Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании
материал

Рыбакова Евгения Николаевна

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования.

Что необходимо современному ребёнку для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом нам поможет скрайбинг.

На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле все мы знакомы с этим понятием с детства. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.

Скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.

Другими словами, скрайбинг – это изображение рисунков, превращение идей в визуальные образы. О скрайбинге как отдельной профессии начали говорить сравнительно недавно. Одним из первых, кто догадался использовать скрайбинг как продуктивное и интерактивное средство для концептуализации информации, которой пользуются ученики и учителя в школе, стал американский преподаватель Пол Богуш. Именно он опроверг давно заученный образовательный девиз «Читай параграф из учебника – отвечай на вопросы», доказав эффективность использования скрайб-презентации в учебном процессе.

Главная особенность скрайбинга заключается в томчто одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки, изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах. Именно он позволяет делать сложные идеи и процессы понятными всем, усваивать информацию более эффективно и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения. Ученые давным-давно доказали, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. При этом через три дня после проведения занятий люди в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % - от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами.

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Задействуя одновременно слух, зрение и воображение ребёнок не только лучше понимает, но и запоминает. А еще скрайбинг поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой - это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.

Как показывает практика, изучение нового материала не всегда проходит легко и просто. Однообразные, рутинные занятия не вызывают интереса у детей и порой не способствуют быстрому запоминанию учебного материала. Такое отношение к занятиям можно легко изменить если использовать технологию «скрайбинг».

В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Но простые рисунки может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о лесе, что вы представляете: слово «лес» или картинку с лесом? Скрайбинг можно использовать любому человеку каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобно.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

1. Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Человека рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.


2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Основные этапы скрайбинга

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.

Поэтому выстраиваем подготовку следующим образом :

1. Придумать идею. Она должна быть понятной для аудитории.

2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, о чем у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

3. Отрисовать рисунки-скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем. Для скрайбинга многого не надо : всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования....

Технология "скрайбинг" в дошкольном образовании.

Новое время диктует новые требования....

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования....

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол

Материал адресован начинающим  воспитателям для использования в  работе с дошкольниками по развитию речи....

STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM

Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в вид...