Х-е Международные Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
статья

Наталия Ивановна Данилова
Данилова Н.И.,
учитель-логопед,
Николаиди В.О.,
педагог-психолог
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»
г. Губкин Белгородская область
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция мощнейшего переосмысления воспитательных воздействий взрослых, детство оценивается как огромная ценность для семьи и общества. Психологическое исследование человека на глубинном уровне проясняет влияние детского опыта на становление личности, значение детско-родительских отношений. Прояснилась роль детских психологических проблем, страхов и обид, которые люди проносят с собой через всю жизнь. Грубое и небрежное отношение к внутреннему миру ребенка рассматривается сегодня как недопустимое. На ряду, с этим сформировалась и другая крайность, как вседозволенность.
В то же время маленький ребенок дошкольного возраста еще не обладает достаточным опытом и способностью анализировать и оценивать процессы, происходящие с ним. Ребенок нуждается в участии и помощи любящего и заботливого взрослого. Здесь любящий родитель понимается как взрослый, проявляющий активную заинтересованность в уникальной личности ребенка как объекте любви, принимающий практическое участие в его воспитании. Таким образом, родительская любовь - это не эфемерная эмоция, а действенная помощь взрослого в сложных ситуациях.
Основная идея воспитания, которая является фундаментом современной концепции, заключается в том, что родители несут основную ответственность за воспитание своих детей, а вот дошкольное образовательное учреждения является только вспомогательным институтом, который поддерживает, направляет и оказывает всестороннюю помощь. Данный аспект освещен в ряде нормативно-правовых правовых-нормативных документов, таких как «Концепция дошкольного воспитания», Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».
На основе этого дошкольное учреждение строит свою работу с семьей на партнерских отношениях. Педагог становится партнером по воспитанию их чада. Поэтому базой для успешной работы дошкольного учреждения становится организация взаимодействия с семьей.
Чаще к психологу родители приходят с запросом о трудностях в эмоционально-волевой сфере их детей. Родители находятся в поиске действенных методов помощи детям в преодолении тревожностей и страхов, которые так мешают нормальному развитию. Страх является основным блокиратором способностей ребенка, поэтому он требует особого внимания и проработки со стороны взрослых.
Анализ психологических проблем ребенка старшего дошкольного возраста показал, что половина обследуемых детей склонны к высокому уровню тревожности и наличию страхов, только третья часть детей имеет низкий уровень данных показателей.
Для изучения тревожности и страхов был применен тест Захарова А.И. «Мой страхи», а также были опрошены родители. Больше всего детей настораживает темнота, высота, разлука с близким человеком (родителем).
Данный анализ подтвердил, что стоит острая необходимость поиска универсальных техник, методов, средств гармонизации эмоционального компонента в развитии дошкольника.
Для достижения положительных результатов родителям необходимо обладать необходимыми знаниями по проживанию и преодолению конкретных детских страхов. Именно любящим родителям отводится главная роль в том, чтобы понять, помочь, пожалеть, успокоить и вернуть душевное равновесие ребенку. В данном направлении нами был разработан комплекс эффективных упражнений и техник помощи детям дошкольного возраста по преодолению имеющихся страхов и формированию эмоционального благополучия.
В семейном теплом кругу ребенку предлагается изобразить свой страх, дать ему имя и обсудить варианты его преобразования. В процессе выполнения упражнения создается особая атмосфера близости и искренности детей и родителей.
Дети с удовольствием выполняют упражнение «Портрет смелого человека», охотно проигрывают роль смельчака, образ супергероя. Очень полезно поговорить о том, что герои тоже сталкиваются с различными трудностями. Дети соглашаются и приходят к выводу, что у всех есть свои тревоги и страхи. Задача взрослого максимально очеловечить образ смелого человека, сделать его досягаемым для ребенка.
С целью повышения самооценки и создания эмоционального благополучия выполняем упражнение «Я – лев!». Дети закрывают глаза, представляют себя бесстрашным, сильным царем зверей, могучим и спокойным.
Детям дошкольного возраста нравится выполнять задания практической направленности. Для развития творческого потенциала и снижение психоэмоционального напряжения дети создают «Защитный амулет». В данной работе используются самые разные материалы: цветная бумага, шпагат, бусины, блестки, бантики, ленты, пуговицы, страз.
Еще одним из действенных техник является сочинение «Волшебного заклинания», которое поможет, когда станет страшно.
Вот, например: Страх, страшок, страшилка,
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешилку
Превратись!
А вот еще: Злые духи и Кощей
Не живут среди вещей.
Но бывает из-за страха
Я в прихожей вижу Аха!
Нужно громко крикнуть «Ах»!
И тот час исчезнет страх!
Таким образом, в результате применения на практике комплекса упражнений и техник по снижению тревожности и страхов значительно улучшились показатели эмоционального благополучия детей, повысился уровень родительской компетентности в вопросах эмоционального воспитания дошкольников.
Литература:
1. Петрановская, Л.В., Если с ребенком трудно. Москва: Издательство АСТ, 2021, - 142 с.
2. Кулинцова, И.Е., Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПБ.: Речь. М.: Сфера, 2008, - 169 с.
3. Шапарь В.В., Практическая психология. Инструментарий., Ростов н/Д: Феникс, 2005, - 768с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx607.96 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Н.И.,

учитель-логопед,

Николаиди В.О.,

педагог-психолог

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

г. Губкин Белгородская область

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция мощнейшего переосмысления воспитательных воздействий взрослых, детство оценивается как огромная ценность для семьи и общества. Психологическое исследование человека на глубинном уровне проясняет влияние детского опыта на становление личности, значение детско-родительских отношений. Прояснилась роль детских психологических проблем, страхов и обид, которые люди проносят с собой через всю жизнь. Грубое и небрежное отношение к внутреннему миру ребенка рассматривается сегодня как недопустимое. На ряду, с этим сформировалась и другая крайность, как вседозволенность.

В то же время маленький ребенок дошкольного возраста еще не обладает достаточным опытом и способностью анализировать и оценивать процессы, происходящие с ним. Ребенок нуждается в участии и помощи любящего и заботливого взрослого. Здесь любящий родитель понимается как взрослый, проявляющий активную заинтересованность в уникальной личности ребенка как объекте любви, принимающий практическое участие в его воспитании. Таким образом, родительская любовь - это не эфемерная эмоция, а действенная помощь взрослого в сложных ситуациях.

Основная идея воспитания, которая является фундаментом современной концепции, заключается в том, что родители несут основную ответственность за воспитание своих детей, а вот дошкольное образовательное учреждения является только вспомогательным институтом, который поддерживает, направляет и оказывает всестороннюю помощь. Данный аспект освещен в ряде нормативно-правовых правовых-нормативных документов, таких как «Концепция дошкольного воспитания», Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».

На основе этого дошкольное учреждение строит свою работу с семьей на партнерских отношениях. Педагог становится партнером по воспитанию их чада. Поэтому базой для успешной работы дошкольного учреждения становится организация взаимодействия с семьей.

Чаще к психологу родители приходят с запросом о трудностях в эмоционально-волевой сфере их детей. Родители находятся в поиске действенных методов помощи детям в преодолении тревожностей и страхов, которые так мешают нормальному развитию. Страх является основным блокиратором способностей ребенка, поэтому он требует особого внимания и проработки со стороны взрослых.

Анализ психологических проблем ребенка старшего дошкольного возраста показал, что половина обследуемых детей склонны к высокому уровню тревожности и наличию страхов, только третья часть детей имеет низкий уровень данных показателей.

Для изучения тревожности и страхов был применен тест Захарова А.И. «Мой страхи», а также были опрошены родители. Больше всего детей настораживает темнота, высота, разлука с близким человеком (родителем).

Данный анализ подтвердил, что стоит острая необходимость поиска универсальных техник, методов, средств гармонизации эмоционального компонента в развитии дошкольника.

Для достижения положительных результатов родителям необходимо обладать необходимыми знаниями по проживанию и преодолению конкретных детских страхов. Именно любящим родителям отводится главная роль в том, чтобы понять, помочь, пожалеть, успокоить и вернуть душевное равновесие ребенку. В данном направлении нами был разработан комплекс эффективных упражнений и техник помощи детям дошкольного возраста по преодолению имеющихся страхов и формированию эмоционального благополучия.

В семейном теплом кругу ребенку предлагается изобразить свой страх, дать ему имя и обсудить варианты его преобразования. В процессе выполнения упражнения создается особая атмосфера близости и искренности детей и родителей.

Дети с удовольствием выполняют упражнение «Портрет смелого человека», охотно проигрывают роль смельчака, образ супергероя. Очень полезно поговорить о том, что герои тоже сталкиваются с различными трудностями. Дети соглашаются и приходят к выводу, что у всех есть свои тревоги и страхи. Задача взрослого максимально очеловечить образ смелого человека, сделать его досягаемым для ребенка.

С целью повышения самооценки и создания эмоционального благополучия выполняем упражнение «Я – лев!». Дети закрывают глаза, представляют себя бесстрашным, сильным царем зверей, могучим и спокойным.

Детям дошкольного возраста нравится выполнять задания практической направленности. Для развития творческого потенциала и снижение психоэмоционального напряжения дети создают «Защитный амулет». В данной работе используются самые разные материалы: цветная бумага, шпагат, бусины, блестки, бантики, ленты, пуговицы, страз.

Еще одним из действенных техник является сочинение «Волшебного заклинания», которое поможет, когда станет страшно.

Вот, например: Страх, страшок, страшилка,

Брысь, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешилку

Превратись!

А вот еще: Злые духи и Кощей

Не живут среди вещей.

Но бывает из-за страха

Я в прихожей вижу Аха!

Нужно громко крикнуть «Ах»!

И тот час исчезнет страх!

Таким образом, в результате применения на практике комплекса упражнений и техник по снижению тревожности и страхов значительно улучшились показатели эмоционального благополучия детей, повысился уровень родительской компетентности в вопросах эмоционального воспитания дошкольников.

Литература:

1. Петрановская, Л.В., Если с ребенком трудно. Москва: Издательство АСТ, 2021, - 142 с.

2. Кулинцова, И.Е., Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПБ.: Речь. М.: Сфера, 2008, - 169 с.

3. Шапарь В.В., Практическая психология. Инструментарий., Ростов н/Д: Феникс, 2005, - 768с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе секции по дошкольному образованию епархиального этапа xxv международных рождественских образовательных чтений

В рамках заседания секции педагоги - дошкольники из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Городецкой епархии обсудили актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания....

Епархиальные Рождественские образовательные Чтения

Епархиальные Рождественские образовательные Чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность», 2015 год...

Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».

Доклад по теме:  «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....

Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования

Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...

VIII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Православие и образование, воспитание

Тема «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»Цель: ·        Способствовать формированию национал...

Доклад в рамках ХXXI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ДУХОВНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА»

На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель,...