Доклад в рамках ХXXI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ДУХОВНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА»
занимательные факты

Ципко Екатерина Александровна

На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель,  писал в своих трактатах о возможности всестороннего воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений. С возникновением научной педагогики (Каменский Я.А., Песталоцци И.г…) вопрос о составных частях формирования  личности стал одним из основных. К.Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsipko_ea_doklad.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Е.А. Ципко , воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 67» г. Магадан

      Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие прийти к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.

К. Д. Ушинский

 На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель,  писал в своих трактатах о возможности всестороннего воспитания. Он утверждал, что образование человека нельзя назвать завершенным, если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений. С возникновением научной педагогики (Каменский Я.А., Песталоцци И.г…) вопрос о составных частях формирования  личности стал одним из основных. К.Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.  Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом: «Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности».

 «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - писал академик Г.Н.Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем России, своей Малой Родине каждого из нас. Мы склонны, к сожалению, придавать слишком большое значение тому, что совершается вокруг, и недооценивать то, что происходит в нас самих. С бессознательной силой человечеством владеет убеждение, что главное – это внешние условия, будут они – все остальное приложится.  Нельзя сказать, что убеждение – это отличительная черта нашего времени. Уже в 14 в. Петрарка сетовал на то, что люди стали больше интересоваться тем, как устроены моря, горы, небо, чем собственной душой. Он предостерегал от того уклона в развитии культуры. Самоутверждение и реализация личности стали мыслиться через овладение внешним миром. Покорив природу, мы будем пользоваться  ею как своей собственностью, распоряжаться ею как хотим, а благодаря этому состоимся и сами. «Иметь» и «быть», таким образом, сливаются воедино. Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. Слово «духовность» употребляются очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

        Нам не дано знать достоверно, как сложится будущее нашей страны и в целом человечества, можно сказать лишь: будет то, что  люди сами создадут. Если жизнь различных сообществ животных движется в одних и тех же  формах, не порождая ничего нового, то человеческое общество развивается и имеет историю. Благодаря своему разуму и воле человек может в той или иной мере воздействовать на развитие событий, проектировать будущее, конечно, далеко не всегда достигает желаемых результатов.

              На протяжении последних десятилетий,  к  сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке,  заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно   прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Небывалый рост преступности, размывание нравственных устоев, духовное оскудение, несправедливость в распределении благ, социальная незащищенность и многое другое – всего не перечесть. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.

      Выводы можно делать разные. Одни говорят, поскольку мир безнадежно испорчен, самое лучшее – отгородиться от него, уйти в себя и не участвовать ни в чем дурном. Такое решение лишь утешительные  иллюзия. От мира человеческих взаимоотношений  не уйти, а думать, что человеку достаточно самого себя – лишь маскировка своего бессилия.

    Другие считают себя обязанными бороться со злом.

     Третьи приходят к нравственному нигилизму.  «Нет правды на земле, но правды нет и выше», - говорит герой. И тем самым он разрешает себе злодеяние.

       Важная роль в духовно- нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

        Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.  Образовательные учреждения стараются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.  В этом плане в гимназии с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

       Люди стремятся к благу. Но что считать истинным благом? Ответ на этот вопрос зависит от нашего жизнепонимания. Отличительной    особенностью   людей является то, что  они способны выходить  за пределы  действительности  и составлять представления о должном,  о том,  какой  должны быть жизнь и они сами.

       Две с половиной тысячи лет назад Сократ поставил вопрос «Что есть благо?» и полагал, что, найдя  правильный ответ, человек перестанет творить зло.  Современный мир тем более не склонен искать ответа на этот вопрос. Мир ждет не отвлеченных определений добра, а конструктивных путей избавления  от опасностей, угрожающих  физическому и духовному здоровью человека, самому его существованию. Ни Христос, ни Мухаммед не могут вразумить людей,  втянутых в межнациональную рознь и переполненных гневом и чувством мести.    

         Как известно, материальное благополучие не гарантирует само по себе высокой нравственности. Эффективная экономика, хорошее образование – все это очень важно, но все это лишь условия достойной человеческой жизни. А при самых хороших условиях человек может внутренне загнивать, растлеваться и гибнуть нравственно.

        В каком обществе мы предпочли бы жить: в том, где все есть в избытке, но есть вражда, зависть, насилие над личностью, или же в том, где невелик достаток, но зато есть согласие и взаимопонимание, забота и взаимоподдержка?  Каких людей формирует общество? Становятся ли они лучше, чище, благороднее или же делаются корыстными, лживыми?

      Человек, как существо духовное, способен к самоопределению.

       Основными ориентирами в духовном самоопределении человека являются добро, истина и красота. Нравственное, познавательное и эстетическое начала вместе образуют духовную жизнь общества, порождаю мораль, науку, искусство.

     Что же такое духовность?  Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

       Гегель справедливо противопоставлял духовность «естественности», духовного человека - естественному, т.е. такому, который не поднялся над конечными целями, не встал по  отношению к миру в позицию, избранную им сознательно. Духовный человек – это человек, для которого существуют и важны вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что я должен делать? Духовное  не равно интеллектуальному, блестящий шахматист, например, или ученый – узкий специалист могут быть бездуховными. Бездуховным может быть и художник, бездуховным моет быть нравственно невинный, добрый человек. Духовность предполагает, что для человека существуют вопросы и цели высшего порядка, что он пытается  разрешить эти вопросы  и строить  свою жизнь согласно своему пониманию мира.

Список литературы:

 1. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40

2. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100

3. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - N 8. - c.11-15

4. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе секции по дошкольному образованию епархиального этапа xxv международных рождественских образовательных чтений

В рамках заседания секции педагоги - дошкольники из муниципальных дошкольных образовательных учреждений Городецкой епархии обсудили актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания....

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования

Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...

Участие в Региональном этапе XVIII Международных Рождественских образовательных чтений ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА, НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ в г. Ханты -Мансийске

6 декабря 2019 года по благословению Его Высокопреосвященства ПАВЛА митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского в г. Ханты-Мансийске прошел региональный этап XXVIII Международных Рождественских образо...

Х-е Международные Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Данилова Н.И.,учитель-логопед,Николаиди В.О.,педагог-психологМАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»г. Губкин Белгородская областьРОЛЬ СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУ...