Применение технологий ТИКО в образовательном пространстве детского сада
материал (старшая группа)
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ГОСО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_tiko_modelirovaniya_v_obrazovatelnom_prostranstve_detskogo_sada.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»
Технологии ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения и представляет собой трансформируемый игровой конструктор из набора ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые могут шарнирно соединяться друг с другом.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ГОСО.
Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют
− лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
− расширению кругозора ребёнка;
− расширению знаний в области окружающего мира;
− созданию психологического комфорта при обучении;
− развитию фантазии и творческих способностей.
Главная идея технологии ТИКО-моделирования заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основная цель использования технологии ТИКО-моделирования заключается в формировании у детей способности и готовности созидательному творчеству в окружающем мире.
В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание).
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДО. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является работа с ТИКО-конструктором для объёмного моделирования.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к школе. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем конструктор можно использовать в различных направлениях:
- в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
- в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
- кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
- в уголках с сюжетно-ролевыми играми
- в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
- уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
- для детей с математическим складом ума набор «Геометрия»
из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
- в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО обеспечивает высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития. Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.
Конструктор ТИКО формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В этом смысле использование технологии ТИКО-моделирования является наиболее эффективным средством, способствующим реализации основных образовательных областей, формируя определенные умения:
− Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым, развивая творческое мышление.
− Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять;
− Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы активно общаются, называют детали, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы.
−Речевые умения - дети запоминают буквы, звуки (гласные - согласные, твердые - мягкие), выполняют задания на звуковой анализ слов, поиск заданных звуков, составление слов и предложений.
Занятия с конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1. Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.
2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают фигуры по собственным проектам
Рекомендуются наборы конструкторов: - конструктор ТИКО «Малыш»; - конструктор ТИКО «Фантазер»; - конструктор «Шары»
Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Конструкторы ТИКО обогащают развивающую среду детского сада. Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Работа с ним открывает для ребенка новый мир технического знания, а воспитателю дает возможность разнообразить занятия, стимулировать интенсивное развитие детей. Для родителей – это возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....
«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи
Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...
«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общ...
Внедрение арт. технологий в образовательное пространство детского сада
Внедрение арт. технологий в образовательное пространство детского сада...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»...
Внедрение арт.технологий в образовательное пространство детского сада
Внедрение арт.технологий в образовательное пространство детского сада...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...