Автор проекта |
Фамилия, имя, отчество | Ермилова Ольга Николаевна |
Город, область | г. Балаково, Саратовская область |
Номер, название детского сада | МАДОУ – «Детский сад комбинированного вида №5 «Умка» |
Описание проекта |
Название темы проекта |
«Русская народная игрушка - Матрёшка» |
Краткое содержание проекта |
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, продолжительностью одна неделя. Проект был взят для творческой работы и направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Цель: Создать систему работы по формированию у детей художественно-эстетического развития и духовно-нравственного отношения к традиционной, русской народной игрушке – Матрешке. Пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрёшкой. Задачи: Образовательные: 1.Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности. 2.Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке – Матрешке. 3. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края. 4. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками. Развивающие: 1. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца. 2. Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними. 3. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами. Воспитывающие: 1. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству. 2. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник. 3. Воспитывать аккуратность в работе. Вид проекта: познавательно- творческий. |
Непрерывные организованные образовательные деятельности |
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Группа |
дети второй младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. |
Приблизительная продолжительность проекта |
Одна неделя |
Основа проекта |
Образовательные требования |
Проект основан на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Создать условия для расширения у детей представлений о народной игрушке – Матрешка
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе произведений об игрушке - Матрешке
- Развитие познавательно исследовательской, конструктивно-модельной и продуктивной деятельности.
- Расширение кругозора детей.
- Развитие игровой и театрализованной деятельности детей.
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
|
Планируемые результаты обучения |
После завершения проекта воспитанники приобретут следующие умения: личностные: - Повышения позитивных изменений взаимоотношений в процессе совместной работы, между детьми, родителями и ДОУ, развитие повышенного у детей интереса к родным и близким людям.
- Повышения уровня мотивации коллективных достижений у детей, партнерских отношений взрослых и детей в группе.
- Повышение личной ответственности и гибкости в различных межличностных и социальных ситуациях.
- Осознание своих потребностей, «Что я хочу знать?» (цели и мотивы), мониторинг собственного понимания и обучения «Что я узнал?» (результаты)
метапредметные: - Сформированность начальных предпосылок поисковой деятельности.
- Повышение навыка слушать и понимать смысл прочитанного, сопереживать героям произведения, умение высказывать свое мнение об их поступках.
- Развитие мышления, обуславливающего способность к созданию условий для эффективной устной и монологической речи, управление ею.
предметные: - Повышение уровня познавательных способностей и творческой активности у детей.
- Повышение уровня знаний у детей о жизнедеятельности сверстников в ДОУ.
- Овладение элементам драматизации по сказкам С. Я. Маршака, А. Барто, К. Чуковского.
- Овладение новыми навыками и умениями в художественно-эстетическом направлении (лепка, рисование, конструктивно-модельной деятельности)
Ожидаемый результат: Мы узнаем: Познакомимся с народной игрушкой – Матрешкой, с традициями и промыслами русского народа. Познакомимся с произведениями о матрешке детских писателей и поэтов: А. Барто, С. Я. Маршака. Мы увеличим словарный запас: Познакомимся с профессиями родителей и работников нашего детского сада. Мы научимся: Осознанному бережному отношению к традициям и народным промыслам русского народа. У детей сформируются нравственно-патриотические чувства гордости и уважения к труду взрослых связанных с народными промыслами. Воспитается любовь и интерес к деревянным игрушкам. Мы изготовим: Создадим аппликативную картину на тему: «Украсим русскую матрешку» Создадим альбом рисунков «Веселые матрешки» Сделаем Д/игру: «Красивые платочки у матрешки» Презентация проекта – - НОД по формированию русских традиций и народных промыслов «Расписная матрёшка»
- НОД аппликация «Наряд для матрешки»
- НОД по художественному творчеству (рисование) «Веселые Матрешки».
- Игра - развлечение «Матрёшка»
- Д/игра по сенсорному развитию детей младшего возраста «Оденем матрешке платочек».
- Обобщение результатов проектной работы. Презентация Виртуальная экскурсия «Мини - музей русские матрешки»
Перспективы дальнейшей работы с детьми: Цель: Воспитание любви и уважения к традициям и народным промыслам русского народа. Задачи: 1.Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. После завершения проекта родители: - Появится желание поделиться со своими детьми и окружающими сведениями о русской народной игрушке – матрешки.
- Мастер класс для родителей. «В какие еще игры можно играть с матрешками?»
- Укрепятся семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей.
Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импровизации и итоговое занятие. |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Почему, особенно детям нравились деревянные, расписные куклы – матрешки?
|
Проблемные вопросы учебной темы | Как вы думаете, из каких материалов в старину изготавливали игрушки? Какие игрушки были особенно популярны в то время? Почему, особенно детям нравились деревянные, расписные куклы – матрешки? Для чего были созданы первые русские матрёшки? В каких городах куклу стали делать мастера? |
Учебные вопросы | Что, мы знаем о русской игрушке - матрешке? Кого изображала первая русская Матрешка? Есть ли у вас дома такая игрушка? Кто вам ее подарил, как вы в нее играете? Из какого материала изготовлена матрешка? Из скольких частей состоит игрушка – Матрешка? Какие узоры на матрешке? Нравится ли вам играть в матрешку? |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Участники работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
1. «Круглый стол с участием родителей» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта (сбор информации) Домашнее задание для родителей и детей: 2. Подобрать книги – стихи и сказки на тему: «Веселая Матрешка!» Почитать их вместе с детьми дома и принести в группу для чтения вместе со всеми детьми. 2. Подготовить презентацию на тему: Виртуальная экскурсия «Мини музей – Русская матрешка» | Рефлексия. Наблюдения. Отчет о проделанной работе. 1.Чтение художественной литературы и заучивание стихов С. Я. Маршака, А. Барто, 2.Рассматривание иллюстраций, слайдов о народных промыслах России. 3.Художественное творчество. Рисование на тему: «Веселая матрешка» 4.Лепка на тему: «Украсим сарафан Матрешки»
| Выставка рисунков «Веселая игрушка - Матрешка» Игры – драматизация «В гостях у Матрешки» Мероприятие – досуг с детьми на тему: «Веселые потешки и загадки о Матрешке» Совместная деятельность родителей и детей. Д/игра: «Укрась платочек Матрешки»
|
Описание методов оценивания |
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трём направлениям: дети, родители, педагоги. 1. Так как дети маленькие оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми. 2. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей. 3.Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта (НОД, мероприятий, бесед, творческой и конструктивно-модельной деятельности) 4. Защита проекта. Проходит на последнем этапе. В ходе совместного мероприятия дети демонстрируют полученные знания. |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Что мы знаем? Русская матрешка хранит в себе не только историю русского народа, его творчества. У каждого есть дома и в детском саду игрушки - матрешки. Необходимые знания и навыки: Технические навыки: приемы лепки, навыки рисования кистью, раскрашивание карандашами. Уметь работать в коллективе и малыми группами. Дети совместно с родителями должны уметь находить заданный материал, уметь им пользоваться. Что мы хотим узнать? Историю появления русской матрешки. Познакомиться с произведениями А. Барто, К. Чуковского, о деревянной игрушке Матрешке. Познакомиться с загадки о матрёшке. Разучим песни и танца «Мы веселые матрешки» Как узнаем? Вместе с родителями и воспитателями прочитаем в книгах. Узнаем много интересного на НОД. Из рассказов родителей. |
Учебные мероприятия |
Этапы реализации проекта «Народная игрушка - Матрёшка» I этап поисковый организационно-подготовительный Понедельник | «Круглый стол с участием родителей» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; | Пополнить библиотеку группы книгами, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. Просвещение родителей. | (сбор информации) Домашнее задание для родителей и детей: | 1. Подобрать книги – стихи и сказки о семейном общении и воспитании и сделать выставку книг на тему: «Игрушка русская Матрешка» 2.Почитать их вместе с детьми дома и принести в группу для выставки. | Совместная деятельность воспитателя и родителей | 1. Подготовить презентацию на тему: Виртуальная экскурсия мини – музея «Русская матрешка» |
II этап – аналитический, практический Постановка цели, определение задач проекта, подготовка к реализации проекта. | Вторник | 1. Выставка книг - стихи и сказки о русской матрешке» 2.Чтение книг и показ слайдов о народных промыслах и традициях. 3. Д/игра «Кто к нам в гости пришел?» (Русская Матрешка) 4.Д/и «Сравни Матрешки по высоте» | Среда | 1.Беседа: «Моя любимая игрушка - Матрешка» 2.Игровое упражнение: «Где спряталась Матрешка?» 3.НОД аппликация «Украсим игрушку Матрешку» | Консультации для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям и народным промыслам» | Четверг | 1.Просмотр слайдов «Русская Матрешка» 2.Д/игра «Расскажи, какая она Матрешка» 3.Художественное творчество. Лепка на тему «Красивый сарафан у Матрешки» 4.Сюжетно – ролевая игра: «День рождения у Матрешки» | III этап - Заключительный | Пятница | 1.Игра - развлечение «Матрёшка» 2.Дидактическая игра по сенсорному развитию детей младшего возраста «Оденем матрешке платочек». 3.Обобщение результатов проектной работы. 4.Презентация Виртуальная экскурсия «Мини - музей русские матрешки» | Мастер класс для родителей: «В какие еще игры можно играть с матрешками?» |
|
Материалы для дифференцированного обучения |
воспитанник с проблемами усвоения учебного материала | Даша К., Саша П. индивидуальная работа во второй половине дня: Д/ игры «Мини - пазлы», «Загадывание загадок», рассматривание иллюстраций и слайдов об игрушке Матрешке. Устные беседы. Инд. работа в режимных моментах по худ. творчеству: с Настей К, Олесей Е., Мишей А., по рисование, работа с раскрасками. |
воспитанник, для которого язык преподавания не родной | - |
Одаренный воспитанник | - |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии — оборудование |
Фотоаппарат, магнитофон, аудиозаписи, компьютер, принтер, видеокамера, проекционная система, сканер. |
Технологии — программное обеспечение |
СУБД/ программы обработки изображений, веб-браузер, программы электронной почты, мультимедийные системы. |
Материалы на печатной основе | Список литературы. 1.Произведения С. Я. Маршака, А. Барто, К, Чуковского. 2.Хрестоматия для дошкольников, 3.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы. Москва, 2014г. 4.Т.Н.Доронова, С.Т.Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» 5.Книжка - картинки А.Алехина «Матрешки». |
Другие принадлежности | 1.Настольно- печатные игры. 2.Строительный материал для конструктивно-модельной деятельности. 3.Принадлежности для художественного творчества (краски, цветные карандаши, пластилин, салфетки) 4. Игры с матрешками: «Найди такую же», «Собери матрешку». 5. Русская народная игрушка матрешка. |
Интернет-ресурсы | Интернет-ресурсов. -http://allforchildren.ru/poetry/author2-marshak.php -http://www.miloliza.com/marshak.html |
Другие ресурсы | Журнал «Дошкольное воспитание» Журнал «Ребенок в детском саду» |