проект по фин грамотности
проект (старшая группа)

Устьянова Анна

"Экономь-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

Проект

по формированию финансовой грамотности 

в старшей группе комбинированной направленности №5

 «Экономь-ка»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2022 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....7

6. План мероприятий ………………………………………………………..……7

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

«Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения»

Джеймс Дьюзенберри, американский экономист

Существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Сегодня каждый понимает, что судьба Государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в детском саду, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, детский сад должен помогать воспитанникам начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

 Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и правильно управлять своими финансами. Детям необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. О чем говорит рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Экономическое воспитание дошкольников: «Формирование предпосылок финансовой грамотности»

условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом  пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.  Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний.

Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителями в магазины, кино, кафе, зоопарки; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной  образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Финансовая грамотность дошкольников». Предварительный мониторинг уровня знаний о финансовой грамотности дошкольников показал, что 90% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания в финансовых (экономических) вопросах  повседневной жизни, нет четкого представления о денежных отношениях, доходах и расходах, о денежных знаках, не сформированы знания о профессиях, связанных с экономикой, не сформированы целостные представления об экономике. Многие родители (80%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания по финансовой грамотности и уметь применять их на практике. Всего лишь 7% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 10% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по формированию финансовой грамотности у детей.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 17% родителей, низкий уровень - 83%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение уровня финансовой грамотности подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Цель проекта:  формирование у детей старшего дошкольного возраста финансово-экономической грамотности через различные виды деятельности, помочь детям войти в социально-экономическую жизнь.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками рационального использования денежных средств.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «труд – продукт – деньги» и соотношение понятий «цена – качество» через различные виды деятельности.

2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)

2. Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить

воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.

3. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-

деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.

4. Учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и

разумному использованию.

5. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры,

необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

8. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению финансовой грамотности у дошкольников.

Ожидаемые результаты

  1. Дети употребляют в жизни и общении знакомые экономические понятия.
  2. Знают и называют различные места и учреждения торговли.
  3. У детей сформированы навыки рационально использовать денежные средства, знают российские деньги.
  4. Сформированы представления о взаимосвязи «труд-продукт-деньги».
  5. Дети знают различные профессии  и результаты  труда представителей данных профессий.
  6. Проявляют интерес к экономической жизни взрослых (кто кем работает).
  7. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
  8. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
  9. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
  10. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

   Театрализованное представление по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого.

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на  14  недель: с 26.09.2022г. по 23.12.2022г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о правильном питании. Подбор литературы о чистоте, здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков.

26.09 -14.10

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «гигиена питания», «здоровое питание», «полезные продукты», «витамины», «личная гигиена», «здоровый образ жизни»

17.10 - 16.12

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов, беседа о правильной пище

19.12 - 22.12

4.

Презентация проекта

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Как лиса зайчишку обманула»

23.12

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

«Копилка», «Король и работники», «Найди пару».

Цель: формирования экономических знаний через подвижные игры

Подвижные игры

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

 1.Откуда у человека берутся деньги? На что человек тратит деньги?

 2.На что тратим деньги мы в семье?

3.Всё ли в нашей жизни можно купить и продать?

4. А откуда берутся цены на товары в магазинах?

5.Где люди хранят деньги?

6.Что будет, если потратить заработанные деньги неразумно, например, большую их часть потратить на развлечения или накупить много сладостей, приобрести много новых игрушек?

Беседы

«Пазлы»                                                           Цель: Формировать первичные представления о многообразии предметного окружения. обучение навыку соединения частей в единое целое, выделения признаков объектов.

«Идем за покупками»

Цель: реализация возможности практически осуществлять покупки.

«Доходы и расходы»

Цель: Формировать представление детей о доходах и расходах.


Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

 Игра « Кто кем работает?»

 Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Игра « Кто это делает?»

 Цель: упражнять ребят в умении определять название профессии по названию действий.

