проект по фин грамотности
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»
г. Белгорода
Проект
по формированию финансовой грамотности
в старшей группе комбинированной направленности №5
«Экономь-ка»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2022 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....7
6. План мероприятий ………………………………………………………..……7
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
9. Выводы …………………………………………………………………….….13
10. Литература …………………………………………………………..………14
11. Приложение .....................................................................................................15
Введение
«Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения»
Джеймс Дьюзенберри, американский экономист
Существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Сегодня каждый понимает, что судьба Государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в детском саду, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, детский сад должен помогать воспитанникам начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и правильно управлять своими финансами. Детям необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. О чем говорит рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Экономическое воспитание дошкольников: «Формирование предпосылок финансовой грамотности»
условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний.
Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителями в магазины, кино, кафе, зоопарки; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.
В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Финансовая грамотность дошкольников». Предварительный мониторинг уровня знаний о финансовой грамотности дошкольников показал, что 90% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания в финансовых (экономических) вопросах повседневной жизни, нет четкого представления о денежных отношениях, доходах и расходах, о денежных знаках, не сформированы знания о профессиях, связанных с экономикой, не сформированы целостные представления об экономике. Многие родители (80%) даже не подозревают, о том, что дети старшего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания по финансовой грамотности и уметь применять их на практике. Всего лишь 7% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 10% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по формированию финансовой грамотности у детей.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 17% родителей, низкий уровень - 83%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение уровня финансовой грамотности подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста финансово-экономической грамотности через различные виды деятельности, помочь детям войти в социально-экономическую жизнь.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для овладения навыками рационального использования денежных средств.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «труд – продукт – деньги» и соотношение понятий «цена – качество» через различные виды деятельности.
2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)
2. Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить
воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.
3. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-
деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.
4. Учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и
разумному использованию.
5. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры,
необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
8. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению финансовой грамотности у дошкольников.
Ожидаемые результаты
- Дети употребляют в жизни и общении знакомые экономические понятия.
- Знают и называют различные места и учреждения торговли.
- У детей сформированы навыки рационально использовать денежные средства, знают российские деньги.
- Сформированы представления о взаимосвязи «труд-продукт-деньги».
- Дети знают различные профессии и результаты труда представителей данных профессий.
- Проявляют интерес к экономической жизни взрослых (кто кем работает).
- Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Театрализованное представление по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 14 недель: с 26.09.2022г. по 23.12.2022г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о правильном питании. Подбор литературы о чистоте, здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков. | 26.09 -14.10 |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «гигиена питания», «здоровое питание», «полезные продукты», «витамины», «личная гигиена», «здоровый образ жизни» | 17.10 - 16.12 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов, беседа о правильной пище | 19.12 - 22.12 |
4. | Презентация проекта | Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Возрастная группа: старшая группа Тема: «Как лиса зайчишку обманула» | 23.12 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Копилка», «Король и работники», «Найди пару». Цель: формирования экономических знаний через подвижные игры | Подвижные игры |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | 1.Откуда у человека берутся деньги? На что человек тратит деньги? 2.На что тратим деньги мы в семье? 3.Всё ли в нашей жизни можно купить и продать? 4. А откуда берутся цены на товары в магазинах? 5.Где люди хранят деньги? 6.Что будет, если потратить заработанные деньги неразумно, например, большую их часть потратить на развлечения или накупить много сладостей, приобрести много новых игрушек? | Беседы |
«Пазлы» Цель: Формировать первичные представления о многообразии предметного окружения. обучение навыку соединения частей в единое целое, выделения признаков объектов. «Идем за покупками» Цель: реализация возможности практически осуществлять покупки. «Доходы и расходы» Цель: Формировать представление детей о доходах и расходах. | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
Игра « Кто кем работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Игра « Кто это делает?» Цель: упражнять ребят в умении определять название профессии по названию действий. Игра: «Дорого – дешево» Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Игра: «Бюджет» Цель: познакомить с понятием «бюджет». Задачи: 1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет». 2. Сформировать представление о том, что такое «доход». 3. Сформировать представление о том, что такое «расход». 4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему. Игра: «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)» Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет» Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя. «Магазин игрушек» Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). «Прием гостей» цель: обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема. | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП Тема: «Поможем Машеньке» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Поможем Машеньке». Тема: «Путешествие в магазин» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений; формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность. | НОД |
Конспект опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Опыты с деньгами» Цель: расширить знания дошкольников по финансовой грамотности; | НОД | ||
Конструирование Тема: «Изготовление кошелька в технике оригами». Цель: Умение конструировать фигуры в технике оригами на основе ранее изученных приёмов. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | Тема: «Путешествие в страну взрослых дел» Цели : Формирование и развитие основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» Цель: Активизировать познавательную деятельность детей с целью познания нового в сфере финансовой грамотности. | НОД |
Чтение художественной литературы Сказка о финансовой грамотности, или про то, как Емеля царем стал. Бюджетная дыра. Сказочный магазин. Копейка рубль бережет. Дружная семья. Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату. Волшебная иголочка. Биржевая муха. «Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет». Сказка «Как братья разбогатели». «Сказка о золотой рыбке и пескаре». «Сказка про то, как на Руси рубль появился». «Сказка про умный рубль». «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!». «Буратино» - продолжение сказки. Доверчивый Зайчик. | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка Тема: «Сувенир- копилка» Цель: научить лепить сувенир - копилка из пластилина. | НОД
|
Аппликация Тема: «Моя копилка» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для их финансовой грамотности. | НОД | ||
Рисование Тема: «Кошелек» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях. | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.:«Вентана-Граф», 2015. 48с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Ресурсы сети Интернет
- www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
- fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
- минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
- ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми». |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями в сфере экономики. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
1. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]:
Методический материал/ О.В. Дыбина. - Тольятти, 2000. - 70с.
2. Иванова Н.Г. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.Г.
Иванова. - М., 2008.
3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу [Текст]/ Н.В. Казакова// Обруч, 1999. -
№1. - С. 29-30.
4. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками [Текст]/ М.
Калмыковская// Обруч,1999. - №1. - С. 24-26.
5. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей [Текст]/ Л.М. Кларина//
Обруч,1997. - №4. - С. 5-8.
6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная
программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака.
- М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.
7. Лихачев Б.Т. Рыночное отношение и воспитание [Текст]/ Б.Т. Лихачев//
Воспитание школьников, 1991. - №5. - С.56.
8. Лунева Г. Играем в экономику [Текст]/ Г. Лунева// Дошкольное воспитание,
2003. - №10. - С.51-53.
9. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом
[Текст]: Пособие для детского чтения/ Т. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
10. Сасова Н.А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: В помощь
лектору / И.А. Сасова. - М., 1989. - 48с.
11. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок [Текст]: Методическое пособие/ А.А. Смоленцова. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.
12. Стожарова М.Ю. Полищук Г.Г., Каргина Н.С. Формирование основ
экономической культуры старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование экологической грамотности дошкольников"
учить детей любить природу...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...
Проект по финансовой грамотности
25 октября состоялась встреча в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была предложена тема для дискуссии: &laqu...
Проект по финансовой грамотности
4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....
Проект по финансовой грамотности
26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8. Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...
Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»
Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...