Назови одним словом»

Цель: формировать умение классифицировать предметы, развивать связную речь детей.

 Задача:

- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

- Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, мебели, видов транспорта и объектов окружающего мира.

- Учить понимать обобщающие слова (одежда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.).

Оборудование: цветные картинки: фрукты, ягоды, дикие животные, домашние животные, головной убор, мебель, птицы, овощи, транспорт, обувь, грибы.

Ход игры: взрослый показывает карточку, ребенок называет одним словом, что на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Что изображено на этой карточке?  (мебель, обувь, головной убор и т.д.) Как можно их назвать одним словом?

Д/И: «Стихи в картинках» (мнемотехника)

Цель: развить связную речь и мышление ребенка младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники развивать и активизировать словарь по определённой лексической теме.

Задачи:

Формировать умение ребенка работать с опорой на мнемотаблицу при заучивание стихотворения.

Способствовать развитию образного и логического мышления;

Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть картинки, предложить описать, что там изображено. Прочитать ребенку стихотворение по картинкам и предложить выучить вместе с ребеонком.

Оборудование: цветные картинки, а под картинками слова для чтения и заучивания стихотворения (помощь взрослому), простейшее изображение к строчке или целому четверостишию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста

Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста на закрепление цвета

Цель: развитие сенсорного восприятия цвета по средстваам дидактических игр...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

В картотеке представлены игры на развитие:- зрительного восприятия;- слухового восприятия;- тактильно-двигательного восприятия;- обоняния;- вкуса....

«Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста.»

laquo;Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание детей.Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию для детей раннего возраста

Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.Познавательные процессы – эт...