Познавательно-творческий проект для детей младшей группы «Русская народная игрушка - Матрёшка»
проект (младшая группа)

Ермилова Ольга Николаевна

Цель: Создать систему работы по формированию у детей художественно-эстетического развития и духовно-нравственного отношения к традиционной, русской  народной игрушке – Матрешке. Пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

2.Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке – Матрешке. 

3. Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края. 

4. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

2. Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.

3. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

2. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka_-_kopiya.docx235.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская народная игрушка  - Матрёшка»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Ермилова Ольга Николаевна

Город, область

г. Балаково, Саратовская область

Номер, название детского сада

МАДОУ – «Детский сад  комбинированного вида №5 «Умка»

Описание проекта

Название темы  проекта

                                             «Русская народная игрушка  - Матрёшка»

Краткое содержание проекта

     Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, продолжительностью одна неделя. 

Проект был взят для творческой работы и направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.  Для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Цель: Создать систему работы по формированию у детей художественно-эстетического развития и духовно-нравственного отношения к традиционной, русской  народной игрушке – Матрешке. Пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

2.Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке – Матрешке.  

3. Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.  

4. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

2. Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.

3. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

2. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

Вид проекта:  познавательно- творческий.

Непрерывные организованные образовательные деятельности

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Группа

 дети второй младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Приблизительная продолжительность проекта

 Одна неделя

Основа проекта

Образовательные требования

Проект основан на примерной общеобразовательной программе  дошкольного образования

«От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

  • Создать условия  для расширения у детей представлений о народной игрушке – Матрешка
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе произведений об игрушке - Матрешке
  • Развитие познавательно исследовательской, конструктивно-модельной и продуктивной деятельности.
  • Расширение кругозора детей. 
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности детей. 
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта воспитанники приобретут следующие умения:

личностные:

  • Повышения позитивных изменений взаимоотношений в процессе совместной работы, между детьми, родителями и ДОУ, развитие повышенного у детей интереса к родным и близким людям.
  • Повышения  уровня мотивации коллективных достижений у детей, партнерских отношений взрослых и детей в группе.
  • Повышение личной ответственности и гибкости в различных межличностных  и социальных ситуациях.
  • Осознание своих потребностей, «Что я хочу знать?» (цели и мотивы), мониторинг собственного понимания и обучения «Что я узнал?» (результаты)

метапредметные:

  • Сформированность начальных предпосылок поисковой деятельности.
  • Повышение навыка слушать и понимать смысл прочитанного, сопереживать героям произведения, умение высказывать свое мнение об их поступках.
  • Развитие мышления, обуславливающего способность к созданию условий для эффективной устной и монологической речи,  управление ею.

предметные:

  • Повышение уровня познавательных способностей и творческой активности у детей.
  • Повышение уровня знаний у детей о жизнедеятельности сверстников в ДОУ.
  • Овладение  элементам драматизации по сказкам С. Я. Маршака, А. Барто, К. Чуковского.
  • Овладение новыми навыками и умениями в художественно-эстетическом направлении (лепка, рисование,  конструктивно-модельной деятельности)

Ожидаемый результат:

Мы узнаем:

Познакомимся с народной игрушкой – Матрешкой, с традициями и промыслами русского народа. Познакомимся с произведениями о матрешке детских писателей и поэтов: А. Барто, С. Я. Маршака.

Мы увеличим словарный запас:

Познакомимся с профессиями родителей и работников нашего детского сада.

Мы научимся:

Осознанному бережному отношению к традициям и народным промыслам русского народа.

У детей сформируются нравственно-патриотические чувства гордости и уважения к труду взрослых связанных с народными промыслами.

Воспитается любовь и интерес к деревянным игрушкам.

