Методическая разработка "Использование ресурсов образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру
Методическая разработка "Использование ресурсов образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников" включае в себя конспекты занятий: "Лес многоэтажный дом"; Водоем и его жители"; "Насекомые осенью"; "Животные леса осенью"; "Овощи и фрукты на нашем столе" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 57.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Образовательный холдинг «Детство без границ» муниципального образования Усть-Лабинский район
Методическая разработка
«Использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников»
«Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,
что прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию педагога».
К.Д. Сухомлинский.
Удивительный мир природы …. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься.
Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи экологического образования.
Строя свою «школю радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал, необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.
Наше дошкольное образовательное учреждение расположено в прекрасной местности, что дает огромные возможности педагогическому коллективу осуществлять в полной мере развитие у дошкольников экологической культуры, наблюдать в естественных условиях проживание и развитие различных животных и растений, знакомить детей с раннего возраста с трудом в природе и посильного участия в нем.
Через уход за растениями и животными ребенок получает знания о росте, потребностях, о том, как эти потребности удовлетворяются. Узнает он и о свойствах, качествах природного материала, об орудиях труда и их применении. В труде ребенок получает удовлетворение от хороших результатов, у него появляется интерес к иным существам.
В нашем педагогическом коллективе были проведены консультации и семинары для педагогов: «Экологическая тропа ДОУ», «Методы и приемы экологического воспитания», «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности», « Труд и наблюдения – детей в природе», «Работа с родителями по экологическому воспитанию».
Совместно с педагогами детского сада был создан экологический паспорт детского сада, в котором была собрана информация о местонахождении детского сада, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада. Разработаны экскурсии в природу, создана экологическая тропа, которая позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию, тем самым обогащая знания детей по экологическому воспитанию.
Работа по экологическому воспитанию в детском саду строится с учетом воспитательно-образовательных задач. Для осуществления этих задач необходимо, чтобы дети имели возможность ежедневно наблюдать за растениями и приобретать трудовые навыки.
Так, в каждой групповой комнате был создан уголок природы, здесь же находится мини-лаборатория, которая позволяет ребенку участвовать в простейших экспериментах: «Свойства песка», «Проращивание растений из семян», Мыльные пузыри», «Водица сестрица».
Дидактические игры по экологии, энциклопедическая и художественная литература, экспонаты природных материалов, гербарии, творческие работы педагогов, макеты природных зон все это позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, воспитывать эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни.
Условия для устройства уголка природы и экологической тропы дают возможность, не выходя за пределы детского сада, наблюдать за ростом и развитием растений. Здесь ребенок не только может удовлетворить свою любознательность, но и активно действовать, трудиться.
В нашей экологической тропинке есть несколько уголков – лесной, луговой, огород, полянка, цветник.
Уголок леса включает в себя разнообразие деревьев, здесь и ели, и береза и каштан. Много пеньков по которым можно не только наблюдать, но и походить по ним.
Огород представлен разными видами овощей: салат, морковь, капуста, горох, огурец, помидор. На огороде дети не только наблюдают, но и участвуют в посадке растений, ухода за ними, в сборе урожая.
Луговой уголок включает в себя разнообразие лекарственных трав, таких как мята перечная, календула лекарственная, подорожник, одуванчик лекарственный, душица, мать-и мачеха, тысячелистник обыкновенный . Дети не только знакомятся с растениями, но проводят сенсорное обследование их семян, биологическими и лечебными свойствами
Полянка, на которой расположено место отдыха для детей, растут травянистые растения.
Цветник благоухает разнообразием цветов, вот здесь можно наглядно показать жизнь насекомых, рассказать об их пользе.
Организуя экологическую тропу, мы изучили состояние территории детского сада, результаты работы выполненной при составлении экологического паспорта. На основе полученных данных составили карту- схему, на которой обозначили видовой состав растений, животных, наличие участков представляющих интерес для работы с детьми. Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропы является включение большого количества разнообразных, привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, деревья, кустарники, травы, гнезда птиц на деревьях, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых—солдатиков, кузнечиков, божьих коровок, альпийская горка, выделен участок для пищевых и лекарственных растений. Созданы условия для выращивания растений, подлежащих охране в Краснодарском крае. Тем самым оформляется своеобразная «Живая красная книга».
В состав растений экологической тропинки также вошли растения-часы, растения-барометры. Декоративные цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т.е. созданы «клумбы непрерывного цветения».
На примере сорняков объясняются детям многие биологические особенности растений, влияние человека на биологические сообщества. Сравнивая вытоптанные и не вытоптанные, выжженные участки, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров, обсуждаем некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе.
Зона отдыха предполагает возможность отдохнуть, почитать художественную литературу. На площадке детского сада имеется муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его мы обнаружили по не большим отверстиям в почве и снующим рядом муравьям и обозначили как видовую точку. Для детей карта-схема содержит небольшое количество информации в виде рисунков наиболее привлекательных для них объектов. Все эти рисунки соединены линией, стрелками указывающими маршрут, по которому они идут от одного объекта к другому. Нами были изготовлены таблички с рисунками, подписями для точек маршрута, составлен паспорт экологической тропинки с информацией для воспитателей об объектах тропинки. При описании объектов даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в стихах, народных приметах, отмечается его роль в жизни людей, рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
К выбору объектов посещений, оформлению тропинки часто привлекаются дети. Их предложения мы учитываем при составлении плана занятий, даем возможность самим выбрать путь по экологической тропинке. Это дает возможность почувствовать детям свою причастность к созданию тропинки, тем самым у детей создается больший интерес к занятиям, дети с большей теплотой относятся к объектам природы на экологической тропинке. Количество посещений экологической тропинки зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны. Во время прогулок подчеркивается, что у деревьев в отличие от кустарников 1 ствол, покрытый корой. Детям можно предложить выяснить, как называется дерево и придумать ему имя. Можно устроить конкурс на самое оригинальное имя. Дети дают имя дереву с учетом его особенностей, чтобы оно отражало внешний облик или «характер» объекта исследований: березу можно назвать - красавица, Белянка, царевна Несмеяна, Плакса, Скромница. Рябину- Модница, бусинное дерево, Красавица, Пеструшка, Пестрянка. Анализ детских рассказов, рисунков показывает, что детям нравится называть свое дерево по имени. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву и выделяют его среди других.
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений на экологической тропе- большую помощь в этом может сказать моделирующая деятельность. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе:
- календари наблюдений за сезонными явлениями природы;
- календари наблюдений за ростом и развитием живых существ;
- календарь наблюдений за птицами.
Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков.Также в своей работе мы применяем графическое моделирование при составлении карты-схемы экологической тропы, определении маршрута в парк, по которому дети регулярно совершают прогулки, экскурсии
Важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятии по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных и дидактических играх. Для повышения интереса детей, к занятиям педагоги совместно с детьми выбирают « хозяина тропинки» - сказочного героя- Боровичка, Лесовичка и т. п. В каждой группе свой «хозяин тропики». Он встречает детей вначале маршрута, периодически посылает детям письма-задания, участвует в конкурсах, театрализованных представлениях. За оказанную помощь, выполненные задания-загадки, сказочный персонаж иногда оставляет на тропинке сюрпризы, сладости, книги о природе, игрушки.
На экологической тропинке мы применяем разнообразные формы и методы работы - наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, опыты. Организован пост «Зеленый патруль»- дети выявляют сломанные и пораженные деревья «лечат»: замазывают раны на березках, убирают сломанные ветки черемухи, сирени, не позволяют ловить насекомых для игры
Немало важную роль занимает совместная работа с родителями, которая позволяет повысить грамотность родителей по экологическому воспитанию, делая их не только пассивными участниками, но и активными. Участвуя в праздниках, акциях, таких как: « День земли», «Скворечник», «Посади дерево», «Вырасти цветок». Организуя выставки и субботники по благоустройству территории ДОУ, дает возможность ребенку осознать себя в экосистеме человек – природа – общество.
Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
по экологическому воспитанию с использованием оборудования детского сада и экологической тропы в старшей группе.
ЛЕС – МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ
(сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях)
Задачи: способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за растениями на участке д/с.
– Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью).
– Работа с моделями.
– Работа в экологической комнате (макет леса).
– Чтение художественной литературы о лесе.
– Работа в дневниках наблюдений (деревья, кусты, цветы осенью).
– Экскурсии по экологической тропе детского сада.
– Сбор семян, листьев.
Ход занятия
1. Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья)
(С. Н. Николаева. Юный эколог.)
– Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?
2. С о с т а в л е н и е сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза и ель): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Магазин «Семена».
Воспитатель исполняет роль продавца, ребенок должен описать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где используется желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.).
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что помогает растениям расти?».
З а д а н и е. Выбрать себе схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек.)
ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ
(беседа о водоеме и водоплавающих птицах)
З а д а ч и: развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций о водоеме.
– Беседы с детьми.
– Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.
– Рассматривание картины «Водоем» в холле.
Ход занятия
1. И г р а «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем, иллюстраций).
Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник); водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки, гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра, ондатра).
2. А н а л и з п о л у ч е н н ы х к а р т и н.
Дети вместе с воспитателем рассматривают водоем и рассказывают, кого, куда они поселили и почему.
3. Б е с е д ас детьми.
– Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему?
– Что случится с птицами, если они не успеют улететь?
– Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»?
Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц.
4. Р и с о в а н и е в о д о е м а.
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение природоведческой литературы.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Работа с моделями.
Ход занятия
1.О т г а д ы в а н и е з а г а д о к о насекомых.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее … (стрекоза.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.
2. Б е с е д а с детьми о насекомых по вопросам:
– Как передвигаются?
– Чем питаются?
– Как спасаются от врагов?
– Почему осенью их становится меньше?
3. И г р а-имитация «Отгадай, кого я загадал».
Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:
* Заяц, еж, лиса, шмель.
* Трясогузка, паук, скворец, сорока.
* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.
*Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.
5. И г р а в слова.
– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).
– Объясните выбор каждого слова.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.
Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.
ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)
З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми.
– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
– Работа в экологической комнате (лес).
– Отгадывание загадок.
– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.
– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.
Ход занятия
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я «Осень-художница»:
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
2. Б е с е д а.
– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
– Кто укладывается спать на всю зиму?
– Кто меняет на зиму шубку?
– Кто делает запасы на зиму?
– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.
3. Р а с с к а з воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
4. О б с у ж д е н и е р а с с к а з а.
– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?
5. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)
6. С о с т а в ь р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.
ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему-модель трудового процесса: воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Оформление в уголке природы выставки «Дары осени».
– Беседа с детьми.
– Дидактические игры «Сад – огород», «Попробуй на вкус» и др.
Ход занятия
1. Р а б о т а с о с х е м о й - м а к е т о м.
Детям предлагается схема-макет огорода и сада, предметные картинки овощей и фруктов. Дети делятся на две подгруппы и составляют сад и огород, потом меняются местами и проверяют правильность составления макета.
2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Опиши – мы отгадаем».
Один ребенок (по очереди) описывает овощ или фрукт: цвет, форма, где растет, вкус. Остальные дети отгадывают.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Определи на вкус».
Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать кусочки овощей и фруктов. Они должны определить их на вкус.
4. П р и г о т о в л е н и е витаминного салата из сырых овощей: морковь, капуста, яблоки.
О б с у ж д е н и е структуры трудового процесса (технологии).
З а д а н и е. Выбрать необходимые овощи и фрукты, помыть, приготовить нож, доску, миску, почистить, нарезать, заправить и перемешать; распределение обязанностей.
5. Б е с е д а о чистоте рук и овощей.
– Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? Почему?
– Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?
6. Б е с е д а о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
РАСТЕНИЯ В НАШЕМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
(беседа с элементами труда)
З а д а ч и: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); формированию представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений – засухоустойчивые запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с мягкими, тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто, через день; осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме); формированию представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют; воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Труд в уголке природы.
– Опыты – различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.
– Рассматривание схемы.
– Беседы.
Ход занятия
1. Б е с е д а о растениях уголка природы в группе.
– Какие живые существа есть у нас в группе?
– Почему вы считаете растения живыми? (Растут, дышат, пьют воду, размножаются.)
2. Р а с с м а т р и в а н и е влаголюбивых растений – бальзамина и традесканции.
– Сравните, чем похожи, чем отличаются эти растения по внешнему виду, цвету и форме листьев, цветов, что любят – свет, влагу – влаголюбивые.
3. Р а с с м а т р и в а н и е засухоустойчивых растений – кактуса, столетника или др.
4. Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Почему одни растения называют влаголюбивыми, а другие – засухоустойчивыми?
– Где растут те и другие? Может ли традесканция жить в пустыне? Почему?
– Есть ли различия во внешнем виде влаголюбивых и засухоустойчивых растений? А в местах их обитания?
5. У х о д з а р а с т е н и я м и: практикум.
Дети поливают растения или рыхлят (сами определяют способ ухода).
6. Э к с к у р с и я в экологическую комнату или в соседнюю группу (рассматривание растений, нахождение влаголюбивых и засухоустойчивых растений).
ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа о перелетных птицах)
З а д а ч и: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за птицами на участке детского сада.
– Беседы о птицах.
– Рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.
Ход занятия
1. Воспитатель ч и т а е т детям стихотворение «Осень».
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго они кружат над лесами,
Над речными крутыми обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весною,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце.
2.Б е с е д а.
– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?
– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).
– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей.)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы.)
4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)
5. З а к о н ч и предложения.
* Воробей маленький, а журавль…
* Утка серая, а лебедь…
* Утка живет на болоте, а кукушка…
* У скворца дом – скворечник, а у соловья…
6. С о с т а в л е н и е рассказа-описания с опорой на план (по картинке).
– Как называется птица?
– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).
– Чем питается?
– Где проводит зиму?
– Какие трудности испытывают?
– В какой помощи нуждаются?
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и:способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
– Рассматривание иллюстраций.
– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
– Заучивание стихов, загадок о птицах.
– Чтение энциклопедической и художественной литературы.
– Изготовление кормушек.
Ход занятия
1. Б е с е д а с детьми.
– Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки.
– Как называются эти птицы? (Зимующие.)
2. И г р а «Голоса птиц».
З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:
*Кар-кар! (Ворона.)
*Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.)
*Ча-ча-ча! (Сорока.)
*Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)
*Синь-синь-синь! (Синица.)
3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте».
Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п.
4. Б е с е д а.
– Где зимой птицы находят корм?
– Как может помочь человек зимующим птицам?
5. И з г о т о в л е н и е кормушек.
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
(сравнительный рассказ о деревьях (ель, рябина)
З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о та.
– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.
– Труд на участке зимой.
– Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.
Ход занятия
1. З а г а д к и:
Прилетает в гости к ней В каждый дом
Стайка алых снегирей. Под Новый год
По ветвям они снуют, Это деревце придет.
Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое,
Оно зовется… (елкою).
2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины.
Дети составляют описательный рассказ с опорой на план.
– Как называется дерево?
– Какое дерево – лиственное или хвойное?
– Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?
– Какую пользу приносит людям, животным, птицам?
Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму?
3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
(сравнительное наблюдение с элементами труда)
З а д а ч и:создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Дети рассматривают узамбарскую фиалку.
В гости приходит сказочный персонаж и приносит детям кактус; говорит, что купил в магазине елку. Дети объясняют, что это комнатное растение, которое называется «кактус».
2. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а - о п и с а н и я.
Дети рассказывают сказочному персонажу о своих комнатных растениях. Он просит рассказать о красивом цветущем растении – фиалке.
3. И г р а «Кому что нужно?».
Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).
4. И с с л е д о в а т е л ь с к о - п о и с к о в а я д е я т е л ь н о с т ь.
З а д а н и е. Определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяют, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п.
5. И г р а «Как выросла фиалка».
Дети на мольберте или фланелеграфе выкладывают последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок). Сказочный персонаж благодарит детей за помощь, и дети дарят ему листик фиалки.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Труд в уголке природы.
– Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.
– Рассматривание схем способов ухода.
– Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.
ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
(обобщающая беседа с использованием схем и моделей)
З а д а ч и: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формированию умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Изготовление скворечников.
– Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада.
– Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).
– Чтение познавательной литературы.
Ход занятия
1. Ч т е н и е и с л у ш а н и е стихотворения «Скворцы».
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
2. Б е с е д а.
– Что понравилось (запомнилось) в стихотворении?
– А где были скворцы зимой?
– Почему они поют?
– Какие еще птицы прилетели к нам весной?
– Отберите картинки с перелетными птицами.
