Русская игрушка — озорник Петрушка творческий проект
проект

Татьяна Сергеевна Шуликова

Кукольный театр – это сказка, волшебство,  радость. В наше время все меньше родителей водят своих детей в театр, предпочитая телевидение и компьютерные игры. Проводя проектные мероприятия, мы хотим, чтобы дети полюбили театр кукол, и стремились сами участвовать в  театральных постановках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное                                       учреждение Чулымского района                                                                                      детский сад «Улыбка»

Тилимович Елизавета                                                                                              Филькова Екатерина                                                                                                               Подготовительная к школе группа «Солнышко»

Русская игрушка — озорник Петрушка                                                           творческий проект                                                                                                     Номинация «Театральное творчество»

 Руководители:                                     Глебова Яна Владимировна                          воспитатель                                                                                                                                                  первой квалификационной категории

                                                                         Шуликова Татьяна Сергеевна воспитатель                                                                                                                                                       первой квалификационной категории

 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Паспорт проекта……………………………………………………..3
  2. Введение………………………………………………………………4
  3. История возникновения театра «Петрушки»……………….............5
  4. Изготовление перчаточной куклы «Петрушка».................................5
  5.  Подготовка к  празднику «Весёлая ярмарка»....................................7
  6. Кукольное представление «Как Петрушка, Бобика учил                               выступать».............................................................................................8

Заключение………………………………………………………………..9 Библиография……………………………………………………………..10    Приложение …………………………………………………………….....11

Паспорт проекта

1

Название проекта

«Русская игрушка — озорник Петрушка»

2

Номинация

«Театральное творчество»

3

Авторы проекта

Тилимович Лиза, Филькова Катя

4

Руководитель проекта

 Шуликова Т.С.

5

Поддержка проекта родителями

Родители оказали помощь в приобретении   костюмов скоморохов.

6

Педагогическая цель руководителя проекта

Способствовать развитию артистических способностей детей, творчества, формированию умения принимать на себя соответствующую роль, эмоционально и выразительно исполнять ее, выступать перед зрителями.                  Поддерживать детскую инициативу и активность.

7

Личная цель автора проекта

Показать, что кукольный театр – это интересно,  и его можно создать своими руками.

8

Аннотация проекта

Кукольный театр – это сказка, волшебство,  радость. В наше время все меньше родителей водят своих детей в театр, предпочитая телевидение и компьютерные игры. Проводя проектные мероприятия, мы хотим, чтобы дети полюбили театр кукол, и стремились сами участвовать в  театральных постановках.

9

Предполагаемый продукт проекта

Театральное представление с куклой собственного изготовления.

10

Контактная информация

Shul-lelik@yandex.ru

Введение

      Как - то раз  я смотрела детскую телепередачу «Мастерская игрушек», где показывали мастер- класс по изготовлению перчаточной куклы «Петрушки». Это была необычная кукла, я такой никогда не видела.  Меня заинтересовал этот персонаж, я решила узнать, откуда он появился, как руководить такой куклой, и почему у неё такое имя. С этими вопросами я обратилась к воспитателям Яне Владимировне и Татьяне Сергеевне, они рассказали мне об этой кукле и предложили сделать её своими руками для нашего театрального уголка. Своими впечатлениями я поделилась с подружкой Фильковой Катей, она тоже захотела принять участие в этом проекте.

Таким образом, целью нашего проекта является  изготовление перчаточной куклы «Петрушка».

Задачи проекта:

  • Узнать историю возникновения театра «Петрушки».
  • Провести опрос среди детей нашей группы.
  • Сделать перчаточную куклу своими руками.
  • Показать ребятам нашей группы кукольное представление.

В данном проекте мы рассмотрим  этапы  изготовления куклы своими руками, организацию и проведение  праздника «Веселая ярмарка» и  кукольного представления.

  1. История возникновения  кукольного театра «Петрушки».

Узнать историю возникновения кукольного театра нам помогли наши воспитатели Яна Владимировна и Татьяна Сергеевна, они показали нам презентацию «Театр Петрушки».  Мы узнали, что кукольные театры на Руси впервые появились на ярмарке, которую русские люди очень любили посещать в праздничные дни на Рождество, Масленицу, Пасху.  В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. Человек, который показывал театр «Петрушки» назывался – петрушечником.  Он разворачивал и ставил ширму, прятался за неё и показывал кукол-артистов. Петрушечник  использовал перчаточных кукол, он надевал их на руку, как перчатку. Голова куклы надевалась на указательный палец артиста, она была из папье-маше или вырезалась из дерева. Туловищем и руками куклы управляли другие свободные пальцы кукольника. Главным героем таких представлений был Петрушка — любимец взрослых и детей. Это смешной человечек, который подзадоривает, веселит публику. Зрителям было весело наблюдать за проделками Петрушки и слушать его рассказы.

Пусть такой театр жил на улице, пусть в нем было немного кукол и только один артист – кукольник, но всё равно это был кукольный театр. В нём действовала кукла – жила, смеялась, сердилась, сколько радости они дарили людям.

  1. Изготовление перчаточной куклы «Петрушка».                                                Вместе с Катей провели опрос среди детей  нашей группы, с целью выяснить знают ли ребята, что это за  кукла. Мы задавали следующие вопросы:                                                 1.«Знаете ли вы, кто такой «Петрушка»?                                                                                         2.«Вы бы хотели увидеть кукольный театр «Петрушки»?                                                           В опросе участвовало 14 человек, подводя  итог,  мы пришли к выводу, что ребята  не знают кто такой «Петрушка», но очень хотели бы с ним познакомиться, увидеть кукольный театр «Петрушки».                                                    Мы решили  сделать перчаточную куклу «Петрушку» своими руками, и представить её детям.  Как сделать куклу мы не знали, поэтому обратились за помощью к сети Интернет-ресурса. Вместе с нашими воспитателями выбрали подходящий для нас мастер-класс по изготовлению куклы и приступили к работе.                                                                                                                                                             Нам нужны были следующие  материалы: картонная каретка от яиц, клей ПВА, перчатки, малярный скотч, газета, шерстяные нитки, фетр разного цвета, белая акриловая краска.                                                                                                                         Работа по изготовлению куклы проходила  поэтапно:

1 этап: Сделали  голову для перчаточной куклы

  • Размочили в теплой воде картонную каретку от яиц и добавили клей ПВА, всё перемешали руками,  у нас получилась густая масса серого цвета.
  • Из комка газеты сформировали голову и обвернули малярным скотчем.
  • Основу головы будущей куклы облепили полученной серой массой,

и положили высыхать на 2 дня.

  • Голова куклы высохла, теперь можно наносить белую акриловую краску.
  • После белой краски мы нанесли бежевую, чтобы придать кукле цвет кожи.
  • Приступили к изготовлению волос нашей куклы из шерстяных ниток жёлтого цвета.
  • Воспитатели помогли нам  приклеить волосы на голову кукле, нарисовать глаза и рот.

2 этап:  Сшили одежду для перчаточной куклы 

  • Для одежды нашего «Петрушки» мы использовали фетр желтого, зеленого и красного цвета, сделали выкройки  костюма и колпачка.
  • Воспитатели помогли нам прошить одежду.

И так, наша кукла готова, теперь необходимо её представить ребятам.

Из презентации «Театр Петрушки», мы узнали, что кукольное представление с  Петрушкой показывали в праздничные дни на ярмарках. Значит, нам тоже нужно организовать свою ярмарку в детском саду, устроить праздник и познакомить детей с нашей куклой.  

  1. . Подготовка к  празднику «Весёлая ярмарка»

На нашем празднике «Веселая ярмарка», мы решили выступить в роли скоморохов, так как мы узнали, что первыми актерами на Руси были  именно скоморохи. Они зазывали народ на ярмарку,  рассказывали разные небылицы, шутки, прибаутки.  В сценарии, который подготовили для нас наши воспитатели, ярмарку проводят два озорных скомороха Тюха и Матюха.
И так, мы начали подготовку к празднику, для этого мы познакомились с жанрами устного народного творчества, воспитатели подобрали все необходимые атрибуты, наши мамы помогли нам с костюмами.  Ребятам с нашей группы мы предложили быть купцами-продавцами. Они были этому очень рады. Чтобы исполнить роль главных героев, во время репетиции мы особое внимание уделяли  жестам, мимике, работе над интонацией. Ведь скоморохи громко и весело рассказывали шутки, пели частушки, они не стояли на месте, танцевали, постоянно находились в движении, все это нам нужно было передать в своей роли. На ярмарке мы пели частушки, танцевали, играли в русские народные игры, и именно здесь  ребята познакомились с «Петрушкой». Он рассказывал шутки и разные небылицы, и всех детей угостил леденцами на палочке.                                                                                                                    Праздник «Веселая ярмарка» стал для нашей группы незабываемым событием. Нам очень понравилось выступать в роли скоморохов.

  1. . Кукольное представление «Как Петрушка, учил Бобика выступать»

Что такое кукольное представление?   На этот вопрос,  наверное могут ответить все дети, конечно же это театральные постановки с помощью  кукол, которыми руководят люди.  Мне кажется это так интересно, здорово, видеть другой мир – кукольный,   кукловоды передают все эмоции персонажей, доносят до своих зрителей  и смех, и огорчения героев.    Вот и мы решили попробовать себя в роли кукловодов.                                                                                                             Сначала мы подобрали сценарий для кукольного представления, затем распределили роли, я выбрала Петрушку, а Катя снова захотела быть скоморохом, сыграть Бобика мы попросили нашу  воспитательницу Татьяну Сергеевну. Самая сложная работа была еще впереди. Для того чтобы показать представление мне было необходимо научиться управлять перчаточной куклой. С помощью движений  трех пальцев правой руки кукла оживала. Большой и средний пальцы отвечали за ручки нашего Петрушки, а указательный палец управлял головой. Это очень не просто кивать головой, разводить руки в  стороны, каждый жест должен соответствовать словам героя. Но я этому научилась, и очень рада, что умею управлять такой куклой и ее озвучивать. После нескольких репетиций мы показали ребятам кукольное представление. Зрители были в восторге!

 

Заключение

Благодаря этому проекту, мы смогли узнать историю возникновения театра «Петрушки», сделали перчаточную куклу своими руками, выяснили, какие материалы для этого необходимы. Организовали праздник, и кукольное представление для детей.

Мы планируем сделать несколько перчаточных кукол для театрального уголка  нашей группы и ребята нам в этом помогут, так как их это очень заинтересовало. А наш «Петрушка» в этом уголке уже занял своё почетное место.                                                                                                                                      Мы очень рады, что приняли участие в таком интересном и познавательном проекте, ведь наш озорник «Петрушка» и есть самая настоящая русская игрушка.

Библиография

  1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду.- М.:ТЦ СФЕРА, 2010.
  2. Петрова Т. И., Сергеевна Е.Л., Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная Пресса, 2000.
  3. Прокофьев А. И. «Шутки, прибаутки» Изд.- «Детская литература», Ленинград,1980г.
  4. http://kladraz.ru/blogs/olga-ivanovna-chuprakova/master-klas-s-poshagovymi-foto-perchatochnaja-kukla-petrushka.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шутки, прибаутки, небылицы.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

* * *

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

* * *

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

"Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!"

* * *

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

* * *

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело -

Лето красное пришло!

* * *

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

* * *

Две заботливые ламы -

Лама-папа, лама-мама, -

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

* * *

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

* * *

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

* * *

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

* * *

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

* * *

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

       ***

Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!

          ***

А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
 
Кто что хочет, покупайте!

                 ***

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот  товары хороши! Что угодно для души

                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА»

Взрослые и дети в русских народных костюмах под русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку...» входят в зал. Их встречают два скомороха — Тюха и Матюха.

Тюха: Эй, народ, не стой у ворот,

               На ярмарку поспешите,

               Поскорее проходите!

Матюха: Приглашаем всех на русскую ярмарку,

                     Где можно подарочки купить,

                     Повеселиться, да пошутить.

Тюха: Здравствуйте, почтенные мастера

                Вот и мы пришли на ярмарку сюда,

                На ваш товар посмотреть, себя показать.

Матюха: Тары – бары – растобары, посмотрите на товары.

                       Всё что хочешь для души – все товары хороши:

                   Платки, гребешки, расписные петушки,

                       Пряники, ватрушки, игрушки, погремушки.

Тюха: Мы развеселые потешники,

             Известные скоморохи-насмешники,

             За медный пятак

             Покажем всё этак и так.

ПРИПЕВКИ СКОМОРОХОВ

Тюха: Как на ярмарке веселой собрались деревни, села,

                           Да из города народ, весь на ярмарку идет.

Матюха:  Кто торгует соболями, кто приманит крендельками,

                            Кто кричит на весь базар: «Подходи смотреть товар!»

Ведущая: Мы по ярмарке погуляем,

                 Себе товары повыбираем.

Дети в роли купцов-продавцов закликают.

  1.     1.  Вот ниточки,

          Вот иголочки.

          Подходите, покупайте!

          Всё, что надо выбирайте!

  1.     2.  Вот орешки!

          Хорошие орешки,

           Вкусные, на меду.

           Давайте в шапку накладу.

  1.      3.Кому пирожки?

          Вкусные пирожки!

          С пылу, с жару

          Гривенник за пару!

          Наварила, напекла

          Акулина для Петра!

  1. 4.    Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите! 
       
    Вот морковка , вот лучок, помидорчик, кабачок,
       
    А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой. 

  1.      5. А мы из Дымкова,

          К нам подходите.

          На наши игрушки скорей посмотрите!

          Вечера зимою длинны,

          И лепили мы из глины

          Для вас игрушки не простые,

          А волшебно-расписные.

          Вот индюк нарядный,

          Весь такой он ладный!

          Вот водоноска-молодица,

          За студёною водицей,

          Как лебёдушка плывёт,

          Вёдра полные несёт!

          Налетайте, налетайте!

          Покупайте, покупайте!

Звучит народная мелодия «Со вьюном я хожу...» Дети ходят по ярмарке, выбирают товар, покупают.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ «Ай дили, дили, дили..», «Карусели»

Тюха:   Внимание! Внимание!

             Самая веселая в мире игрушка,

             Неунывающий русский Петрушка!

Матюха: Ребята, на ярмарке всегда показывали кукольные представления и главным героем был Петрушка. Он очень любопытный,  громко разговаривает и смеётся. Руки у Петрушки широко раскинуты в разные стороны, яркая одежда, в которой он выглядит очень привлекательно.

Появляется Петрушка:


- Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: девочки или мальчики. Договорились?

Петрушка загадывает детям загадки:

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у...

Коньки на льду чертили стрелочки…
С утра в хоккей играли...

Болтали час без передышки…
В цветастых платьицах...

При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь...

Боятся темноты трусишки -
Все, как один, они...

Шелк, кружево и в кольцах пальчики - 
Выходят на прогулку... 

              Приглашаю всех я вас потанцевать.

Русская плясовая мелодия, дети танцуют.

Тюха: Петрушка приготовил для вас угощение — леденцы на палочке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сценарий кукольного представления «Как Петрушка Бобика учил выступать»

Скоморох. А теперь, всем на удивление,

                          Начинаем кукольное представление!

                           Где Петрушка будет всех веселить, удивлять и забавлять

Петрушка: Здравствуйте, ребята! У-У-У! Сколько вас: раз, два, десять...., пятьдесят.

Давайте знакомится! Меня зовут. Забыл...Лягушка? Нет! Игрушка? Нет. Врушка? Может вы помните, как меня зовут?

Дети: Петрушка!

Петрушка: Я-Петрушка — ярмарочная игрушка!

                 На дороге рос, по городам хаживал.

                   Да всех людей, заезжих гостей, радовал!

