Доклад в рамках ХXXI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ДУХОВНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА»
занимательные факты
На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель, писал в своих трактатах о возможности всестороннего воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений. С возникновением научной педагогики (Каменский Я.А., Песталоцци И.г…) вопрос о составных частях формирования личности стал одним из основных. К.Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsipko_ea_doklad.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Е.А. Ципко , воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 67» г. Магадан
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие прийти к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К. Д. Ушинский
На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель, писал в своих трактатах о возможности всестороннего воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений. С возникновением научной педагогики (Каменский Я.А., Песталоцци И.г…) вопрос о составных частях формирования личности стал одним из основных. К.Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности».
«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - писал академик Г.Н.Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем России, своей Малой Родине каждого из нас. Мы склонны, к сожалению, придавать слишком большое значение тому, что совершается вокруг, и недооценивать то, что происходит в нас самих. С бессознательной силой человечеством владеет убеждение, что главное – это внешние условия, будут они – все остальное приложится. Нельзя сказать, что убеждение – это отличительная черта нашего времени. Уже в 14 в. Петрарка сетовал на то, что люди стали больше интересоваться тем, как устроены моря, горы, небо, чем собственной душой. Он предостерегал от того уклона в развитии культуры. Самоутверждение и реализация личности стали мыслиться через овладение внешним миром. Покорив природу, мы будем пользоваться ею как своей собственностью, распоряжаться ею как хотим, а благодаря этому состоимся и сами. «Иметь» и «быть», таким образом, сливаются воедино. Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. Слово «духовность» употребляются очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Нам не дано знать достоверно, как сложится будущее нашей страны и в целом человечества, можно сказать лишь: будет то, что люди сами создадут. Если жизнь различных сообществ животных движется в одних и тех же формах, не порождая ничего нового, то человеческое общество развивается и имеет историю. Благодаря своему разуму и воле человек может в той или иной мере воздействовать на развитие событий, проектировать будущее, конечно, далеко не всегда достигает желаемых результатов.
На протяжении последних десятилетий, к сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке, заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Небывалый рост преступности, размывание нравственных устоев, духовное оскудение, несправедливость в распределении благ, социальная незащищенность и многое другое – всего не перечесть. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.
Выводы можно делать разные. Одни говорят, поскольку мир безнадежно испорчен, самое лучшее – отгородиться от него, уйти в себя и не участвовать ни в чем дурном. Такое решение лишь утешительные иллюзия. От мира человеческих взаимоотношений не уйти, а думать, что человеку достаточно самого себя – лишь маскировка своего бессилия.
Другие считают себя обязанными бороться со злом.
Третьи приходят к нравственному нигилизму. «Нет правды на земле, но правды нет и выше», - говорит герой. И тем самым он разрешает себе злодеяние.
Важная роль в духовно- нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности. Именно средние учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. Образовательные учреждения стараются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. В этом плане в гимназии с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Люди стремятся к благу. Но что считать истинным благом? Ответ на этот вопрос зависит от нашего жизнепонимания. Отличительной особенностью людей является то, что они способны выходить за пределы действительности и составлять представления о должном, о том, какой должны быть жизнь и они сами.
Две с половиной тысячи лет назад Сократ поставил вопрос «Что есть благо?» и полагал, что, найдя правильный ответ, человек перестанет творить зло. Современный мир тем более не склонен искать ответа на этот вопрос. Мир ждет не отвлеченных определений добра, а конструктивных путей избавления от опасностей, угрожающих физическому и духовному здоровью человека, самому его существованию. Ни Христос, ни Мухаммед не могут вразумить людей, втянутых в межнациональную рознь и переполненных гневом и чувством мести.
Как известно, материальное благополучие не гарантирует само по себе высокой нравственности. Эффективная экономика, хорошее образование – все это очень важно, но все это лишь условия достойной человеческой жизни. А при самых хороших условиях человек может внутренне загнивать, растлеваться и гибнуть нравственно.
В каком обществе мы предпочли бы жить: в том, где все есть в избытке, но есть вражда, зависть, насилие над личностью, или же в том, где невелик достаток, но зато есть согласие и взаимопонимание, забота и взаимоподдержка? Каких людей формирует общество? Становятся ли они лучше, чище, благороднее или же делаются корыстными, лживыми?
Человек, как существо духовное, способен к самоопределению.
Основными ориентирами в духовном самоопределении человека являются добро, истина и красота. Нравственное, познавательное и эстетическое начала вместе образуют духовную жизнь общества, порождаю мораль, науку, искусство.
Что же такое духовность? Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Гегель справедливо противопоставлял духовность «естественности», духовного человека - естественному, т.е. такому, который не поднялся над конечными целями, не встал по отношению к миру в позицию, избранную им сознательно. Духовный человек – это человек, для которого существуют и важны вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что я должен делать? Духовное не равно интеллектуальному, блестящий шахматист, например, или ученый – узкий специалист могут быть бездуховными. Бездуховным может быть и художник, бездуховным моет быть нравственно невинный, добрый человек. Духовность предполагает, что для человека существуют вопросы и цели высшего порядка, что он пытается разрешить эти вопросы и строить свою жизнь согласно своему пониманию мира.
Список литературы:
1. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40
2. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100
3. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - N 8. - c.11-15
4. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О работе секции по дошкольному образованию епархиального этапа xxv международных рождественских образовательных чтений
В рамках заседания секции педагоги - дошкольники из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Городецкой епархии обсудили актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания....
Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"
В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....
Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования
Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...
Документ Приглашение на участие в Международных Рождественских Образовательных Чтениях.
Приглашениена участие в чтениях...
Участие в Региональном этапе XVIII Международных Рождественских образовательных чтений ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА, НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ в г. Ханты -Мансийске
6 декабря 2019 года по благословению Его Высокопреосвященства ПАВЛА митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского в г. Ханты-Мансийске прошел региональный этап XXVIII Международных Рождественских образо...
Х-е Международные Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
Данилова Н.И.,учитель-логопед,Николаиди В.О.,педагог-психологМАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»г. Губкин Белгородская областьРОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУ...