Картотека дидактических игр
картотека

Шипунова Надежда Николаевна

Картотека дидактических игр на развитие сенсомоторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие "Окошки"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: развитие зрительной памяти, внимания у детей раннего возраста.

Задачи:

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-развивать устную речь

-Развитие зрительного внимания, памяти.

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие скоординированности действий руки и глаза.

-Формирование умения играть вместе.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Можно играть разными способами:

Игра «назови картинку» Ход игры: Воспитатель открывает окошко с картинкой, ребенок называет предмет. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель называет предмет, просит повторить.

Если малыш уже достаточно хорошо называет предметы на картинках, можно усложнить игру, предложив ответить на вопрос: "Какой предмет?", "Какого цвета?"

Игра «кто где спрятался?» Ход игры: Рассмотрите вместе с ребёнком 2-3 картинки, пусть ребёнок сам скажет, что изображено. Если ребёнок затрудняется или ещё не говорит, проговорите сами, что изображено и пусть ребёнок покажет. Затем закройте картинки окошками и спросите: «Где спрятался зайка, а где лисичка?» Ребёнок должен показать кто где находится. Затем ребёнок открывает окошки проверяя себя.

Если ребёнок испытывает затруднение, предложите ему посмотреть картинку ещё раз.

В процессе игры можно добавлять или убирать картинки с помощью окошек, чтобы усложнить задание.

Игра «Найди одинаковые» Ход игры: Предлагаем ребёнку закрыть окошками две одинаковые картинки. Ребёнок должен найти такую же картинку и закрыть их окошками.

Игра «Найди по цвету» Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку закрыть окошком синий автомобиль, затем зелёный, жёлтый. Либо это будет посуда «закрой окошком синюю чашку, жёлтый чайник» и т.д.

Дидактическое пособие "Домики"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о цвете и геометрических фигурах; формировать умение соотносить фигуры по определённым признакам (цвет, форма)

Задачи:

-Развитие восприятия цвета. Продолжать закреплять знания детей геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

-Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память

-Воспитывать усидчивость

-Развивать устную речь

-Развивать умения детей ориентироваться на плоскости.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Можно играть разными способами:

-«Собери домик по цвету»

-«Подбери окошки»

1 вариант:

Детям (2-3 человека) раздаются по одному домику и предлагается их заполнить четырьмя (тремя, двумя) окошками любой формы, но одного цвета, который указан на крыше.

2 вариант:

Детям (2-3 человека) раздаются по одному домику и предлагается их заполнить четырьмя (тремя, двумя) окошками одной формы (можно конкретизировать какой, например, квадратной) и одного с крышей цвета.

3 вариант:

Детям предлагается расположить окошки одного с крышей цвета, но, чтобы у окошек были разные формы без повторений (3 окошка).

4 вариант:

Предложить детям расположить окошки тех цветов, которого нет в крыше.

-«Собери такой же домик»

Дидактическое пособие "Логика"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: развитие сенсомоторики у детей раннего возраста.

Задачи:

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-Развитие зрительного внимания, памяти.

-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах

-развивать устную речь

-Развитие скоординированности действий руки и глаза.

-Формирование умения играть вместе.

Можно играть разными способами:

1. «Подбери по цвету»

2. «Сортировка по теме» (Сортировать фигурки по тематикам: машины, животные, геометрические фигуры, фрукты.)

3. «Четвёртый лишний»

Дидактическое пособие "Шнуровка"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

-Усиливать желание ребёнка узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

-Развивают глазомер и координацию движений.

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие скоординированности действий руки и глаза

-Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

-Формирование умения играть вместе.

Варианты игр:

игра «Собери по цвету»

игра «Собери бусы»

игра «Построй заборчик»

Дидактическое пособие «Зайка»

Игра для детей раннего возраста 1,5-3 лет.

Цель: Развитие мелкой моторики детей

Задачи:

Образовательные:

- закрепления знаний об основных цветах

- закрепление знаний по теме «Овощи», «Фрукты».

- группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков.

- Активизировать речь

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности

- Развивать координацию движений

- Развивать сосредоточенность, умение выполнять действия по словесному указанию

- Умение отличать овощи по внешним признакам от фруктов.

- развивать познавательный интерес и воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость и взаимопомощь.

-воспитывать познавательный интерес.

Варианты игр:

«Накорми зайку» Ход игры: Показать ребёнку, как крышки можно проталкивать в прорезь банки. Дайте ему сделать это самостоятельно.

«Угости зайку» Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми крышки с изображением фруктов и овощей просит их назвать и накормить зайку фруктами или овощами.

игра «Что съел зайка?» Ход игры: Воспитатель - Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется в коробку с зайкой морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

«Четвёртый лишний» Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми крышки с изображением фруктов и овощей, просит назвать изображённые плоды, определить какой из них лишний, объяснить, почему. Если ребёнок ошибается помочь ему.

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию» Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти овощ или фрукт, который он опишет.

Дидактическое пособие "Тактильный автобус"

Цель: развитие сенсомоторики у детей раннего возраста.

Задачи:

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-Развитие зрительного внимания, памяти.

-Развитие скоординированности действий руки и глаза.

-Формирование умения играть вместе.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Сначала знакомим ребёнка с игрой

Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку карточки с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). После предложите ему пощупать предметы в слепую обеими руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем- другой.

Можно играть разными способами:

1. «Найди пару» Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки, потрогать их и определить какие они

на ощупь (гладкие, колючие, ребристые и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям в окошках автобуса.

Усложнение: искать одинаковые карточки внутри непрозрачного мешка.

2. "Найди не похожие» Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.

3. «Определи на ощупь» Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся карточки. Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать его признаки: карточка гладкая; карточка колючая, карточка мягкая и т.д. и вставить их в окошки автобуса.

4. «От самого гладкого к самому шершавому»

Цель: расположить предметы от самого гладкого к самому шершавому.

Ход игры: Ребёнок располагает карточки от самого гладкого к самому шершавому на столе, затем раскладывает карточки в окошки автобуса начиная с гладкого.

Дидактическая игра "Сенсорные мешочки"

Аннотация

Настольное дидактическое пособие «Сенсорные мешочки» предназначено для детей 2-3 лет. Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для групповой, а также для самостоятельной деятельности дошкольников.

Введение

Дидактическое пособие разработано для стимуляции образного мышления, развития крупной и мелкой моторики, развития навыков связной речи, расширения активного словаря.

Цель: Развитие сенсорного восприятия у детей.

Варианты игр:

1. «Угадай, что внутри»

Задача игрока выбрать тканевый мешочек, нащупать, что внутри мешочка, описать размер, форму, определить твердые или мягкие предметы находятся внутри и ответить на вопрос, что внутри мешочка.

2. «Найти пару для своего мешочка»

Ребенку предлагается прозрачный мешочек с содержимым. Ему необходимо внимательно посмотреть и пощупать его, затем найти из представленных тканевых мешочков, мешочек с таким же содержимым. Здесь ребенку нужно сделать акцент именно на особенностях содержания: большой или маленький, круглый или другой формы, жесткий или мягкий и т. д. После того, как выбор сделан, воспитанник сравнивает мешочки на ощупь и делает вывод о том, правильно ли была выбрана пара.

3. «Найди на ощупь»

Педагог загадывает ребенку найти мешочек с «секретиком»: к примеру, абстрактным – мягким, твердым, круглым… или же более конкретным – «найди мешочек с горохом», «найди мешочек с трубочками», «найди мешочек с семечками» и т. д.

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговицы».

Цель: развитие сенсомоторики у детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета, формы, величины.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.
  6. Формирование умения играть вместе.

«Пуговичная копилка»

Воспитатель показывает ребёнку, как пуговицы можно проталкивать в прорезь банки. Дать ему сделать это самостоятельно.

Усложнение. Детям предлагается проталкивать в прорезь банки пуговицы того же цвета, что и крышка банки.

«Найди пуговицу»

В контейнер высыпите крупу. Слой должен быть толщиной не менее двух сантиметров. На глазах у ребенка спрячьте пуговицы в крупу, предварительно посчитав их количество. Ребёнку предлагается отыскать все пуговицы в контейнере. Стаканчиком нужно зачерпнуть крупу и насыпать в воронку, затем просеять крупу (пуговицы остаются в воронке). И уже из воронки пуговицы складывают на поднос. Можно соревноваться с малышом, кто найдет больше пуговиц.

Усложнение. Детям предлагается отыскать пуговицы заданного цвета и размера.

«Бусы»

На картинку с изображением нити воспитатель предлагает детям, выложить из пуговиц бусы.

Усложнение. Детям предлагается выложить бусы из больших и маленьких пуговиц. Или заданного цвета (желтого, зеленого, синего, красного).

«Украсим ёлочку к празднику»

Воспитатель предлагает украсить ёлку к празднику. На форму ёлки выложить пуговицы разного цвета и размера.

«Заплатки из пуговиц для матрешки»

Педагог предлагает закрыть пуговицами белые заплатки у матрешки. На силуэт матрёшки дети выкладывают пуговицы.

Усложнение. Детям предлагается выложить пуговицы заданного цвета (желтого, зеленого, синего, красного).

«Дорожка из пуговиц»

Воспитатель располагается с детьми за столом или на полу. Показывает малышам маленькую игрушку — машинку, человечка или жучка. Затем предлагает построить для него дорожку из пуговиц. Даёт детям миску с плоскими пуговицами и показывает, как можно класть пуговицы рядом, выкладывая дорожку.

Усложнение. Обратить внимание детей, что дорожка может поворачивать, изгибаться. Выкладывать дорожку пуговицами в соответствии с цветом кружка.

«Полянка из пуговиц»

Воспитатель предлагает посадить цветочки на клумбе. Раскатывает при помощи скалки массу для лепки и показывает малышам, как нужно брать пуговицу, а затем вдавливать в пластичную массу. Обратите внимание малышей, что давить слишком сильно нельзя (чтобы пуговицы не оказались «в глубине», лучше использовать пуговицы на ножках).

«Выложи рисунок»

Воспитатель показывает ребёнку картинку и предлагает заполнить пробелы в рисунке.

Дидактическое пособие "Разноцветные баночки"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.

Варианты игр:

игра «Подбери крышки»

Ход игры: Предложить ребенку прикрутить крышки к баночкам.

Усложнение: Предложить ребенку найти и прикрутить крышки к баночкам того же цвета.

игра «Собери помпоны»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку помпоны.

Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку помпоны того же цвета, что и баночка.

игра «Собери палочки»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку палочки.

 Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку палочки того же цвета, что и баночка.

Дидактическая игра "Гоша"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.
  6. Снятие эмоционально – психологическогонапряжения.

Варианты игр:

игра «Накорми Гошу»

Воспитатель показывает ребёнку, как крышки можно проталкивать в прорезь банки. Дать ему сделать это самостоятельно. –«Кушай Гоша-ам»

игра «Найди лишнюю пробку»

Ход игры: воспитатель выкладывает в ряд 5 пробок одного цвета и среди них кладёт 1 пробку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пробку или заменить её на нужную пробку по цвету.

Дидактическое пособие "Разноцветные баночки"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.

Варианты игр:

игра «Подбери крышки»

Ход игры: Предложить ребенку прикрутить крышки к баночкам.

Усложнение: Предложить ребенку найти и прикрутить крышки к баночкам того же цвета.

игра «Собери помпоны»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку помпоны.

Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку помпоны того же цвета, что и баночка.

игра «Собери палочки»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку палочки.

 Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку палочки того же цвета, что и баночка.

Дидактическая игра "Гоша"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.
  6. Снятие эмоционально – психологическогонапряжения.

Варианты игр:

игра «Накорми Гошу»

Воспитатель показывает ребёнку, как крышки можно проталкивать в прорезь банки. Дать ему сделать это самостоятельно. –«Кушай Гоша-ам»

игра «Найди лишнюю пробку»

Ход игры: воспитатель выкладывает в ряд 5 пробок одного цвета и среди них кладёт 1 пробку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пробку или заменить её на нужную пробку по цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....