                    Кому сказку расскажу, кому две.

                     Дорогие зрители!

                    Представление увидеть, не хотите ли?

                      Что же тогда ногами не топаете, не кричите, да не хлопаете?

Скоморох. Сценка " О том, как Петрушка Бобика учил выступать"

 За ширмой слышен голос Петрушки.

Петрушка. Бобик! Бо...бик!

Петрушка появляется на ширме.

Петрушка. Ну, где же  Бобик?  Куда он пропал?   А может быть, Бобик  сбежал?

Петрушка плачет. 

Скоморох. Петрушке надо Бобика искать помога

Попробуем его собачку все вместе позвать!

Все вместе зовут Бобика.

 Неожиданно слышен лай. На ширме появляется Бобик!

Петрушка. Бобик, нашёлся! Спасибо вам, друзья!

                    Его теперь дрессировать буду сейчас я!

Петрушка даёт команды Бобику.

Петрушка. Бобик, сидеть!...Бобик, лежать!.... Бобик, стоять!

Бобик не выполняет команды Петрушки.

Петрушка. Что - то ничего не получается,

                     Бобик никак не обучается.

Скоморох. Петрушке снова надо помогать,

                   Попробуем команды Бобику

                   Сейчас все вместе дать.

 Все вместе дают команды Бобику, которые он снова не выполняет.

Петрушка. Бобик, сидеть!

Петрушка сажает Бобика.

Петрушка. Бобик, лежать!

Петрушка укладывает Бобика.

Петрушка. Бобик, стоять!

Петрушка поднимает Бобика.

Петрушка. А теперь, сам команды выполняй:

                    Сидеть, стоять, лежать!

 Бобик опять не выполняет команды Петрушки.

Петрушка. Ай, яй, яй.... Ну  ничему тебя научить нельзя,

                   Посмотри, как это делать буду теперь я!

Петрушка сам несколько раз выполняет все команды.

Петрушка. Сидеть! Лежать! Стоять! (3-4 раза)

                    Ох, что - то я не могу встать!

Петрушка пытается подняться. Бобик жалобно воет.

Скоморох. Бобик, помоги Петрушке встать!

Бобик подбегает к Петрушке и помогает ему подняться!

Петрушка. Кажется моя  собачка что - то начинает понимать...

Петрушка гладит Бобика.

Петрушка. Бобик, сидеть!...Бобик, лежать!.... Бобик, стоять!

Бобик выполняет команды: садится, ложится, встаёт.

Петрушка.  Молодец, Бобик! А теперь, полай!

Бобик громко лает.

Петрушка.  И плясать начинай!

Бобик танцует.

Скоморох. Петрушка и Бобик развеселили нас,

                     Похлопаем им от души сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Творческий проект "Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству через игрушку"

Проект выполнен в рамках реализации системно-деятельностного подхода в группах младшего возраста. С некоорыми содержательными изменениями может быть использован и для детей старших групп....

Презентация познавательно-творческого проекта с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Данный материал обобщает проделанную работу по проекту "Русская народная игрушка"...

Познавательно -творческий проект "Матрёшки, Неваляшки, Петрушки - народные игрушки"

Познавательно -творческий проект с детьми младшего возраста  знакомит малышей и их родителей с народной игрушкой, её значением в развитии и воспитании будущего гражданина, патриота своей страны....

Познавательно-творческий проект для детей младшей группы «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Цель: Создать систему работы по формированию у детей художественно-эстетического развития и духовно-нравственного отношения к традиционной, русской  народной игрушке – Матрешке. Пробудить и...

Консультация для педагогов "Как подготовится к проведению творческого проекта "Народная игрушка - русский сувенир МАТРЁШКА"

   Что бы дошкольники знали о русских народных промыслах и деревянных расписных игрушках, в нашем музеи – игротеки «Наша Родина Хабаровский край – часть большой Росс...

Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Матрешка    Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...

Кратковременный познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка - матрёшка» для детей старшей группы (5-6 лет)

формирование интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки - матрёшки...