План-конспект занятия (старшая группа) "Удивительный крахмал"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Удивительный порошок - крахмал»
руководитель: Еремеева В.С
Содержание:
1.Введение стр. 3
Проблема
Актуальность темы
Гипотеза
Цель исследования
Задачи
2. Что такое крахмал. Свойства крахмала. стр.4
3. Опыт 1,2: «растворение крахмала в холодной и горячей воде» стр.4
4. Опыт 3: «окрашивание крахмала с помощью йода в синий цвет» стр.4-5
5. Опыт 4: «определение наличия крахмал в овощах (картофель, морковь) и фруктах (банан, яблоко), в крупах (рис, пшено, гречка), в пшеничной муке. стр.5
6. Опыт 5: «Получение крахмала из картофеля» стр.5-6
7. Применение крахмала стр.6
8. Опыт 6: Проверка продуктов молочных (творог, сыр) и мясных (колбаса вареная) продуктов на содержание крахмала. стр.7
9. Выводы стр.7-8
10. Использованный материал стр.9
Здравствуйте, меня зовут Никита
Моя мама очень любит готовить, а ей помогать. Один раз мы пекли ягодный пирог, и в начинку мама добавила белый порошок. Я спросил: «что это такое?» И мама ответила: «это крахмал. Он нужен, чтобы ягодный сок стал густым и не вытек из пирога». Мне стало очень интересно - что же это за крахмал такой, откуда он берется и для чего еще, кроме пирогов, он нужен. И тогда мы с мамой провели исследование.
Что за волшебный порошок - крахмал? Он есть во многих растениях, но мы его не видим. Содержится в некоторых продуктах, но мы его не чувствуем. Вреден он, или полезен?
Актуальность:
Необходимо учиться находить удивительное и необычное в простых, повседневных вещах. Изучение свойств крахмала поможет узнать о пользе и вреде продуктов, которые его содержат. Изменить своё питание на более полезное и здоровое.
Гипотеза:
Крахмал присутствует в некоторых продуктах и оказывает вредное, или полезное действие на организм человека
Цель: Изучить свойства крахмала. Найти продукты, содержащие крахмал.
Задачи: Найти и изучить информацию о крахмале. Провести эксперимент по выделению крахмала из картофеля. Исследовать продукты питания на наличие в них крахмала. Узнать, где еще применяется крахмал. Сделать выводы о пользе и вреде крахмала.
Методы исследования: сбор информации Проведение опытов с крахмалом для определения его свойств и содержание в различных продуктах.
Что такое крахмал
Крахмал, это безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.
В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер.
Опыт 1,2: «растворение крахмала в холодной и горячей воде»
1.В стакан с холодной водой я высыпал столовую ложку крахмала и размешала. Вода стала мутной. Но через некоторое время вода снова стала прозрачной, а на дно стакана выпал осадок. (см. приложение 1)
Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.
2.Затем я высыпал столовую ложку крахмала в стакан с горячей водой и снова хорошо размешал. На этот раз вода не просто стало мутной - крахмал набух и загустел, превратив воду в вязкий клейстер. (см. приложение2)
Вывод: в горячей воде крахмал растворяется (набухает) и превращает воду в вязкий и клейкий раствор.
Опыт 3: «окрашивание крахмала с помощью йода в синий цвет»
Я взял 2 стакана воды. В первый я добавила столовую ложку йода. Во-второй не добавляла ничего. Сначала я капнула несколько капель йода на салфетку. Бумага окрасилась в коричневый цвет. Это цвет йода. Затем капнула несколько капель йода в каждый стакан. В первом стакане вода стала голубого цвета. Во-втором приобрела желтовато-коричневатый оттенок йода. (см. приложение 3)
Вывод: при контакте крахмала с йодом образуется соединение синего цвета.
После того, как я убедился, что крахмал синеет при контакте с йодом, мне захотелось узнать, увижу ли я с помощью этого опыта его в различных растениях.
Опыт 4: «определение наличия крахмал в овощах (картофель, морковь) и фруктах (банан, яблоко), в крупах (рис, пшено, гречка), в пшеничной муке.
Крахмал в овощах (картофель, морковь).
Для проведения опыта я отрезала кусочки от картофеля и моркови. На каждый срез капнула по капле йода. Йод при контакте с картофелем стал черно-синим. При контакте с морковью остался коричневым. (см. приложение 4)
Вывод: в картофеле содержится крахмал, в моркови нет.
