Конспект Москва столица России
план-конспект занятия (старшая группа)

Смирнова Елена Владимировна
Конспект занятия в подготовительной группе
по теме «Москва – столица нашей Родины»
Цель: продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой, создать у детей более целостный образ Москвы – столицы.
Задачи:
1. Образовательные:
• Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.
• Обобщить и расширить знания о Москве, о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.
• Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о Москве.
• Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.
2. Коррекционно – развивающие:
• Развитие речи: активизировать словарь по теме, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях.
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.
Предварительная работа:
• ознакомление с картой России.
• Беседы о Москве.
• Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.
• Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.
• Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня, Собор Василия Блаженного, Царь – Колокол, Царь – Пушка, Москва Белокаменная, Кремль, портреты Юрия Долгорукого и императрицы Анны Иоанновны, изображение флага России, герба России и Москвы; аудиозапись гимна России.
Ход занятия.
Организационный момент:
- Ребята, в какой стране мы живем? (в России)
- Кто мы с вами? (россияне, россиянин, россиянка; в случае необходимости беседа о гражданстве и национальностях, акцент на развитие толерантности к другим национальностям)
Воспитатель вешает карту России, предлагая ребятам показать границы, помогает.
В каждой стране есть главный город – столица. 
-Кто знает, как называется столица России? (ответы)
-А как следует называть жителей Москвы? (москвичи, москвичка)
  Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий (портрет) .
Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовывались много маленьких сел. И именно князь Ю. Д. решил объединить эти села в город – так появилась Москва. Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому называлась Москва «Деревянной» (беседа о деревянных домах и возможности пожара).
Затем, в древние времена, когда на Москву часто нападали враги, а деревянные стены, которыми был обнесен город, периодически сгорали во время набегов, их заменили   толстыми  стенами из белого камня (демонстрация иллюстрации «Москва белокаменная»). И Москву стали называть «белокаменной».
А позднее построен был Кремль из красного кирпича (иллюстрация «Кремль»).
Это уже современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.
В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Одну из них вы знаете (Спасская, иллюстрация).
- Правильно, а чем она знаменита? Действительно, на ней часы, по которым сверяет время вся страна - куранты. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (ответы – Президент, ФИО, обращается внимание на портрет в Патриотическом уголке).
А это, ребята, самая знаменитая площадь Москвы – Красная (иллюстрация).
--Как вы думаете, почему она так называется? (варианты).
 Именно потому,  что на Руси всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и др. пословицы и поговорки).
-Какие еще сооружения Красной площади вам уже знакомы? (Показ иллюстрации «Собор В. Блаженного»)
В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам (возможно дополнительно – иллюстрации Третьяковской галереи, Большого театра и др.).
  Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника - Царь – пушку и Царь – колокол. (иллюстрации)
Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто знает, почему? (потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и кусочками железа – «дробом», т. к. это артиллерийское оружие относится к так называемым дробовикам.)
А это, ребята, Царь – колокол. (Иллюстрация) Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анна  Иоанновны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины.
- А как вы думаете, почему этот колокол никогда не звонил? (однажды в Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок)
-Верно, колокол треснул от разницы температур. Долго потом Колокол лежал в земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.
-А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?
Дети отвечают по очереди:
- Москва – всем городам мать!
- Кто в Москве не бывал, красоты не видал!
- Москва белокаменная, хлебосольная, златоглавая!
- Москва славится колоколами, калачами, да невестами.
-Молодцы, ребята! Родина у нас всех одна – она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!
Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб, флаг.
Ребята, а вы знаете, что это такое – правильно, Герб города Москвы, а на этой иллюстрации (иллюстрации герба и флага Москвы и герба России) что общего и чем различаются эти картинки? (ответы детей, рассказ об особенностях двуглавого орла, о Георгии Победоносце как символе победы добра над злом и знаний над невежеством)
Физминутка:
 А давайте и мы представим себя орлами.
Широко раскинув крылья, мы летим под облаками (расставив руки, покачиваемся из стороны в сторону)
И вокруг мы грозно смотрим очень зоркими глазами (повороты вокруг своей оси)
Все мы видим, все мы слышим, все вокруг мы замечаем (руки на поясе – наклоны из стороны в сторону)
И страну свою большую любим мы и защищаем! (руки раскинули и обняли себя)
-Ребята, а кто был в Москве, что вам запомнилось? Ответы детей
Много еще в Москве интересного, но на этом наша сегодняшняя экскурсия заканчивается. Позднее вы узнаете еще много интересного об этом удивительном городе.
Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.
Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе. Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. С. Пушкин)
-Ребята, с каким городом мы с вами познакомились? Какие достопримечательности вам запомнились?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moskva_stolitsa_rossii.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

по теме «Москва – столица нашей Родины»

Цель: продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой, создать у детей более целостный образ Москвы – столицы.

Задачи:

1. Образовательные:

• Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.

• Обобщить и расширить знания о Москве, о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.

• Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о Москве.

• Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

2. Коррекционно – развивающие:

• Развитие речи: активизировать словарь по теме, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

Предварительная работа:

• ознакомление с картой России.

• Беседы о Москве.

• Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.

• Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.

• Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня, Собор Василия Блаженного, Царь – Колокол, Царь – Пушка, Москва Белокаменная, Кремль, портреты Юрия Долгорукого и императрицы Анны Иоанновны, изображение флага России, герба России и Москвы; аудиозапись гимна России.

Ход занятия.        

Организационный момент:

         - Ребята, в какой стране мы живем? (в России)

        - Кто мы с вами? (россияне, россиянин, россиянка; в случае необходимости беседа о гражданстве и национальностях, акцент на развитие толерантности к другим национальностям)

Воспитатель вешает карту России, предлагая ребятам показать границы, помогает.

        В каждой стране есть главный город – столица.

-Кто знает, как называется столица России? (ответы)

-А как следует называть жителей Москвы? (москвичи, москвичка)

         Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий (портрет) .

Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовывались много маленьких сел. И именно князь Ю. Д. решил объединить эти села в город – так появилась Москва. Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому называлась Москва «Деревянной» (беседа о деревянных домах и возможности пожара).

        Затем, в древние времена, когда на Москву часто нападали враги, а деревянные стены, которыми был обнесен город, периодически сгорали во время набегов, их заменили   толстыми  стенами из белого камня (демонстрация иллюстрации «Москва белокаменная»). И Москву стали называть «белокаменной».

        А позднее построен был Кремль из красного кирпича (иллюстрация «Кремль»).

        Это уже современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.

        В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Одну из них вы знаете (Спасская, иллюстрация).

        - Правильно, а чем она знаменита? Действительно, на ней часы, по которым сверяет время вся страна - куранты. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (ответы – Президент, ФИО, обращается внимание на портрет в Патриотическом уголке).

        А это, ребята, самая знаменитая площадь Москвы – Красная (иллюстрация).

         --Как вы думаете, почему она так называется? (варианты).

 Именно потому,  что на Руси всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и др. пословицы и поговорки).

        -Какие еще сооружения Красной площади вам уже знакомы? (Показ иллюстрации «Собор В. Блаженного»)

        В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам (возможно дополнительно – иллюстрации Третьяковской галереи, Большого театра и др.).

         Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника - Царь – пушку и Царь – колокол. (иллюстрации)

        Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто знает, почему? (потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и кусочками железа – «дробом», т. к. это артиллерийское оружие относится к так называемым дробовикам.)

        А это, ребята, Царь – колокол. (Иллюстрация) Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анна  Иоанновны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины.

        - А как вы думаете, почему этот колокол никогда не звонил? (однажды в Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок)

        -Верно, колокол треснул от разницы температур. Долго потом Колокол лежал в земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

        -А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?

Дети отвечают по очереди:

- Москва – всем городам мать!

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал!

- Москва белокаменная, хлебосольная, златоглавая!

- Москва славится колоколами, калачами, да невестами.

        -Молодцы, ребята! Родина у нас всех одна – она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб, флаг.

Ребята, а вы знаете, что это такое – правильно, Герб города Москвы, а на этой иллюстрации (иллюстрации герба и флага Москвы и герба России) что общего и чем различаются эти картинки? (ответы детей, рассказ об особенностях двуглавого орла, о Георгии Победоносце как символе победы добра над злом и знаний над невежеством)

Физминутка:

 А давайте и мы представим себя орлами.

Широко раскинув крылья, мы летим под облаками (расставив руки, покачиваемся из стороны в сторону)

И вокруг мы грозно смотрим очень зоркими глазами (повороты вокруг своей оси)

Все мы видим, все мы слышим, все вокруг мы замечаем (руки на поясе – наклоны из стороны в сторону)

И страну свою большую любим мы и защищаем! (руки раскинули и обняли себя)

        -Ребята, а кто был в Москве, что вам запомнилось? Ответы детей

Много еще в Москве интересного, но на этом наша сегодняшняя экскурсия заканчивается. Позднее вы узнаете еще много интересного об этом удивительном городе.

Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.

Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе. Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. С. Пушкин)

        -Ребята, с каким городом мы с вами познакомились? Какие достопримечательности вам запомнились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

«Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

laquo;Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»...

Открытое занятие Речевое развитие «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Старшая группа Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:1.Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечате...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...