НОД по познавательному развитию "Путешествие в Татарстан"
методическая разработка (старшая группа)

Поздеева Наталья Владимировна

квест по познавательному развитию старший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы № 2 имени Героя Российской Федерации Е.А.Зеленова п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по  познавательному развитию.

 На тему: «Путешествие в Татарстан»

для детей старшей группы.

Составил воспитатель:

Поздеева Н.В.

п.г.т.Смышляевка

2021 г.

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Цель: познакомить детей с национальными традициями и культурой татарского народа.

Дать воспитанникам ДОУ новые знания о национальностях, разных народах Поволжья и России.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • уточнить знания детей о людях других национальностей, проживающих на территории Поволжья;
  • познакомить с национальными татарскими традициями;
  • продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения. 

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России и Поволжья;
  • расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
  • развивать художественный вкус, чувство цвета и ритма;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России и Поволжья,
  • воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Оборудование: 

Для воспитателя: Фонограмма «Гудок поезда, стук колес». Музыкальное оборудование, татарские народные мелодии,5 стоек, письмо приглашение, образец  национальных узоров,  корзинка с угощением. Ноутбук, проектор,  презентация, указатели 5 станций. 5 конвертов с заданиями, внутри кусочек пазла. «Герб Татарстана» поделен на 5 частей,9 столов.  

Для детей:   

Элементы татарских национальных узоров, шаблоны фартуков. Клеенки, клей, салфетки. Иллюстрации с этапами приготовления национальных блюд и с готовым блюдом, конструктор. Схема для  строительства башни, угощение, тюбетейка, столы.

Предварительная работа воспитателя:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки Волги.
  2. Беседа о народах, проживающих на территории Поволжья.
  3. Экскурсия в этнический музей детского сада.

4.   Просмотр серии мультфильмов «Мы живем в России!».

5.   Дидактическая игра «Народы Поволжья».

       6.  Чтение народных сказок.

 7.   Игры народов  Поволжья.

                       

Ход НОД

Слайды с видами Волги.

Воспитатель: 

Поволжский край, моя земля

Родимые просторы

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный,

Но, дружбой мы своей сильны,

И мы живём прекрасно!

Ответ детей:

Почему называют  эту территорию Поволжьем? (вдоль реки Волги)

Воспитатель: Правильно!

Дорогие, ребята, мы живем с вами на красивой реке Волга. Наша Волга считается самой крупной рекой мира. Территория Самарской области занимает вдоль реки огромную площадь. Самарская область многонациональный край. Ребята скажите пожалуйста ,какие народы  проживают на территории Поволжья ?

 Ответ детей: удмурты, башкиры, марийцы, немцы  народы Мордовии, чуваши и многие другие.

Воспитатель: Совершенно верно!

Все эти народы живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы. Сегодня  нам в группу почтальон принес письмо: приглашают в гости наши соседи из Татарии. Что бы  мы с вами познакомились  с обычаями и культурой Татар.

Отгадайте загадку и вы узнаете на чем мы с вами отправимся в путешествие!

Он бывает пассажирским

Он бывает грузовым

Во весь дух по рельсам мчится

Мы ж на станции стоим!

Ответ детей: поезд.

Воспитатель: Правильно!!!

В путь мы отправимся на поезде.

Прошу всех занять места в вагонах. Поехали! (звучит звук движущегося поезда, гудок).

Слайд с избами.

Станция 1. Жилище.

Воспитатель берет конверт с заданием.

Раньше в старину дома называли избой. Изба – это дом, жилище для человека. Перед вами изображения  русской и татарской избы.

Задание:

Рассмотрите изображение изб.

Воспитатель: Ребята,  чем отличается татарская изба от русской?

Ответ детей: много сундуков и подушек.

Воспитатель: Чего нет в татарской избе?

Ответ детей: в русской избе есть красный угол, убранство было другим.

Что необычного запомнилось вам?

                                                                                      .

Получают кусочек пазла.

Прошу всех занять места в вагонах. Поехали! (звучит звук движущегося поезда, гудок).

Слайд с национальной одеждой.

Станция 2. Одежда

Воспитатель берет конверт с заданием.

  Народные мастерицы любили вышивать и украшали одежду разными узорами, составленными из цветов и листьев разной формы и разного цвета. Они отличались яркостью узоров. Самый любимый цветок татар – тюльпан.                        

 Как вы думаете, какие цвета самые любимые?                              

— Любимыми цветами татар являются голубой, зеленый и все их оттенки. Часто встречаются фиолетовый , желтые и красные тона. Орнамент состоял из растительных и геометрических мотивов.

Задание:

На столах лежат разные элементы узоров национальных костюмов. Задача детей составить и наклеить татарский узор на шаблон фартука.  

Физ. минутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие,  (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие,  (
присаживаемся на корточки)
Степи широкие,  (
раскидываем руками)
Леса большие,  (
руки вверх)
А мы - ребята вот такие!  (
показываем большой палец).

 Воспитатель предлагает детям закончить работу.

Получают кусочек пазла.

Прошу всех занять места в вагонах. Поехали! (звучит звук движущегося поезда, гудок).

Слайд с татарскими блюдами.

Станция 3. Национальная кухня.

Воспитатель берет конверт с заданием.

 Татарская национальная кухня очень разнообразна. Большое воздействие на неё оказали кухни соседних народов. В наследство от болгар в татарской кухне остался чак-чак, китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская – плов.  Широкое распространение в татарской кухне имеют различные каши: пшенная, гречневая, овсяная и т.д. Некоторые из них являются очень древними.                                                                                                                                              Многие путешественники называют национальную кухню сытной и вкусной, простой и изысканной, их удивляло разнообразие и редкое сочетание продуктов, а также гостеприимство татарского народа.                                                                 

 По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставляется лучшее угощение.

Задание:

Национальное блюдо «Эчпочмак».

Сейчас я предлагаю вам побыть кулинарами , и  приготовить одно из национальных блюд

Эчпочмак.

Ваша задача: Разложить картинки с этапами приготовления  блюда  по порядку.

 Воспитатель:На какое русское блюдо похож эчпочмак ?

Ответы детей: (курник)

Получают кусочек пазла.

Воспитатель: Вы такие молодцы. Уже прошли 3 станции. И получили 3 части пазла!

Прошу всех занять места в вагонах. Поехали! (звучит звук движущегося поезда, гудок).

Слайд с национальными играми.

Станция 4. Народные игры.

Воспитатель берет конверт с заданием.

Народы Поволжья трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы. На праздниках народ любил веселиться и поэтому у них есть очень много национальных игр.

В одну из них я вам предлагаю сейчас поиграть! Называется она тюбетейка.

Воспитатель:Кто из вас знает, что означает это слово?

Ответ детей: «Тюбетейка». – Это распространённый головной убор мужчин, украшенный вышивкой

Задание:

Поиграть в татарскую народную игру.

«Тюбетейка».

Правила игры: надевать тюбетейку быстро; ребенок,

на ком тюбетейка, когда остановилась музыка, не

должен отказываться выполнять задание.

Дети становятся в круг. Под национальную

музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову

рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком

останется тюбетейка, тот выполняет задание. (Танцуют)

Получают кусочек пазла.

Прошу всех занять места в вагонах. Поехали! (звучит звук движущегося поезда, гудок).

Слайд. Башня и царица.

Станция 5.

Достопримечательность: башня Сююмбике.

Воспитатель берет конверт с заданием.

Воспитатель рассказывает под музыку:

Очень давно,  в Казани жила царица звали  ее Сююн, а потом люди стали называть Сююмбике. Она была настоящей красавицей и доброй с простым народом за это, ее любили бедные люди. В ее честь была построена башня в Казанском Кремле.  Эта башня до сих пор стоит на территории Казанского Кремля . И является одной из достопримечательностей Татарстана.     

Задание:

Соберите из деталей конструктора , по схеме изображение объекта.

Рассмотреть башню и  построить такую же по образцу из конструктора.

Получают кусочек пазла.

После постройки башни освобождается записка: Угощение  дорогим гостям от царицы  …

 

В корзинке  лежат баурсаки.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Прошу всех занять места в вагонах. Поехали! (звучит звук движущегося поезда, гудок).

Воспитатель:  Вот мы и вернулись в детский сад! Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.

Дети собирают  на столе пазл «Герб Татарстана»  

Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось?

Ответ детей: Герб Татарстана.

Герб - Отличительный знак государства, города, населенного пункта, рода.

 Герб один из символов , который, имеют народы.

Какой символ мы свами собрали?

Ответ детей: Герб Татарстана.

Предлагаю поместить его в наш этнический  музей. И начнем собирать коллекцию символов народов Поволжья. Герб Татарстана, положит, начало нашей коллекции.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями. Скажите,  какие народы Поволжья мы сегодня встречали в заданиях?  Какие задания вам запомнились больше всего? Что в  заданиях  вам показалось самым трудным?

Несмотря на то, что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на разных языках, но любим и уважаем друг друга.

Прощаются с гостями. Возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Балаларның юлларда һәм урамнарда үз-үзләрен тотуы. Велосипед һәм аннан файдалану"Эшне үтәде: Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә

Программа эчтәлеге :Белем бирүче: Балаларны велосипед һәм аннан ничек файдалану, аны буеңа һәм яшь үзенчәлегенә карап сайларга өйрәтү. Велосипед өчен кирәкле юл билгеләре  белән танышт...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы Тема: “Елмаюга ни җитә – елмаю боз эретә”

Максат:         Балаларда халык әсәрләре аша ярдәмчеллек һәм ягымлылык хисе тәрбияләү,тылсымлы сүзләр куллануны активлаштыру. Балаларда халык авыз иҗаты ә...

Татарстан Республикасы Балтач муниципаль районы «Нөнәгәр балалар бакчасы» муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе тәрбиячесе Закирова Гөлүзә Харис кызы. Уртанчылар төркеменә әхлак тәрбиясе бирү буенча перспектив план.

Максат:Балаларга иң гади әхлак кагыйдәләрен системага салып өйрәтү, кешелеклелек сыйфатлары тәрбияләү, бер-берсе белән дустанә мөнәсәбәт урнаштырырга өйрәтү, әйләнә-тирәгә сакчыл караш тәрбияләү...

"Татарстан - туган җирем, Татарстан - Ватаным"

Безнең 53 нче “Светофорик” катнаш балалар бакчасы әхлакый – патриотик тәрбия буенча максатчан эш алып бара. Без балаларга кечкенәдән үк туган җир, туган як, туган ил төшенчәләрен биреп, ан...

Сценарий развлечения, посвященный дню Республики Татарстан "Мой Татарстан, ты лучше всех!"

Сценарий развлечения, посвященный  дню Республики Татарстан, для детей подготовительной к школе группы....

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»

формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...

Ватаным Татарстан!- Моя Родина -Татарстан!

laquo;Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников»Ватаным Татарстан! - Моя Родина -Татарстан!Конспект мероприятия в подготовительной группе....