Крахмал во фруктах (банан, яблоко)
Для проведения опыта я отрезала кусочки от банана и яблока. На каждый срез капнула по капле йода. Йод при контакте с бананом тоже стал черно-синим. А при контакте с яблоком остался коричневым. (см. приложение 4)
Вывод: в банане содержится крахмал, в яблоке нет
Крахмал в крупах (рис, пшено, гречка, манка).
Для проведения опыта я насыпала на блюдце рис, пшено, гречку и манку. На каждый вид крупы капнула по капле йода. При контакте с рисом, пшеном и манкой йод окрасился в черно-синий цвет. При контакте с гречкой остался коричневым. (см. приложение 4)
Вывод: в рисе, пшене и манке содержится крахмал, в гречке крахмала нет.
Опыт 5: «Получение крахмала из картофеля»
После проведения опытов с различными растениями я узнала, что многие из них содержат крахмал. И мне стало очень интересно - а можно ли этот крахмал добыть из растения? И тогда мне мама показала очень интересную книгу «Простая наука», в которой рассказывалось, как провести такой опыт.
Для этого опыта я взяла картофель, т.к. в нем содержится очень много крахмала. Вместе с мамой почистила и натерла на тёрке. Затем положила натертый картофель в холодную воду и хорошо перемешала. Через сито перелила воду в чистый стакан. Слитую воду оставила на 30 минут, после чего на дне стакана появился осадок. Я аккуратно слила воду и увидела, что на дне стакана остался крахмал. (см. приложение 5)
Вывод: натерев картофелину на терке, я освободила крахмал. А т.к. он не растворяется в холодной воде (см. опыт 1), он опустился на дно стакана. Итак, крахмал можно самостоятельно получить из растения.
Применение крахмала
Крахмал используют в кондитерской, хлебопекарной и пищевой промышленности. С его помощью выпекают хлеб и кондитерские изделия. Используют, как загуститель, для киселей, соусов, подливок и многих других блюд.
Но, оказывается, крахмал используют не только как пищевую добавку.
В бумажной промышленности с помощью крахмала изготавливают бумагу и переплетают книги.
А в текстильной используют для производства и пропитки некоторых тканей.
В медицине с помощью крахмала изготавливают основу таблеток, мазей и присыпок.
И даже в строительстве нужен крахмал! С помощью него производят строительные смеси.
И в быту нужен крахмал. С его помощью можно быстро приготовить безопасный клей. Можно накрахмалить белье. Крахмал почистит серебряные украшения и удалит жирные пятна с ткани. А также поможет развязать запутавшийся, тугой узел. Достаточно просто посыпать его крахмалом. А какие вкусные домашние блинчики на крахмале и бабушкин кисель!
К сожалению, не всегда содержание крахмала в продуктах – это хорошо.
Недобросовестные производители нередко добавляют крахмал в состав молочных и мясных продуктов, не указывая это на этикетке. Это делается для того, чтобы увеличить вес. Такие продукты не полезны, а даже вредны для человека. Если постоянно употреблять их в пищу- нарушается обмен веществ и это приводит к ожирению и другим болезням.
7. Выводы
Крахмал - ценный источник углеводов и играет важную роль в питании человека и при умеренном потреблении полезен. Особенно, если это природных крахмал, содержащийся в овощах, фруктах, крупах... А слишком частое употребление продуктов, содержащих рафинированный крахмал, добавленный искусственно, может нанести вред организму и стать одной из причин ожирения и других заболеваний, связанных с нарушением питания. К тому же не стоит забывать, что крахмал используется не только в питании, но и является необходимым веществом во многих видах производства. Вот такой необычный и незаменимый этот волшебный порошок-крахмал! Главное, использовать его с умом и тогда он будет приносить только пользу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"
На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....
ЗАНЯТИЕ в старшей группе «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПУСТЫНИ»
Цель:Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. Продолжать формировать представление о взаимосвязи всех живых организмов в пустыне, особенностям растительного и животного мира. Учить ...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...
План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...
Интегрированное занятие по экологии и аппликации в старшей группе "Удивительные облака"
Цель:Продолжать знакомить детей с явлениями природы.Сформировать представление об облаках, условиях образования, значение.Научить видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к ...
Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"
Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....