Игра: «Дорого – дешево» 

Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Игра: «Бюджет»

 Цель: познакомить с понятием «бюджет». Задачи: 1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет». 2. Сформировать представление о том, что такое «доход». 3. Сформировать представление о том, что такое «расход». 4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

Игра: «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)» 

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Дидактические игры, работа с родителями

Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

«Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

«Прием гостей»                                                                                                                               цель: обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема.

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

Тема: «Поможем Машеньке»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Поможем Машеньке».

Тема: «Путешествие в магазин»

Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений; формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

НОД

Конспект опытно-экспериментальной деятельности.

Тема: «Опыты с деньгами»

Цель: расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;

НОД

Конструирование

Тема:  «Изготовление кошелька в технике оригами».

Цель: Умение конструировать фигуры в технике оригами на основе ранее изученных приёмов.

НОД

4.

«Речевое развитие»

 Тема: «Путешествие в страну взрослых дел»                                           

Цели : Формирование и развитие основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой»                                              

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей с целью познания нового в сфере финансовой грамотности.

НОД

Чтение художественной литературы

Сказка о финансовой грамотности, или про то, как Емеля царем стал.

Бюджетная дыра.

Сказочный магазин.

Копейка рубль бережет.

Дружная семья.

Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату.

Волшебная иголочка.

Биржевая муха.

«Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет».

Сказка «Как братья разбогатели».

«Сказка о золотой рыбке и пескаре».

«Сказка про то, как на Руси рубль появился».

«Сказка про умный рубль».

«Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!».

«Буратино» - продолжение сказки.

Доверчивый Зайчик.

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

Тема: «Сувенир- копилка»

Цель: научить лепить сувенир - копилка из пластилина.

НОД

 

Аппликация

Тема: «Моя копилка»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для их финансовой грамотности.

НОД

Рисование

Тема: «Кошелек»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минобрнауки России        от 17        октября 2013г. №        1155        «Об        утверждении федерального государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».
  • Шатова А.Д. Тропинка        в экономику. Программа.        Методические        рекомендации.        Конспекты        занятий        с        детьми 5–7        лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176        с.
  •  Шатова А.Д. Тропинка        в экономику. М.:«Вентана-Граф», 2015.        48с.
  •  Шатова А.Д. Экономическое         воспитание        дошкольников.        М.:        Педагогическое  общество России, 2005. 256        с.
  • Федеральный закон  от        29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».
  • Ресурсы сети Интернет
  • www.cbr.ru — официальный        сайт        Банка        России
  • fincult.info — сайт        Банка        России        по        финансовой        грамотности        «Финансовая        культура»
  • минобрнауки.рф — официальный        сайт        Министерства        образования                и        науки        Российской        Федерации
  • ваши финансы.рф        —        сайт        национальной        программы        повышения        финансовой        грамотности        граждан        «Дружи        с        финансами».

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями в сфере экономики. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

1.        Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]:

Методический материал/ О.В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.

2. Иванова Н.Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.Г.

Иванова. - М., 2008.

3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу [Текст]/ Н.В. Казакова// Обруч, 1999. -

№1. - С. 29-30.

4. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М.

Калмыковская// Обруч,1999. - №1. - С. 24-26.

5. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л.М. Кларина//

Обруч,1997. - №4. - С. 5-8.

6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная

программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака.

- М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.

7. Лихачев Б.Т. Рыночное отношение и воспитание [Текст]/ Б.Т. Лихачев//

Воспитание школьников, 1991. - №5. - С.56.

8. Лунева Г. Играем в экономику [Текст]/ Г. Лунева// Дошкольное воспитание,

2003. - №10. - С.51-53.

9. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом

[Текст]: Пособие для детского чтения/ Т. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

10. Сасова Н.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: В помощь

лектору / И.А. Сасова. - М., 1989. - 48с.

11. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью

сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.

12. Стожарова М.Ю. Полищук Г.Г., Каргина Н.С. Формирование основ

экономической культуры старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...

Проект по финансовой грамотности

25 октября  состоялась встреча  в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была  предложена тема для дискуссии: &laqu...

Проект по финансовой грамотности

 4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....

Проект по финансовой грамотности

26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8.  Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...

Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»

Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...