Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации для интеллектуального и речевого развития дошкольника
консультация (младшая группа)

Лёвина Антонина Ильинична

Технологии построения

социокультурной среды дошкольной организации

для интеллектуального и речевого развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_postroeniya.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии построения

социокультурной среды дошкольной организации

для интеллектуального и речевого развития дошкольника

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.

Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения.

Социокультурная среда образовательного учреждения понимается как целостное единство:

- происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей;

- существующих в ней принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями;

- предметно-пространственной среды образовательного учреждения.

Основные направления работы в создании и регулировании социокультурного пространства ДО:

- определение воспитательных задач своей деятельности на основе анализа цели воспитания и модели воспитательной системы образовательного учреждения;

- анализ состояния социокультурной среды образовательного учреждения;

- создание программы и плана своей деятельности;

- проведение социокультурных событий (совместные досуги, праздники, выставки-ярмарки и т.п.);

- создание и поддержка определенных принципов, правил, норм взаимодействия и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями в ходе подготовки и проведения социокультурных событий;

- поддержка детских инициатив, создание временных творческих коллективов детей, родителей и педагогов для подготовки и проведения социокультурных событий;

- оформление образовательного учреждения.

Социокультурная среда дошкольного учреждения как объект управления

Процесс развития социокультурной среды ДО охватывает собой весь период деятельности ДОУ и по качественной выраженности условно состоит из 4-х этапов:

1) этап возникновения и установления: создание команды, группы актива (инновационной группы) объединенной на основе определенных интересов развития ДО: формирование образа (видения) настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его социокультурной среды, организация "проблематизации" сообщества педагогов, детей и родителей в целях активизации участников к развитию социокультурной среды;

2) этап активного развития: разработка программы (плана) действий по построению модели социокультурной среды образовательного учреждения; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы дел ДО, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ;

3) этап формализации: систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов, стагнация (возможен не в полном объеме, например, минуя стадии "консервации инновационных процессов", "стагнации");

4) этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), возвращение к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития).

Механизмы развития социокультурной среды: содержательные (управленческие и мотивационные) и технологические (методы развития культурной среды, технологии обучения и воспитания).

Управленческие механизмы (внешние) характеризуют организационно-управленческое (подбор кадров педагогов-инноваторов, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности), научно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, программы развития, плана конкретных действий, "проблематизация" и обучение коллектива), психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ и педагогов-инноваторов, поддержка) обеспечение.

К мотивационным механизмам (внутренним) относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, стимулы активности личности.

Итак, понимание социокультурной среды как совокупности условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности ребенка, повышению уровня педагогической культуры не только педагогов ДО, но и родителей воспитанников ДО, говорит о необходимости обязательного ее проектирования.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними.

.2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия   ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.  

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

6. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.

Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...

Тема: «Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника"

   В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного образования. В соответствии с Ф...

Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации

Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культур...

Нетрадиционные методы коррекции интеллектуального и речевого развития дошкольника

Настоящая работа посвящена изложению упражнений, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Растущий интерес к данной теме со стороны различных специалис...

Консультация для родителей «Ребус как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников»

Отгадка ребусов — великолепная возможность в игровой занимательной форме развить речь. Занимаясь ребусами, малыш не только пополнит словарный запас, но и научится читат...