Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования дидактических игр
статья

Толстых Мария Сергеевна

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования дидактических игр

Толстых М.С., воспитатель,

МБДОУ ДС №57 «Радуга»,  г. Старый Оскол

Игра – основная деятельность детей с ОВЗ  дошкольного возраста - в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на  логопедических занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая игра решает  воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета».

В дидактической игре ребенок  с ОВЗ не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия с ребенком.

Таким образом, использование дидактических игр в работе с детьми, способствуют развитию речевой активности детей с ОВЗ, повышению результативности коррекционной работы. Дидактическая игра позволяет развивать речь у детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому, основной целью для работы заключается развитие всех элементов устной речи детей с помощью использования дидактической игры.

Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.

Дидактическая  игра имеет  две цели: одна – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей с ОВЗ. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок с ОВЗ получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.

Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Использование дидактических игр способствуют развитию речевой активности детей с ОВЗ. Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи.

Для снятия зрительной нагрузки и смены действий важно проводить физкультминутки в игровой форме, пальчиковую гимнастику . Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото»,  «Найди пару», учим подбирать слова близкие по звучанию, например: «миска – мишка, усы – осы и т.д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель).

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек», «Один - много», учим детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закреплять у детей знания о цвете и величине, обогащение словаря с прилагательными.

В своей работе мы регулярно предлагаем детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр формируется у детей  с ОВЗ умение логически мыслить, развить у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, дать детям рассмотреть целую картинку.
В работе с детьми с ОВЗ, считаем  эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у детей  желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок с ОВЗ усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащать  словарь детей с ОВЗ и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает?», «Назови животных и скажи, кто как кричит?».Для детей подбираем чистоговорки и готовим артикуляционный аппарат в артикуляционной гимнастике.

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей с ОВЗ, их поведение. Стихотворные слоги задают ритм движения.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.

Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком. В своей практике можно использовать такие игры как:

Игры -путешествия. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д

Игры -поручения. В основе игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

Игры -предположения («что было бы, если... »).Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что  сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников с ОВЗ. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям с ОВЗ обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. 

 

                   Список литературы

1.Бондаренко А. К. «Дидактическая игра  в детском саду». Москва – 1991г

2. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Москва- 2009г

3. Выготский Л.С. «Умственное развитие в процессе обучения»

4. Новоторцева Н.В. «Развитие речи у детей». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль – 1998 г.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984г.

6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 1993г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста".

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста"."Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".              ...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольнико...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры».Презентация

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Развитие речи у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр...

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством использования сюжетных картинок (Выступление из опыта работы)

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных  явлениях, но и воздействует...