проект
проект (старшая группа)

Проектная деятельность

в старшей группе

на тему «Русская народная культура и традиции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_narodnaya_kultura_i_traditsii.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад № 2«Зайчик»

Алексеевского района РТ

Проектная деятельность

в старшей группе

на тему «Русская народная культура и традиции»

                                   Выполнила воспитатель: Е.В. Романова

Алексеевское

Продолжительность проекта: среднесрочный c 10 по 21 октября;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

Предполагаемый результат:

-Расширение представлений детей об окружающем мире.

-Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

-Знание правил народных игр, умение в них играть

- У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.

- Дошкольники знают названия различных промыслов.

- Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

- Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

- Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Основные этапы:

1 этап- подготовительный:

  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
  • Составление перспективного плана.
  • Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.
  • Подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов;  (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
  • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
  • Выбор основных мероприятий.

2 этап-основной:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Создание предметно-развивающей среды

Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;

в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Образовательная деятельность

Просмотр альбомов : «Голубая гжель»,

«Филимоновская игрушка»,

«Веселая дымка», «Русская матрешка».

Художественно-эстетическое творчество

НОД: рисование

- «Фартук»

-роспись дымковских игрушек,

-русская матрешка.

Аппликация

-голубая гжель.

Лепка

-Хохлома ( Украшение посуды).

Самостоятельное художественное творчество:

Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

Физическое развитие:

Русские народные подвижные игры и игры- забавы:

«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Гори, гори ясно…», «Золотые ворота», «Краски».

Познавательное развитие:

Математическое развитие  «В гостях у матрешек»

Ознакомление с окружающим миром  «Веселая была беседа»

Речевое развитие

Цель: -знакомство с русскими народными произведениями.

«Русская матрёшка»,

«Старинные русские обычаи»,

«О русских народных промыслах»,

«Устройство русской избы».

Чтение художественной литературы

Э. Успенский «Матрешки»

«Дымковская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

«Ой, свистулечка какая…»

Рассказы

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Русский фольклор:

«Ранним-рано поутру…», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка», «По дубочку постучишь».

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Крошечка Хаврошечка», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Иван Царевич и серый волк».

Сюжетно-ролевые игры:

«Ярмарка»,

«Семья»,

«В русской избе».

Дидактические игры:

«Найди дымковскую игрушку»,

«Подбери узор к посуде»,

«Парные картинки»,

«Декоративное домино».

Театрализованные игры:

Набор игрушек кукольного, плоскостного ,пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок и потешек.(драматизация русских народных сказок).

Работа с родителями

(Консультации)

«Во что играли наши бабушки»

«Народные традиции и праздники»

«Народные промыслы России»

«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»

«Сказки, рассказанные на ночь»

3 этап- заключительный:

Выставка творческих детских работ.

НОД «Путешествие на планету творчества»(роспись филимоновской игрушки).

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ для  родителей.

Анализ проведённой работы:

Дети стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили потешки, заклички; обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили названия некоторой старинной одежды, посуды; слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки ;в свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись.

Литература:

1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.

2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.

3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.

5. Статья из интернета http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.ht

6. Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, издание шестое, дополненное (издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, Москва, 2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...