Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации для интеллектуального и речевого развития дошкольника
консультация (младшая группа)
Технологии построения
социокультурной среды дошкольной организации
для интеллектуального и речевого развития дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_postroeniya.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии построения
социокультурной среды дошкольной организации
для интеллектуального и речевого развития дошкольника
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения.
Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:
- происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей;
- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями;
- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.
Основные направления работы в создании и регулировании социокультурного пространства ДО:
- определение воспитательных задач своей деятельности на основе анализа цели воспитания и модели воспитательной системы образовательного учреждения;
- анализ состояния социокультурной среды образовательного учреждения;
- создание программы и плана своей деятельности;
- проведение социокультурных событий (совместные досуги, праздники, выставки-ярмарки и т.п.);
- создание и поддержка определенных принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями в ходе подготовки и проведения социокультурных событий;
- поддержка детских инициатив, создание временных творческих коллективов детей, родителей и педагогов для подготовки и проведения социокультурных событий;
- оформление образовательного учреждения.
Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления
Процесс развития социокультурной среды ДО охватывает собой весь период деятельности ДОУ и по качественной выраженности условно состоит из 4-х этапов:
1) этап возникновения и установления: создание команды, группы актива (инновационной группы) объединенной на основе определенных интересов развития ДО: формирование образа (видения) настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его социокультурной среды, организация "проблематизации" сообщества педагогов, детей и родителей в целях активизации участников к развитию социокультурной среды;
2) этап активного развития: разработка программы (плана) действий по построению модели социокультурной среды образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы дел ДО, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ;
3) этап формализации: систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация (возможен не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процессов", "стагнации");
4) этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития).
Механизмы развития социокультурной среды: содержательные (управленческие и мотивационные) и технологические (методы развития культурной среды, технологии обучения и воспитания).
Управленческие механизмы (внешние) характеризуют организационно-управленческое (подбор кадров педагогов-инноваторов, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности), научно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, программы развития, плана конкретных действий, "проблематизация" и обучение коллектива), психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ и педагогов-инноваторов, поддержка) обеспечение.
К мотивационным механизмам (внутренним) относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности личности.
Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДО, но и родителей воспитанников ДО, говорит о необходимости обязательного ее проектирования.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними.
.2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
6. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...
Педагогические основы общения воспитателей с детьми как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников.
Работа с педагогами.Консультация....
Тема: «Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника"
В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного образования. В соответствии с Ф...
Материалы обобщения опыта по теме "Развитие мелкой моторики рук как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников"
Подробное описание опыта работы....
Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культур...
Нетрадиционные методы коррекции интеллектуального и речевого развития дошкольника
Настоящая работа посвящена изложению упражнений, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Растущий интерес к данной теме со стороны различных специалис...
Консультация для родителей «Ребус как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников»
Отгадка ребусов — великолепная возможность в игровой занимательной форме развить речь. Занимаясь ребусами, малыш не только пополнит словарный запас, но и научится читат...