3. С о с т а в л е н и е описательного рассказа с опорой на модель-схему: как называется? Расскажите о внешнем виде, особенностях строения частей тела (клюв, хвост и др.) Чем питается? Что отличительного в поведении весной?
4. И г р а - и м и т а ц и я «Строим гнезда».
5. И з г о т о в л е н и е скворечников.
ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ
(обобщающая беседа с элементами наблюдения)
З а д а ч и: способствовать: обобщению представлений о деревьях как представителях живого в мире природы: многообразие внешнего строения у разных видов деревьев, основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.); формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять описательный рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за деревьями на участке детского сада.
– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
– Труд на участке.
– Заучивание стихов, загадок.
Ход занятия
1. О т г а д ы в а н и е з а г а д к и.
Весной роняет слезы белая… (береза.)
Весною кудри завила
Нежные, пушистые
И стоит белым бела…
(черемуха) душистая.
Румяные, наливные висят яблоки на ней. (Яблоня.)
2. С о с т а в л е н и е о п и с а т е л ь н о г о р а с с к а з а по схеме-модели.
Выставляются картинки цветущих деревьев.
Дети должны описать изображенные деревья по плану:
1) Название.
2) Как выглядит?
3) Какую пользу приносит людям?
4) Сравнение березы и черемухи: чем похожи? Чем отличаются?
3. З а г а д к а.
Был тугим он кулачком,
А разжался – стал цветком. (Бутон.)
4. И г р а - и м и т а ц и я «Распускание цветов на деревьях».
5. И г р а«Что необходимо растению для роста и развития?».
Выбрать карточки-схемы и рассказать, что помогает растениям жить. (Свет, тепло, чистый воздух, забота человека.)
6. Р и с о в а н и е «Цветущая ветка».
ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА УЧАСТКЕ
(сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике)
З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег; установления причинно-следственных связей (растет лучше, где больше тепла, влаги, света); прививать бережное отношение к первоцветам.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за растениями на участке.
– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.
– Чтение познавательной литературы.
– Заучивание стихов и загадок.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу к детям прилетает Божья Коровка и приглашает детей на весенний лужок. (В группе создается план-макет.) Божья Коровка показывает детям, как красиво на лужку, и загадывает загадки:
Он и мачеха, и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет. (Одуванчик.)
2. А н а л и з р а с т е н и я.
Дети р а с с м а т р и в а ю т мать-и-мачеху и описывают: невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стеблю прижаты бурые острые листья.
– Почему оно так странно называется? (Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.)
Цветы собраны в соцветие. Когда растение отцветет, то превратится в пушистую шапочку.
– Где быстрее зацветет, в тени или на солнце? Почему? Цветы открываются утром, а закрываются перед непогодой или на ночь.
– На что похож цветок одуванчика? (Рассуждения детей.Описывают по картинке.)
– Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (Пчелы, шмели, бабочки). Зачем? Чем похожи и чем отличаются?
3. И г р а - и м и т а ц и я «Соберем нектар с цветов».
4. И г р а «Отгадайте – почему?».
Ярко-желтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал, как дедушка, седым!
5. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й д е т ь м и.
Дети садятся на лужок и р а с с к а з ы в а ю т Божьей Коровке стихи, выученные заранее:
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг!
На проталинке – первый цветок.
Как же он беззащитен и мал!
Резкий ветер его трепал,
Пригибал стебелек к земле,
Леденил в предрассветной мгле,
Но отважный цветок устоял!
Опущусь перед ним на колени,
Прикоснусь к лепесткам рукой –
Сколько мудрости и терпения
В этой капельке золотой!
Божья Коровка тоже дарит детям стихотворение:
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
– Что понравилось (запомнилось) в стихотворении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".
Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...
Методические рекомендации для педагогов ДО по экологическому воспитанию дошкольников
В данной статье укзаны формы работы с детьми и родителями, прописано краткое содержание парциальных программ по экологическому воспитанию...
Методическая разработка Тема: «Игры, направленные на экологическое воспитание дошкольников»
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к п...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Животные разных стран» с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная» (с использованием технологии
Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран.Задачи:1. Область «Познание»:2. Область «Коммуникация»:3....
Методическая разработка «Использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников»
Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми...
Методические пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлени...
Методические пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлени...