Взаимодействие с родителями и социальными партнерами при организации работы по профориентации с дошкольниками.
консультация
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами при организации работы по профориентации с дошкольниками. Консультация для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами при организации работы по профориентации с дошкольниками.
Подготовила: Захарова Ю.А.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. (Например: «Все профессии важны, все профессии нужны!»). Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.
Детям очень нравится живое общение с мамой или папой сверстников. Но информацию нужно предоставлять в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, кем он хочет стать, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его будущей профессии.
Активная совместная работа педагога и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.
Система профориентационной работы с дошкольниками может оказать существенное влияние на определение дальнейшего выбора жизненного пути ребенка.
Организация работы с родителями и социальными партнерами: - детско- взрослые занятия; - совместные праздники; - мастер-классы; - дни открытых дверей; - вечера встреч; - встречи поколений.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому необходимо подключать родителей к решению этой проблемы.
Совместно с родителями можно шить костюмы для сюжетно–ролевых игр, оформить игры: «Все профессии важны», «Кому что нужно для работы..», привлекать родителей к участию в оформлении альбома с рисунками «Все профессии важны», организовать совместное чтение художественной литературы о профессиях.
В нашем городе вместе с родителями можно организовать экскурсию в конноспортивный клуб, где дети познакомятся с такими профессиями как: конюх, ветеринар, наездник.
Так же в младшем дошкольном возрасте педагоги должны познакомить детей с ближайшим социумом – сотрудники детского сада. Мы знакомим детей с такими профессиями как: руководитель, кастелянша, прачка, воспитатель, помощник воспитателя, повар, медицинская сестра. В старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с профессиями: полицейский, пожарный, продавец, врач, библиотекарь и т.д.
Весной. в честь Победы родители нашего детсада совместно с детьми организовали возложение цветов к памятнику «Вечный огонь». Совместно с воспитателем рассказали детям о военных профессиях: вертолетчик, танкист, сапер и др. и об их важности в жизни людей. Дети с интересом и гордостью узнавали от родителей о том, кем работали их дедушки и бабушки и какой вклад внесли в Победу в ВОВ.
Так же необходимо знакомить детей с профессиями: кассир, охранник, водитель автобуса, для этого возможно проведение экскурсии на автовокзал. Дети с удовольствием знакомятся с профессиями, которые представлены в нашем городе: почтальон, сотрудник МЧС, пекарь, фермер, артист, водитель, слесарь, стоматолог, сотрудник ЖКХ, продавец, врач. Воспитатели могут побывать с детьми: в салоне красоты, на заводе по изготовлению сока, в редакции газеты, в мэрии.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
План взаимодействия с родителями и социальными партнерами в младшей группе
В плане взаимодействия с родителями расписаны блоки: информационный блок, образовательный блок,блок индивидуально-подгруппового взаимодействия,взаимодействие по организации предметно-прост...
Взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации
Благодарность от МБУ «Библиотечно - информационная система» детской библиотекой №1...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации
В своей деятельности важное место отвожу реализации инициатив по взаимодействию с социальными партнерами города....
Программа взаимодействия с родителями и социальными партнерами в первой младшей группе №12 на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обя...
4.2. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
1. Соглашение о сотрудничестве с «Урайским комплексным центром социального обслуживания населения».2. Договор о сопровождении и организации ранней помощи детям с ОВЗ в рамках работы «...
4.2. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами....