«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе»
материал (подготовительная группа)
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Актуальность темы о проектирование РППС обусловлена тем, что в ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, также с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям. В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно - пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_dpo_itogovaya_rabota_referat_evstigneeva_o.n._dzerzhinsk_detskiy_sad_no102.docx | 58.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и
молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
Тема реферата «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе»
к курсу «Психолого-педагогические основы проектирования РППС ДОО в современных социокультурных условиях»
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Евстигнеева Оксана Николаевна
МБДОУ «Детский сад №102»,
г. Дзержинск, Нижегородская область
Нижний Новгород 2022 год
Оглавление:
1. Введение: Актуальность_______3
2. Основная часть:
2.1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. ________4
2.2. Понятие о развивающей предметно-пространственной среде ________8
2.3. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) ___________10
2.4. Современные подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группы. ________13
3. Заключение________29
4. Список использованной литературы_________31
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала
бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей
степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной
самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из
самого себя, от природы…».
Е.И. Тихеева
1. Введение: Актуальность
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Актуальность темы о проектирование РППС обусловлена тем, что в ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, также с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям. В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно - пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.
2. Основная часть:
2.1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов,
педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Исследования
предметной среды ведутся уже давно.
«Среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию. Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда».
Среда – предполагает единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического
развития.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками,
пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной
творческой деятельности детей.
«Предметно- развивающая среда» -это система материальных объектов
деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это
единство социальных и предметных средств.
В основе педагогической теории всегда положена система базовых понятий, а также теоретических концепций, на которой эта теория стоит и развивается. Теоретической базой для построения развивающей предметно- пространственной среды ДОО являются исследования в области психолого- педагогической науки, доказывающие определяющую роль внешних условий в поведении, деятельности.
Умственной, физической активности и развитии человека; принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); теория «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский); положение о спонтанном характере механизма
саморазвития деятельности (А.В. Запорожец).
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я.
Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А. Петровского. В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды.
Основные положения личностно -ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:
- дистанции, позиции при взаимодействии, ориентация на организацию
пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления
оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен, создание уголков по интересам, придумывание детьми самостоятельно символов каждого уголка.
- стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов;
- открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков
проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами
мужественности и женственности.
Авторы концепции, определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.
Исходя из этого, отечественные ученые и практики предлагают пути и способы организации развивающей предметно-пространственной среды жизни ребенка, направленные на его всестороннее развитие, на включение в разные виды детской деятельности.
Предметно-пространственная развивающая среда должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрасту детей.
Поэтому, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать охрану и укрепление:
- физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности;
- приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Также следует создавать оптимальные условия для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и для каждого конкретного ребёнка. Создание так называемого личностного пространства, то есть возможности заниматься тем, что нравится.
2.2. Понятие о развивающей предметно-пространственной среде
Если развивающая среда детства — это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного, социального становления личности ребенка. Так давайте определимся, что же такое предметно-пространственная среда ДОО?
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка. Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметно-пространственную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
2.3. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы , инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при проектировании РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса.
2.4. Современные подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группы.
Одной из форм проектирования развивающей предметно- пространственной среды ДОО на сегодняшний день является дизайн-проект.
Слово «дизайн» происходит от английского Design – «проектирование, определение функции предмета», который в свою очередь происходит от латинского Designare – «определять назначение, обозначать».
Первый шаг в проектировании среды группы - определение расположения центров в группе детского сада. Все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Принимая во внимание принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, ФГОС ДО, важным этапом является анализ существующей развивающей предметно-пространственной среды.
Целесообразно анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды проводить систематически с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.
Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Давайте рассмотрим проектирование РППС в подготовительной к школе группе.
Старшие дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, их игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство в подготовительной группе усложняется. В нём появляются несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
Предметно- пространственная развивающая среда групповой комнаты зонируется и организуется с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимо составить последовательность действий для создания развивающей предметно-пространственной среды в группе на основе восьми шагов.
1. Сформулировать цели и задач. Определить приоритетные направления развития детей подготовительной группы. Выделить особенности подбора предметов для организации РППС.
2. Определить, какие учебные и методические пособия, необходимы для развития дошкольников; подобрать игры, игрушки и другие материалы для самостоятельной детской деятельности, оборудование для разных видов деятельности детей.
3. Составить перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения и хранения игрового материала и пособий, а также оборудования для обеспечения режимных моментов.
4. Оценить уже имеющиеся материалы и оборудование в группе, отобрать необходимые материалы, оборудование, пособия. Лишнее оборудование и игрушки не по - возрасту необходимо убрать из группы.
5. Определить пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях на основе принципа центров активности.
6. Начертить план или схему размещения крупной мебели и дополнительного оборудования. Наполнить пространство игровыми материалами необходимыми на 2 – 3 месяца работы.
7. Провести диагностику, с целью изучения особенностей детей подготовительной группы, их интересов, предпочтений, и вносить коррективы в предметно- пространственную среду с учетом полученной информации и возможностей детского сада.
8. Продумать последовательность внесения изменений в предметно- пространственную среду в течение года с учетом содержания основной общеобразовательной программы ДОО.
При разработке дизайна помещений главной целью замысла по оформлению должно стать:
- целостность и логичность: все оформление должно быть связано в единое целое
- лаконичность и функциональность: все должно быть доступным для детей, чтобы всё можно было потрогать, изучить, поиграть;
- дизайн-проект должен быть совместным действием педагогического, детского и родительского коллективов.
Детей подготовительной группы уже можно привлекать к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с воспитателем, это будет развивать у них творческий потенциал и фантазию в дизайнерской деятельности. Такой современный подход позволяет обогатить оформление групповых помещений детскими авторскими работами. В таком творческом процессе у детей и взрослых возрастает интерес к совместной художественно-творческой деятельности. Мы работаем по программе «Детство», поэтому группа делится на центры активности.
Разработка проекта включает следующие этапы:
- Сбор информации и обследование среды группы
- Анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды
Изучение специальной литературы: о влиянии цвета на психофизиологическое состояние человека. Составление цветовой гаммы группы. Способы преобразования развивающей среды с учётом ФГОС ДО
- Создание образа предметно-пространственной среды. Разработка эскизов оформления помещения группы, совместная разработка воспитателей и родителей.
- Планирование действий по разработке и реализации дизайн- проекта. Обсуждение наиболее удачных эскизов; отбор материалов для их реализации, выбор единого стиля в оформлении.
Атрибутика игр для детей подготовительной группы более детализирована.
Задачи воспитателя:
— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
— формировать умения согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
— формировать умения коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
— развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группе мы отказались в основном от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, зелёный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Желательно, чтобы в группе было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группе есть мягкие игровые модули. А также необходимы различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности.
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Название центров | Оборудование |
Спортивный центр Цель: Формирование основ двигательной культуры |
Маски для подвижных игр в группе
- Скакалки – 2 шт. - Мячи – 4 шт. - Гимнастические веревки - Обруч – 6 шт.
- Кегли – 2 набора - Мешочки для метания (10 шт) - Мячи большие, мягкие) – 2 шт. -Корзина для метания мячей -Мячи резиновые разных размеров -Мячи вязаные -Мешочки с грузом (100-150гр) -Палки гимнастические -Флажки
- Шарики для самомассажа рук су-джок – 10 шт.
|
Центр здоровья Цель: Формирование основ ЗОЖ |
|
Центр продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность) Цель: Приобщение к миру искусства, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные цвета, выразительность и свойство форм, величин поверхности, развивать представление детей о различных цветах и их оттенков. Уголок детского творчества разбит на разделы: азбука цвета, дымковская роспись, раскраски для детей, пособия «Учимся рисовать» В уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, штампики, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность. |
|
Музыкально-театральный центр Цель: Организация активного экспериментирования со звуками и театральными образами, с целью накопления первоначального музыкально-театрального опыта. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело - поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать. |
|
Центр игровой деятельности Цель: Приобщение детей к социализации в обществе. |
|
Центр нравственно-патриотического воспитания Цель: Формировать представление о родном крае, стране. |
|
Центр безопасности Цель: Сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. |
|
Центр природы Цель: Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке; способствовать установлений первых естественных взаимоотношений детей с окружающим миром природы. В уголке природы – дети знакомятся с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. В группе достаточное количество комнатных растений по возрасту, имеется инструмент по уходу за растениями (для полива, тряпочки для мытья листочков). Постоянно выставляются и вывешиваются объекты по сезону. |
весна – ветки с тополя с нераспустившимися листьями лето – небольшие букеты цветов (одуванчики) осень – ветки с осенними листьями зима – лук, голые веточки деревьев
|
Центр познания Цель: Формировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление
| Материал по ФЭМП:
Материал по познавательному развитию:
|
Книжный центр Цель: Развивать детский интеллект, активизировать познавательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события. В книжном уголке группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей 2-3 лет, то в уголке любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, игры по познавательному развитию и речевому развитию. |
|
Экспериментальный центр Цель: Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук. |
Основное оборудование: • Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты; • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; • Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.; • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.; • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. |
Центр конструктивно-строительных игр Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики. | Материалы для конструирования
|
Центр уединения Цель: Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций. |
Полочки с телефоном
игрушки антистресс; карточки с эмоциями;
саморегуляции;
мелкие камушки, пуговицы, крупы и т.д.;
грудной клетки ребенок улучшает свое настроение |
Центр патриотического воспитания |
-«Промыслы Нижегородской области», -«Нижегородский кремль», -«Дзержинск - мой город родной», -«Достопримечательности города Дзержинска», -«Города России»; -«Москва - столица России». Демонстрационный материал: -с изображением: гербов крупных городов России, -с изображением гербов городов Нижегородской области; -картинки с изображение государственной символики, Выставка детского творчества «Нижегородские промыслы».
|
3. Заключение
Современные условия в образовании заставляют нас в своих ДОО совершенствоваться, творить, обучаться. Конечно, порой, кажется, зачем что-то менять, если было и так хорошо. Но движение вперед – это двигатель прогресса. Дошкольное образование тоже претерпело многочисленные видоизменения в последние года. Создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конкретизировало подходы к обучению детей.
Во-первых, дошкольное образование стало первой ступенькой всего образования человека. Это качественно новый подход. Но функционально он должен превознести лишь положительные моменты. Ведь при поступлении в школу, когда имеется преемственность дошкольного и школьного образований, ребенку легче адаптироваться в изменившихся условиях. А это означает минимальное возникновение стрессовых ситуаций, что позволит лучше развить начальное образование в школе.
Во-вторых, Образовательный стандарт характеризует дошкольника как самостоятельную единицу, личность, субъект. Теперь говорим «нет» шаблонному мышлению, и приветствуем самостоятельность, креативность, выдумку и фантазию.
В-третьих, хочется отметить, что в Стандарте прописаны определенные условия для проектирования предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
И последнее, что хочется отметить, что мы должны творить, не бояться экспериментировать, и тогда проектирование предметно-пространственной среды будет радостным событием не только для детей, но и для самих сотрудников. А дети будут усиленно развиваться, и процесс этот будет идти качественно. Считаю, что ФГОС— это большой плюс для дошкольного образования. Ребенок, он особенен, индивидуален, и стандарт призван показать это всем. Нет необходимости у работников дошкольных учреждений загонять всех в одни жесткие рамки.
4. Список используемой литературы
- Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. - М., 2009.
- Белая К. Ю., Методическая деятельность в ДОО. ФГОС ДО, М., Издательство: Сфера, 2015.
- Киреева, Л. Г. Организация предметно - развивающей среды: из опыта работы – Волгоград : Учитель, 2009.
- Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – М. : Детство – Пресс, 2010.
- Марецкая, Н. И. Предметно - пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника – М. : Детство – Пресс, 2010.
- Нищева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации – М.: Детство – Пресс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».
В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....
Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».
В материале изложен опыт проектирования РППС в соответствии с ФГОС....
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-пространственная среда ДО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте, з...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...