Программа кружка "Детский фитнес"
рабочая программа

Ковалёва Надежда Владимировна

Программа кружка по физической культуре "Детский фитнес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_fitnes_novaya_2.docx182.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.

      1.1. Пояснительная записка………………………….. стр.2

      1.2. Цель и задачи программы……………………….  стр. 7

      1.3. Содержание программы………………………….  стр. 8

      1.4. Планируемые результаты……………………….. стр.10

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

       2.1. Календарный учебный график………………….. стр. 11

       2.2. Условия реализации программы………………… стр. 12

       2.3 Оценочные материалы…………………………… стр. 13

       2.4. Список литературы………………………………. стр. 14


Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                      «Хочешь быть здоровым – бегай!

                                                                                        Хочешь быть красивым – бегай!

                                                                                        Хочешь быть умным – бегай!»

                                                                                  Древнегреческие  мудрецы

 

    Программа дополнительного образования «Детский фитнес» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова, Н.Р.Кислюк.-Волгоград:Учитель,2014г и с использованием программы Сулим Е.В. «Детский фитнес», «Игровой стретчинг» Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

Новизна программы заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса (стретчинг, степ-аэробика, фитбол-гимнастика, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей 6-7 лет, правильное формирование опорно-двигательной системы детского организма.

    Фитнес (англ. fitness, от глагола «tofit» соответствовать, быть в хорошей форме) появился в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. Это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни.

Детский фитнес – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это  уникальные занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, включающие в себя танцевальные упражнения, совершаемые в различном темпе, ритме, амплитуде, общеразвивающие упражнения,  упражнения на координацию, импровизационные движения, задание на развитие музыкальности и актерского мастерства,  соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики. Ребенок дошкольного возраста еще не способен запомнить и освоить сложные гимнастические упражнения, поэтому в основе реализации программы лежит принцип «от простого к сложному». Большое внимание на занятиях уделяется развитию двигательной функции, формированию правильной осанки, красивой походке, приобретению  основ классического и эстрадного танца, профилактике плоскостопия. Также данная программа включает в себя теоретический материал о фитнесе, о степ – аэробике, о стретчинге, обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры в процессе сотрудничества педагога и ребенка.

Современная физкультурно-оздоровительная работа – это постоянное движение вперед, пополнение арсенала используемых средств и методов тренировки. Основным средством, как и раньше, являются физические упражнения, вспомогательными – различные приспособления, которые помогают разнообразить эти упражнения и сделать их более интересными и занимательными.

Детский фитнес - это не тяжелые спортивные тренировки, а увлекательное занятие, развивающее у детей координацию  и ловкость движений, гибкость и пластичность, чувство ритма, внимание и быстроту реакции, повышающее способность ориентироваться в пространстве,  укрепляющее осанку и мышцы ребенка, помогающее приобрести отличную физическую форму и приобщающее к здоровому образу жизни.  

Актуальность программы

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, снижению умственной и физической активности.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, пилатес, суставная и дыхательная гимнастики, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайская гимнастика, йога и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма и повышение функциональных возможностей человека.

Научным исследованиям в области фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов. В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это залог здоровья. И главную роль в его решении должны играть дошкольные образовательные организации. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.

          Педагогической целесообразностью программы является то что, охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности детей в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной активности, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора. Программой не ставится цель вырастить профессиональных спортсменов, но данная работа повышает самооценку ребенка, формирует умение распределять свое время.

 Обучение с детьми  начинается с упражнений силовой тренировки и  игрового стретчинга. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставосвязочного аппарата рук,  ног,  позвоночника. Это позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывает глубокое оздоровительное действие на весь организм.   Далее постепенно добавляются  элементы фитболгимнастики и степ-аэробики, художественной-гимнастики, музыкально-ритмические композиции.

           Практическая значимость программы состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений,

 с регулируемой физической нагрузкой, способствующих  укреплению здоровья.

Дополнительные занятия по физической культуре ориентированы на то, чтобы заложить у детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности. Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, которые необходимы для решения задач.

Программа «Детский фитнес» основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и спортивных упражнений,  что делает занятия привлекательными. Занятия дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

Принципы создания программы

  • Доступность: учёт возрастных особенностей; адаптированность материала к возрасту детей;
  • Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных упражнений и комплексов;
  • Наглядность;
  • Динамичность;
  • Дифференциация: учёт возрастных и физиологических особенностей; создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.

 Показатели эффективности освоения программы

        Дети:

•    Знают фитнес-упражнения, умеют их выполнять;

• Знают некоторые комплексы упражнений, последовательность их выполнения;

•   Знают структуру занятий (разминка, основная часть, заключительная часть – упражнения на растяжку и расслабление мышц с элементами дыхательных упражнений);

•  Умеют выполнять силовые упражнения, танцевальные движения отдельно и в связке под музыку.

                     

   На пятом году жизни происходят  изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме руководитель  обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях.

Объем и срок освоения программы.

 Программа предназначена для дошкольников 6-7 лет.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 64 часа (сентябрь – май)

  • Периодичность занятий - 2 раза в неделю
  • Продолжительность занятия – 30 минут

          Форма занятий: групповая, численностью по  10-12 обучающихся в группе, с возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся.

         Формы обучения:

  • очная форма обучения
  • специально организованная образовательная деятельность;

         

               

         Формы работы:

  

  • Познавательная беседа;
  • Просмотр видеоматериала;
  • Игровые приёмы и  упражнения;
  • Объяснение;
  • Наглядно-демонстративный  показ;
  • Рассматривание иллюстраций.

          Структура занятий:

  • Вводная часть (5мин)
  • сосредоточение внимания детей, формирование эмоционального и психологического настроя, разогревание организма, подготовка к комплексным нагрузкам предполагает: разновидности ходьбы, бега и прыжков; а так же заранее разученных и хорошо освоенных комплексов по аэробике, степ - аэробике, музыкально-ритмических композиций, построения, игры на внимание .

  • Основная часть (20мин)
  • комплекс упражнений с предметами включает: упражнения из разных исходных положений для разных групп мышц; детский игровой  стретчинг;  упражнения импровизационного характера.
  • задания обучающего характера с элементами  гимнастики; аэробика; фитбол-гимнастика; степ-аэробика; манипуляции с предметами; упражнения на развитие физических качеств.
  • подвижные игры, , игры с творческой направленностью соревновательного характера – это игры умеренной психофизической нагрузки на развитие мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей
  • Заключительная часть ( 5мин.) –  восстановительные и расслабляющие упражнения, дыхательная гимнастика,  самомассаж.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия детским фитнесом.

Задачи программы:

Обучающие

  • Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия);
  • Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящности танцевальных движений;
  • Формирование зрительных и слуховых ориентировок;
  • Приобщение к здоровому образу жизни;
  • Обогащение опыта самопознания дошкольников.

Развивающие

  • Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма;
  • Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, умение ориентироваться в пространстве;
  • Развитие памяти, произвольного внимания, наблюдательности;
  • Развитие чувства ритма, музыкального слуха, умению согласовывать движения с музыкой;
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы,  воображения, фантазии, способности к импровизации;
  • Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики (произвольности, ритмичности и точности движений).

Воспитательные

  • Воспитание трудолюбия, активности, настойчивости и самостоятельности;
  • Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
  • Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
  • Воспитание способности к сопереживанию, взаимопомощи, взаимоподдержке.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления детского фитнеса:

     Стретчинг  («растягивание») - освоение и овладение упражнениями на растяжку, повышающие эластичность сухожилий и соединительных тканей, позволяющие увеличить амплитуду движений.  Название стретчинг происходит от английского слова «stretching» — растягивание. Стретчинг — это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Данные упражнения применяют в утренней зарядке, разминке и как средство специальной подготовки во многих видах спорта.  Делать стретчинг упражнения можно в любом возрасте. При выполнении стретчинг упражнений усиливается кровообращение, что очень хорошо влияет на выведение из мышц молочной кислоты. Сама суть стретчинг упражнений заключается в том, чтобы удерживать свое тело в определенной позе, в продолжение 15-60 секунд. Иногда, для того чтобы выполнять стретчинг упражнения, используется степ-платформу. При выполнении стретчинг упражнения, желательно каждую растяжку фиксировать от 30 до 60 секунд и повторять каждую по два или три раза в медленном темпе.

Классическая  аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение. Овладение техникой базовых шагов. Освоения упражнений общего воздействия, с повышенными энергозатратами: интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями рук, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. Овладения  и освоение техникой составления связок и комбинаций; указаниями, командами и символами – жестами, используемыми в аэробике.


         Степ-аэробика - это ритмичные движения вверх, вниз  по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды — степы. Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см.  Занятия степ-аэробикой сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.  Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.  Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд./мин. Степ - платформы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители персонального пространства — «домики». Занять по команде свой «домик», не выходить за границы «домика», выбежать из «домика» и заскочить обратно — любимый вид детской подвижной игры, доступной уже малышам. Для педагога же подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Во-первых, степ платформа приподнята над полом, на нее в буквальном смысле нужно заскочить. Во-вторых, она требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На ней сложнее двигаться, требуется больший контроль за  собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и, к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Сначала дети выполняют упражнения на степах под счет, потом под музыку. Точно так же, как во время классической степ-аэробики занятие идет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое. Новые упражнения включаются в занятие по ходу дела, чередуются с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы. Практически все упражнения, вошедшие в разработанные комплексы, «подсказаны» детьми. «Важно только внимательно наблюдать, какие движения дети вдруг начинают делать, случайно заскочив на платформу или внутри образовавшейся в занятии паузы. Можно не только шагать на досках и ходить вокруг них. Использовать доски в эстафетах — как препятствия, которые нужно обежать, или вместо кочек. На них можно сидеть, чтобы расслабиться, ставить их рядами, цепочкой, в кружок — все зависит от комбинаций упражнений и сюжета занятия. Большие и маленькие мячи, ленты и палочки — элементы, усложняющие и украшающие занятия на степах. Наблюдая за тем, как двигаются дети подготовительной группы, никто не усомнится в том, что с точки зрения развитости координации и пространственной ориентации они, безусловно, готовы к школе. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве. Но психологическая привлекательность платформ и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через два-три занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И доска становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

        Фитбол – гимнастика. Фитбол — большой упругий мяч от 55 до 75 см в диаметре, используемый для занятий аэробикой. Это не только забавная игрушка, а еще и достаточно эффективный тренажер. Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо.  Гимнастика на фитболе - эта щадящая, но эффективная аэробика, на занятиях по которой происходит освоение и овладение техникой базовых шагов, связок, комбинаций с использованием этого чудо-мяча для развития всех групп мышц. Совершенствование координации движений и чувства равновесия. Фитбол является не только уникальным оздоровительным " тренажёром", но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах. Следующий этап - научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап следует проводить отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращать на то, чтобы посадка на мяче была правильной, а именно: угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины. 

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

  • развитие  координации движений рук и ног, быстрота реакции;
  • умение работать на степ-платформе, выполнять хореографические движения;
  • сформирование правильной осанки;
  • развитие чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
  • снижение заболеваемости детей, посещающих занятия;
  • сформирование стойкого интереса к занятиям физической культурой;
  • сформирование  интереса к собственным достижениям;
  • сформирование мотивации здорового образа жизни
  • умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
  • развитие произвольной памяти;
  • развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства при помощи танца.


Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

№п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Выявление уровня физической подготовленности (начало года) и определения уровня усвоения программы (конец года)

2

Степ-аэробика, силовая гимнастика на степ-платформе, акробатика, стретчинг.

16

3

Силовая гимнастика с предметами, акробатика, стретчинг

8

4

Аэробика, силовая гимнастика с предметами, стретчинг.

8

5

Силовая гимнастика на степ-платформе с предметами, акробатика, стретчинг.

8

6.

Фитбол-гимнастика.

10

7

Игровой стретчинг.

10

                                            Итого

64ч.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы следующие условия:

Спортивное оборудование:

  1. Спортивный зал;
  2. Спортивные коврики по количеству детей;
  3. Гимнастические маты;
  4. Степ-платформы по количеству детей;
  5. Фитбол-мячи по количеству детей;
  6. Обручи;
  7. Гантели по количеству детей.

Вспомогательное оборудование:

  1. Музыкальный центр;
  2. Аудио-файлы для музыкального сопровождения занятий;
  3. Проектор;
  4. Презентации для освоения теоретической части и просмотра видеоуроков;
  5. Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия;
  6. Картотека комплексов специального воздействия;
  7. Картотека подвижных игр и игр малой подвижности
  8. Спортивная форма;
  9. Вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.  

  Работа с родителями, как важное условие реализации программы, представлена в форме индивидуальных консультаций по проведению занятий с детьми в домашних условиях (например, упражнения разминки, на растяжку, координацию движений и др.).  


2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Система педагогического наблюдения (мониторинга) достижения детьми  планируемых результатов освоения программы.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей:

Цель диагностики; выявление уровня двигательных навыков развития ребёнка

(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия)

Метод диагностики: наблюдение за детьми в условиях выполнения обычных и

специально подобранных заданий.

Система педагогической диагностики (мониторинга): достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

ФИО ребенка

Демонстрирует двиг. способности.

Выполняет танцевальные и гимнастические комплексы программы

Выполняет упр. игрового стретчинга

Выполняет силовые упражнения

Умение работать на степ-платформе

Проявляет самостоятельность, творческую активность.

Итого

.

.

.

В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов( показателей) освоения программы.

3балла - выполняет самостоятельно при минимальном контроле(помощи) взрослого.

2балла - выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.

1баллл - выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные

 - совместно со взрослым деятельности.


2.4  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сулим Е.В. «Детский фитнес», физкультурные занятия для детей 5-7 лет – М.:ТЦ Сфера, 2015.
  2. Сулим Е.В. «Занятия физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников» - 3-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2018.
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» - Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г.
  4. Власенко Н.Э. «Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста» - Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...