Мы изготовим:

Создадим аппликативную картину на тему: «Украсим русскую матрешку»

Создадим альбом рисунков «Веселые матрешки»

Сделаем Д/игру: «Красивые платочки у матрешки»

Презентация проекта –

  • НОД по формированию русских традиций и народных промыслов «Расписная матрёшка»
  • НОД аппликация «Наряд для матрешки»
  • НОД по художественному творчеству (рисование) «Веселые Матрешки».
  • Игра - развлечение «Матрёшка»
  • Д/игра по сенсорному развитию детей младшего возраста «Оденем матрешке платочек».
  • Обобщение результатов проектной работы. Презентация Виртуальная экскурсия «Мини - музей русские матрешки»

Перспективы дальнейшей работы с детьми:

Цель: Воспитание любви и уважения к традициям и народным промыслам русского народа.

Задачи:

1.Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

После завершения проекта родители:

  • Появится желание поделиться со своими детьми и окружающими сведениями о русской народной игрушке – матрешки.
  • Мастер класс  для родителей. «В какие еще игры можно играть с матрешками?»
  • Укрепятся семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей.

Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, танцевальные импровизации и итоговое занятие.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему, особенно детям нравились деревянные, расписные куклы – матрешки?

Проблемные вопросы учебной темы

Как вы думаете, из каких материалов в старину изготавливали игрушки?

Какие игрушки были особенно популярны в то время?

Почему, особенно детям нравились деревянные, расписные куклы – матрешки?

Для чего были созданы первые русские матрёшки?

В каких городах куклу стали делать мастера?

Учебные вопросы

Что, мы знаем о русской игрушке - матрешке?

Кого изображала первая русская Матрешка?

Есть ли у вас дома такая игрушка?

Кто вам ее подарил, как вы в нее играете?

Из какого материала изготовлена матрешка?

Из скольких частей состоит игрушка – Матрешка?

Какие узоры на матрешке? Нравится ли вам играть в матрешку?

                                                     План оценивания

    График оценивания

До работы над проектом

Участники работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1. «Круглый стол с участием родителей» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать  интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта (сбор информации)

Домашнее задание для родителей и детей:

2. Подобрать книги – стихи и сказки на тему: «Веселая Матрешка!» Почитать их вместе с детьми дома и принести в группу для чтения вместе со всеми детьми.

2. Подготовить презентацию на тему: Виртуальная экскурсия «Мини музей – Русская матрешка»

Рефлексия.

Наблюдения.

Отчет о проделанной работе.

1.Чтение художественной литературы и заучивание стихов С. Я. Маршака, А. Барто, 2.Рассматривание иллюстраций, слайдов о народных промыслах России.

3.Художественное творчество.

Рисование на тему: «Веселая матрешка»

4.Лепка на тему:  «Украсим сарафан Матрешки»

Выставка рисунков «Веселая игрушка - Матрешка»

Игры – драматизация «В гостях у Матрешки»

Мероприятие – досуг с детьми

на тему: «Веселые потешки и загадки о Матрешке»

Совместная деятельность родителей и детей.

Д/игра:  «Укрась платочек Матрешки»

Описание методов оценивания

Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трём направлениям: дети, родители, педагоги.

1. Так как дети маленькие оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

2. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

3.Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта (НОД, мероприятий, бесед, творческой и конструктивно-модельной деятельности)

4. Защита проекта. Проходит на последнем этапе. В ходе совместного мероприятия дети демонстрируют полученные знания.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Что мы знаем?  Русская матрешка хранит в себе не только историю русского народа, его творчества.
У каждого есть дома и в детском саду игрушки - матрешки.

Необходимые знания и навыки: Технические навыки: приемы лепки, навыки рисования кистью, раскрашивание карандашами. Уметь работать в коллективе и малыми группами. Дети совместно с родителями должны уметь находить заданный материал, уметь им пользоваться.

   Что мы хотим узнать? Историю появления русской матрешки.

Познакомиться с произведениями А. Барто, К. Чуковского, о деревянной игрушке Матрешке. Познакомиться с загадки о матрёшке. Разучим песни и танца «Мы веселые матрешки»

Как  узнаем?
Вместе с родителями и воспитателями прочитаем в книгах.
Узнаем много интересного на НОД.  Из рассказов  родителей.
 

Учебные мероприятия

                                                 Этапы реализации проекта

                                            «Народная игрушка  - Матрёшка»

                          I этап  поисковый организационно-подготовительный  

                                                              Понедельник

«Круглый стол с участием родителей»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать  интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

Пополнить библиотеку группы книгами, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. Просвещение родителей.

(сбор информации)

Домашнее задание для родителей и детей:

1. Подобрать книги – стихи и сказки о семейном общении и воспитании и сделать выставку  книг на тему: «Игрушка русская Матрешка»

2.Почитать их вместе с детьми дома и принести в группу для выставки.

Совместная деятельность воспитателя и родителей

1. Подготовить презентацию на тему: Виртуальная экскурсия мини – музея «Русская матрешка»

             

                                                II этап – аналитический, практический

Постановка цели, определение задач проекта, подготовка к реализации проекта.

                                                       Вторник

1. Выставка книг  - стихи и сказки о русской матрешке»

2.Чтение книг и показ слайдов о народных промыслах и традициях.

3. Д/игра «Кто к нам в гости пришел?» (Русская Матрешка)

4.Д/и  «Сравни Матрешки по высоте»

                                                        Среда

1.Беседа: «Моя любимая игрушка - Матрешка»

2.Игровое упражнение:  «Где спряталась Матрешка?»

3.НОД аппликация «Украсим игрушку Матрешку»

Консультации для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям и народным промыслам»

                                                         Четверг

1.Просмотр слайдов «Русская Матрешка»

2.Д/игра «Расскажи, какая она Матрешка»

3.Художественное творчество.  Лепка на тему «Красивый сарафан у Матрешки»

4.Сюжетно – ролевая  игра:  «День рождения у Матрешки»

III этап - Заключительный

                                                             Пятница

1.Игра - развлечение «Матрёшка»

2.Дидактическая игра по сенсорному развитию детей младшего возраста «Оденем матрешке платочек».

3.Обобщение результатов проектной работы.

4.Презентация Виртуальная экскурсия «Мини - музей русские матрешки»

Мастер класс для родителей: «В какие еще игры можно играть с матрешками?»

                                   Материалы для дифференцированного обучения

воспитанник с проблемами усвоения учебного материала

Даша К., Саша П.  индивидуальная работа во второй половине дня: Д/ игры «Мини - пазлы», «Загадывание загадок», рассматривание иллюстраций и слайдов об игрушке Матрешке. Устные беседы.

Инд. работа в режимных моментах по худ. творчеству: с Настей К, Олесей Е., Мишей А., по рисование, работа с раскрасками.

воспитанник, для которого язык преподавания не родной

-

Одаренный воспитанник

-

                            Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Фотоаппарат, магнитофон, аудиозаписи, компьютер, принтер, видеокамера,  проекционная система, сканер.

Технологии — программное обеспечение

СУБД/ программы обработки изображений, веб-браузер, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

Список литературы.

1.Произведения С. Я. Маршака, А. Барто,  К, Чуковского.

2.Хрестоматия для дошкольников,

3.Программа  «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы. Москва,   2014г.

4.Т.Н.Доронова, С.Т.Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»   5.Книжка - картинки А.Алехина «Матрешки».

Другие принадлежности

1.Настольно- печатные игры.

2.Строительный материал для конструктивно-модельной деятельности.

3.Принадлежности  для художественного творчества

 (краски, цветные карандаши,  пластилин, салфетки)

4. Игры с матрешками: «Найди такую же», «Собери матрешку».

5. Русская народная игрушка матрешка.

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсов.

-http://allforchildren.ru/poetry/author2-marshak.php

-http://www.miloliza.com/marshak.html

Другие ресурсы

 Журнал «Дошкольное воспитание»

Журнал «Ребенок в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

Презентация познавательно-творческого проекта с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Данный материал обобщает проделанную работу по проекту "Русская народная игрушка"...

Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства....

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы " Русская народная игрушка матрёшка"

Занятие направлено на расширение представлений детей о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России  матрёшка, как выглядит, какие виды бывают. На занятии дети познакомятся с новыми слов...

Проект в первой младшей группе "Русские народные игрушки"

Презентация проекта "Русские народные игрушки". Проект способствует формированию у детей интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрешкой и Ванькой-Встанькой....