Организация предметно-игровой среды в группе на основе гендерного подхода (из опыта работы)
методическая разработка (средняя группа)

Пендюхова Наталья Львовна

Оптимальная организация развивающей предметно- пространственной среды в детском саду является важнейшим условием осуществления образовательного процесса. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитиеразвитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predm.prostr.sreda_gend.vosp-ie.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-игровой среды в группе на основе гендерного подхода(из опыта работы).

Автор: воспитатель: Пендюхова Н.Л МБДОУ детский сад № 67 «Крепыш», г.Нижний Новгород

Оптимальная организация развивающей предметно- пространственной среды в детском саду является важнейшим условием осуществления образовательного процесса. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с поставленными образовательными целями создаёт развивающую предметно-пространственную образовательную среду, которая в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, должна быть:

• содержательно насыщенной;

• трансформируемой; полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Кроме того, развивающая предметно-пространственнаясреда в дошкольной организации, реализующей Программу «Радуга»должна обеспечивать:

• Учёт национально-культурных и климатических условий (необходимый региональный компонент);

• учёт возрастных возможностей детей;

• в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия.

Гендерный подход в организации развивающей среды нацелен на успешность воспитания детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

 1. накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;

2. подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту;

3. стимулирование у педагогов желания заниматься решением данной проблемы и повышение их профессиональной компетентности в данном вопросе через изучение специализированной литературы;

4организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды :

- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

При воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению предметно-игровой среды в группе. Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.

В нашей группе выделены специально оборудованные игровые зоны: для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.

Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков.

Разделение пространства в нашей группе на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощи» мальчикам при необходимости,  в соответствии с сюжетом игры.

Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. Игра помогает разрядить скопившуюся энергию. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение, в группе всегда присутствуют конструкторы разной формы и размера, сборно-разборные модели транспорта, дорожного покрытия (в виде ковралинов и мягких модулей), комплексное оборудование «Мастерская», «Автостоянка», «Строительная площадка» и т.д. Созданы макеты «Перекрёсток», «Пожарная часть» и др.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Для расширения предметно-развивающей среды в группе создана зона ряжения, игровые комплексы «Кухня», «Салон красоты», макеты «Магазин», «Домик Барби» и др., что позволяет организовать сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. В каждом сюжете дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость. 

 

Усвоение половой роли - это в первую очередь познание норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит себя вести девочкам или мальчикам. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как смелость, отважность, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из произведений литературы дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Поэтому материал в книжном уголке подбирается учитывая гендерные предпочтения детей.  Это произведения: Ш. Перро «Красная шапочка», р.н.с. «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Просто старушка», «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого, Э Успенского «Если былдевчонкой».  и другие. О мужественных поступках людей повествуют рассказы и стихи С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Рыцарь» В. Железникова; 

« картотека мужских и женских ролей в сказках и мультфильмах», стихи для «мальчиков и девочек», альбом «пословицы и поговорки о семье»;

Широко использую в работе с детьми по полоролевому воспитанию беседы на следующие темы: «Как я помогаю маме (папе)», «Любимые игры мальчиков и девочек», «Комплименты» и т.д, рассматриваем схемы-действия полоролевого поведения,цель которых заключается в формировании культурных эталонов мужского и женского поведения.

  Обсуждаем проблемные ситуации по серии сюжетных картинок(для мальчиков и девочек). Также пополняется предметно-игровая среда за счёт дидактического материала: серии картин «Поступки детей», «Хорошо и плохо», «Професии настоящих мужчин», «Женские профессии», альбомы «Причёски для мальчиков и девочек», «Игрушки для мальчиков», «Игрушки для девочек»; дидактических игр: «Одень меня.Девочка», «Одень меня. Мальчик» (одежда соответственно полу), «Помоги развесить одежду», « Одень по погоде», «Набор инструментов», «Модницы», «Собери чемодан»,  «Разложи по порядку», «Собери транспорт», «Кто во что играет», «Назови пять имен девочек(мальчиков)», «Кому что нужно», лото «Професии», и др., книжки-раскраскидля мальчиков и девочек, лэпбук «Мальчики и девочки». Созданы презентации «Поступки маленького мужчины», «Заботы маленькой женщины».

Таким образом, можно сделать вывод, что организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль воспитателя состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование элементов её с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.  

 

 

 

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Социализация дошкольников на основе гендерного подхода"

«Нельзя считать один пол  совершеннее другого,  так и нельзя их уравнивать» Ж. РуссоЦель: - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идент...

План индивидуальной работы с ребенком на основе гендерного подхода. Тьюторская работа.

Очень часто за ярким светом "звезд", мы не замечаем тех, кто мог бы светить еще ярче, но им нужно помочь. Задача педагога не только заметить этот потенциал в ребенке, но и дать ему возможность показат...

Организация и проведение прогулки в старшей группе ДОУ на основе гендерного подхода

Знакомство детей со свойствами воды, различными ее состояниями, развитие экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.                     ...

Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском саду

мотошкова юлия  Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском садуИгра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потреб...

«Организация тематического проекта «Насекомые» в группе детей раннего возраста «Ладушки»» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете «Организация тематического проекта «Насекомые» в группе детей раннего возраста «Ладушки»» (из опыта работы)...

Гендерный подход в организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ

Организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является...