Роль детского сада в жизни ребенка
статья

Назарова Ольга Викторовна
Чтоб достичь отличных результатов в умственном и физическом развитии детей, нужно вместе с ними потрудиться. А чтобы этот совместный труд не был в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей детей,
не посещающих детский сад


Уважаемые родители!


   Ваш ребенок воспитывается дома или по каким-то причинам длительное время не посещает детское учреждение?

    Если дом дарует ребенку и его родителям (законным представителям) радость (удовольствие), то нахождение в нем приумножает силы и способствует развитию каждого его жителя (не только малы-
ша, но и его родителей) как неповторимых индивидуальностей.
    Никогда не забывайте, что перед Вами не просто ребенок, а мальчик или
девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить.
    Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем.
   Для мальчика самый значимый стимул его деятельности — смысл, ответ на
вопрос: «Зачем?» В индивидуальном общении он всегда убеждает взрослого в
нестандартном, неторопливом, но более точном объяснении взаимосвязей в мире. Он в любом виде деятельности, предлагаемом взрослым, прежде всего задает себе вопрос: «Зачем мне про это нужно знать?» Вот почему уровень развития мальчика — показатель педагогического мастерства педагога-мамы.   Мальчику очень нужна позиция «учителя» по отношению к собеседнику. Взрослый воспринимается им как носитель знаний, поэтому роль неумелого, незнающего собеседника — участника деятельности — передайте игрушке (мишке, кукле), за которую будете говорить Вы.

    Если сын активно, азартно спорит, рассуждает
с игрушкой, значит, Вы успешно позанимались с ним.

   Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало
пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними —
неверно и бесполезно.

   Девочка по ряду показателей опережает развитие мальчика, ее поведение
внешне более яркое, и создается впечатление, что она очень активна. Девочке
же важно, как ее оценит взрослый. Поэтому она в деятельности руководствуется вопросом «Какая я?»
    Мальчик и девочка по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в
этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые.
Маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал неблагополучия в Вашей педагогической деятельности, избранной Вами методике работы с ним. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

    Мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главное - стремитесь выполнять заповедь «не навреди»!                                                                                                                              

Для родителей ребенка четвертого года жизни


    Уже в три года малыш — индивидуальность.
   Здоровье — одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. И в то же время оно является результатом процесса нормального развития. Поэтому забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития каждого малыша четвертого года жизни как неповторимой индивидуальности — первое, на что должно быть направлено внимание родителей в семье.
    Малыш успевает пройти огромный путь в своем развитии и к концу третьего года обычно уже готов к переходу в новый период детства. За прошедшие годы он заметно окреп и развился физически. Быстрота роста на четвертом году несколько замедляется: рост воспитанника достигает примерно 100—102 см, вес 16—16,5 кг. Увеличивается окружность грудной клетки. В дальнейшем прибавка в росте и весе колеблется. В одни периоды развития у ребенка идет заметное накопление веса, в другие периоды прибавка в росте оказывается наиболее быстрой, но в то же время вес накапливается медленнее.
   Масса тела накапливается одновременно с увеличением роста. Однако костная система ребенка еще надолго сохраняет в отдельных местах хрящевое строение. Наиболее длительно идет окостенение кистей рук, а также берцовых костей и некоторых частей позвоночника. Это легко вызывает искривления при длительном сохранении неправильной позы или при неудобном лежании в         кровати.                                                  
  Особое значение для всей жизнедеятельности малыша имеет работа его
легких и сердца. В сравнении с предыдущими годами работа сердца меняется. Частота сокращений заметно падает до 90—120 ударов. При этом сокращения становятся все более равномерными, ритмичными. Также меняются глубина, частота и ритм дыхания. Трехлетний ребенок делает 28 дыхательных движений в минуту. При этом объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (в сравнении с годовалым малышом) к 4 годам увеличивается в 1,5 раза. Вместе с тем у четырехлетнего ребенка дыхание остается еще поверхностным, неровным и довольно         частым.
   Данные возрастной физиологии говорят о быстром и усиленном процессе
обмена веществ, который совершается в организме трехлетнего ребенка. Он
требует неослабного внимания не только врачей, но и родителей ко всем сторонам гигиены, профилактики и ухода за ребенком. Ему необходимо длительные прогулки в течение дня (5—6 ч, включая вечернюю), свежий воздух в спальне, регулярное питание, высококалорийная пища, водные процедуры и легкая         гимнастика.
    Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного моз-
га. К четвертому году уже оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека. В это время в мозгу ребенка чрезвычайно быстро образуются нервные волокна — проводящие пути нервной системы.
К трем годам мозг увеличивается на столько же, на сколько он вырастет за
последующие 14 лет. Чем старше становится ребенок, тем многообразнее его
встречи с внешним миром и тем более сложной становится работа его мозга, в процессе которой совершается его         развитие.
Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уров-
нем самостоятельности действий. В среднем за день объем двигательной ак-
тивности его составляет в этот возрастной период 10—14 тыс. условных шагов, продолжительность — 240 — 250 мин (более 4 ч), интенсивность — до 40—55 движений в минуту. Показатели суточной двигательной активности подвержены сезонным колебаниям и зависят от содержания и характера деятельности.
   Для формирования здорового образа жизни важнейшее значение имеют ги-
гиеническое и физическое воспитание малыша, ежедневное закаливание, гиб-
кий и дифференцированный режим для ребенка в зависимости от состояния
его здоровья, типологических и личностных особенностей. Любая нагрузка,
как умственная, так и физическая, имеет тренирующий характер, соответствующий степени морфофункциональной зрелости организма и распределяется с учетом биоритмических колебаний работоспособности трехлетнего малыша. Одно из ведущих условий формирования здорового образа жизни — оптимальная двигательная активность малыша в доме и на улице.
    Имейте в виду, что питание — важнейший фактор, влияющий на правиль-
ный рост, развитие и выносливость организма детей, их устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Организм ребенка чувствительнее к неправильному питанию, чем организм взрослого человека.
    Обратите внимание, что уже в три года ребенок учится пользоваться во время еды салфеткой и всеми столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
      Организация жизни и деятельности малыша в семье


Примерный режим дня дома


Подъем после сна, умывание, первый завтрак . . . . . . . . . . .  . . . . 08.00—09.00
Игры с игрушками (складывание картинок или игрушек,
катание машинок и т.д.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 09.00—10.00
Зарядка-игра под музыку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.00—10.05
Мотивация деятельности на занятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 10.05—10.15
Умывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . .10.15—10.20
Опробование продуктов (фруктов, овощей) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.20—10.30
Второй завтрак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.30—10.40
Занятие и уборка пособий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.40—11.00
Подготовка к прогулке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11.00—11.15
Прогулка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11.15—13.15
Возвращение с прогулки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.15—13.20
Умывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.20—13.25
Речевые игры перед обедом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.25—13.30
Обед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13.30—13.45
Игры с моторными игрушками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13.45—13.55
Подготовка ко сну . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13.55—14.00
Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14.00—15.30
Подъем ребенка, воздушные процедуры, игры
и дидактические упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.30—15.45
Музыкальная разминка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.45—15.50
Мотивация занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15.50—15.55
Умывание, питье напитка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.55—16.00
Занятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16.00—16.15
Умывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.15—16.20
Минутка шалости (танцы под музыку магнитофона) . . . . . . . . . . .16.20—16.25
Полдник (сытный) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.25—16.40
Рассматривание иллюстраций и картинок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16.40—16.50
Подготовка к прогулке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16.50—17.00
Прогулка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17.00—19.00
Возвращение с прогулки. Умывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19.00—19.15
Ужин (легкий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.15—19.30
Игры с игрушками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19.30—20.30
Подготовка ко сну . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20.30—21.30
Вечерний сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21.30—07.00


    Особого внимания требует эмоциональный мир ребенка. Восприятие им
окружающего мира всегда эмоционально окрашено. Эмоции регулируют его
поведение. Они имеют непосредственное отношение к психическому здоровью
малыша.
    Но эмоции трехлетнего ребенка быстро вспыхивают и столь же быстро угасают.
    Старайтесь не заражать малыша вашими негативными эмоциями. Он слишком восприимчив к эмоциональному состоянию близких людей. Капризы, упрямство неподчинение Вам свойственны ребенку данного возраста. Проявляйте разумную требовательность и терпение.
Стремитесь к тому, чтобы он чувствовал себя в своем доме эмоционально защищенным. Его позитивное мировосприятие складывается под влиянием
эмоционально положительного климата между Вами, уважаемые родители.
Поверьте, что создаваемые в этот год уникальные условия для реализации
в ребенке заложенных природой возможностей больше не повторятся и потому индивидуальность четырехлетнего воспитанника окажется в чем-то узкой, несовершенной. С учетом современных научных данных о значении дошкольного детства основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для детей четвертого года жизни, так как доказано: то, что будет «недобрано» в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. Поэтому родители, воспитывая малыша дома, должны содействовать всестороннему развитию и саморазвитию младшего дошкольника в разных видах его самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, речевой, музыкальной и др.).
Движущая сила психического развития — обучение как необходимый путь
«присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. Но не всякое обу-
чение, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития»,
на созревающие, а не уже созревшие функции. Обучение ребенка может про-
исходить и стихийно и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве ( явном
или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником. Введение в
обучающий процесс персонажа Мишки ( или любого другого, выполняющего
роль ученика, а ребенок — учителя) как средства внешней представленности
внутреннего процесса самосознания ребенка значительно стимулирует обога-
щение развития предметного сознания, которое обогащает одновременно самосознание.
                            Как обучать малыша в течение дня и недели?  

                         
В течение дня с малышом проводятся занятия два раза в день: утром и ве-
чером по 10—15 мин.
Понедельник — утром расскажите сказку или прочитайте книжку; вечером
поучите малыша строить из деревянного строителя.
Вторник — утром поучите лепить из глины (пластилина); вечером поучите
собирать матрешку (пирамидку, мозаику и другие игрушки) или лото.
Среда — утром позанимайтесь математикой; вечером поучите наклеивать
предмет (вырезанный Вами — аппликация).
Четверг — утром поучите игре с пальчиками (речевые игры); вечером по-
учите игре с куклой, машиной.
Пятница — утром поучите рисовать; вечером поучите рассматривать кар-
тинки, иллюстрации книг.


  Особого внимания требует умственное развитие ребенка, особенно его ког-
нитивной сферы. Это особое целостное образование, включающее в себя весь
накопленный ребенком за три года познавательный опыт, который характеризуется наличием двух противоположных полюсов. На одном сосредоточены ясные, стабильные (консервативные, четкие знания и умения), а на другом — подвижные, развивающиеся психически образования — зарождающиеся знания и умения (неясные или подвижные, развивающиеся знания). «Неясные» знания выполняют чрезвычайно важную функцию — создают так называемую зону неопределенных, неустойчивых знаний. Ребенок, стремясь прояснить и уточнить для себя данные знания, проявляет высокую умственную активность и творчество.

 Таким образом, для активизации мышления дошкольника необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части его знаний. Если Вы

хотите, чтобы активность малыша в процессе обучения не ослабевала, необходимо строить этот процесс таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение от полученных знаний в конце очередного занятия со взрослым сочеталось со страстным нетерпением узнать, а что будет на следующем занятии и вообще в любом режимном процессе.
    Помните, что содействовать обогащению развития и саморазвития каждого
малыша как неповторимой индивидуальности — значит, открыть ему разноо-
бразные виды, прежде всего продуктивной деятельности, в которой результат
наглядный ( самообслуживание, конструирование, лепка, рисование, аппликация, экспериментально-поисковая в предметном мире).
  Малыш, овладевая продуктивными видами деятельности (конструировани-
ем, лепкой, аппликацией, рисованием), одновременно учится умению плани-
ровать последовательность выполнения ее. Однако этому он может научиться, только если Вы его научите выполнять каждый из компонентов деятельности.
   В обучении малыша любому виду деятельности Вам поможет использование пальцев на руке, сжатых в кулак: разгибаете свой мизинчик и спрашиваете у малыша: «Что мы хотим с тобой сделать?», потом разгибаете безымянный палец: «Из чего будем делать?» и         т.д.


В разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с
заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок может быстро отвлекаться, оставлять одно дело ради        другого.
  Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержа-
ния (предметных, двигательных, речевых и т.д.). Он не ищет короткой дороги, идет всегда по длинной. Для него значимо лишь указание что делать. Поэтому
вопросы (что сейчас делаю, из чего, чем, как, что же получилось?) позволяют
создать у ребенка образ структуры каждой продуктивной деятельности (умы-
вание, одевание, уборка игрушек, рисование, конструирование и т.д.). Но успех всецело зависит от терпения и мастерства взрослого.

 Запомните! Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что
действия малыша приобретают намеренный характер. Если сравнить жизнь ребенка с машиной, то «мотором» в развитии человека является его самосознание (самопознание себя — рефлексия) и самооценка результата выполненной им деятельности (завышенная, заниженная или адекватная). А «ключом», который включает самосознание в работу, — самостоятельное выполнение ребенком разных видов деятельности. Помните, что освоение малышом деятельности на уровне самостоятельности — путь развития самосознания — «мотора» его саморазвития как индивидуальности. На этой основе важно развивать у малыша умение радоваться своим достижениям на основе адекватной самооценки результата, а также ощущение любви, уважения к себе. Более того, очень важно поддерживать познавательную активность малыша как таковую, даже если последствия ее будут проявляться в нарушении правил жизни ( разорвал всю бумагу, которую приготовили для занятия, ибо опробовал свойства ее; налил много воды на пол, потому что исследовал зависимость силы струи от поворота
крана и т.п.).Никогда не забывайте, что у малыша четвертого года жизни очень важно поддерживать высокую общую самооценку его личности, разделять в оценке ошибочные поступки, как правило, связанные с недостатком опыта, и общее позитивное отношение к нему как к личности («Ты хороший, но в шкафу пока непорядок», «Ты хороший, но матрешка в твоем доме пока не может жить, потому что темно, непрочные стенки»).
Имейте в виду, что воспитание — содействие обогащению развития и са-
моразвития младшего дошкольника как индивидуальности — успешнее осу-
ществляется при комплексировании разных видов деятельности: игры и труда,
учебной деятельности, в которую органически включаются музыкальная, художественная и двигательная деятельность и обязательно игра.
Как содействовать активности малыша в выполнении деятельности? Необ-
ходимо каждый раз ставить его перед ситуацией выбора: ему хочется показать,
какие белые мыльные перчатки научился делать, но в мыльнице почему-то ле-
жат разные предметы — деревянный кубик и мыло, очень похожие по фор-
ме, цвету, сразу и не заметишь. Но « перчатки» не получились, и тогда надо
экспериментировать; хочется сделать подарок Мишке — круглые баранки, но
почему-то взятый кусок не катается, оказывается глина сухая, нужно выбрать
мягкий комок. В любом виде деятельности каждый день и всякий раз нужно
создавать возможность ребенку выбирать то замысел деятельности, то мате-
риал — предмет преобразования, то средства, то порядок — последователь-
ность преобразования и объяснять, доказывать персонажу или взрослому, что
результат тот, который от него ждали, и достигнут он потому, что правильно
выбирал каждый компонент деятельности. На этой основе формируется само-
стоятельность поступков, осознание малышом себя как индивидуальности, и
как следствие — чувство собственного достоинства.
Для малыша мир полон чудес. Взрослые, как правило, уже перестали удив-
ляться окружающему. Как преодолеть это противоречие? Поэтому нужно на-
учиться играть для малыша спектакли так искренне, чтобы он вместе с Вами
пережил радость открытия предметов и действий с ними: когда грязные руки

превращаются в чистые, грязная подкладка — в чистую, кусок глины — в чаш-
ку и т.п. Если Вы создадите ощущение чуда, это вызовет радость малыша от
участия в         деятельности.
Мама. Возьми тряпку. Какая она? Сожми. Да, мягкая, сухая. Положи в тазик
с водой (сами отжимаете). Какая стала тряпка? Да, мягкая, влажная. Потру подкладку... Какая стала? Да, чистая! Потри и ты..., а у тебя какая стала? Да, тоже чистая получилась! Ах, как хорошо! Возьми подкладку, тебе будет приятно лепить. Мы с тобой хорошо позаботились обо всех! Молодец, играй.
Малыш не замечает порядка, так же как и беспорядка. В порядке он не ви-
дит скрытой красоты и         удобства.
Мама (в комнате). Поставим ровно игрушки. Вот как красиво стало. Уберем
игрушки, а то убегут по дорожке. Вот как хорошо! Вот какой красивый поря-
док!
Доброжелательная помощь, напоминание поддерживать порядок, а также
фиксация внимания на достигнутом результате сделают постепенно свое де-
ло — воспитанник будет стремиться поддерживать порядок.
Помните, что малыш хочет быть хорошим. Он все время через систему так
называемых «жалоб» (на старшего брата или сестру) корректирует свое пове-
дение. Положительная оценка усилия одного вызовет желание у другого вы-
сказаться, назвать свои действия, чтобы заметили и его.
Ребенок. Я тоже сейчас унесу тарелку, мне немножко осталось доесть!
Мама.        Умница.
Ребенок.Я убрал         салфетку!
Мама.         Молодец.
Ребенок. Я поставил машину в         гараж!
Мама. Хороший         шофер.
Воспитанник четвертого года жизни, особенно в начале учебного года, еще
не умеет жить в детском обществе. Главная причина конфликтов в том, что он
устремлен к предмету, заинтересован в нем, а его он замечает, только когда видит действия с ним в руках другого. Поэтому на детских площадках возможны его ссоры с другими         детьми.
Мама ( предупреждая конфликт, доброжелательно, уверенно, успокаиваю-
ще). У Тани машинка, и у тебя тоже машинка. У каждого машинка (чудо!), по-
катаем вместе. Везите         машинки!
Дети в ответ радостно хлопают в ладоши, топают ножками. Общие радости
сближают детей между         собой.


  Взрослому очень важно научиться находить и встречать взгляд ребенка,
хвалить его и отвечать ему улыбкой. Для малыша значимо не слово взросло-
го, а его мимика. Широкое использование игр с пальчиками — замечательная
площадка для решения этой задачи. Расположение по кругу позволяет ребен-
ку наблюдать за выражением лица взрослого. Поскольку малыши медлительны, игры идут в медленном темпе, но общие действия объединяют их и создают мажорное настроение у каждого. На радостную интонацию и улыбку взрослого малыш отвечает улыбкой, на таинственную замирают в ожидании чуда. Мастерство взрослого заключается в том, чтобы научиться разнообразной палитре интонаций, мимики и жестов. Особенно трудно дается маме интонация иронии, а ее малыши, особенно мальчики, хорошо понимают.

Важно овладеть интонациями повеления, осуждения, сочувствия, лукавства и т.д. Так, например, малыш расшумелся.

Мама (радостно улыбается, поднимает голову вверх, будто кого-то видит). А, вон птичка летит!

Малыш затихает, начинает улыбаться, еще секунда проходит.

Ребенок: Где?

Мама: (разводит руками и огорченно). Улетела!

Наступает тишина, в которой можно продолжить задуманное с ним дело.

    Никогда не забывайте, что каждый малыш по природе своей — одаренный, и благодаря содействию родителей, может развить и обогатить ее, а может и утратить. Поэтому в последние годы много говорится о необходимости нового поколения воспитателей, которые должны обладать умениями индивидуально подходить к одаренности своих воспитанников, видеть в каждом из них индивидуальность. Именно в дошкольном возрасте при благоприятных усло-

виях жизни и воспитания наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные, художественные способности, формируются важнейшие нравственные качества, закладываются основы, фундамент личности гражданина общества.

   Имейте в виду, что у ребенка четвертого года жизни зарождается и получает всемерное обогащающее развитие его индивидуальность. Потребность малыша быть индивидуальностью, чувствовать себя активной личностью определяется в двух основных тенденциях его развития: с одной стороны, быть непохожим на других, обнаруживать уникальность, самостоятельность поведения, делать «по-своему», а с другой — быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими. Необходимо содействовать ребенку в овладении умением обозначать мимикой, жестами, интонацией, системой поступков (сначала в игре, а потом и в жизни) радость, веселье, грусть, нежность, заботливость, благодарность и другие эмоции из много образной палитры опыта человечества. Малыш учится здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени и отчеству. Поэтому необходимо учить его благодарить взрослого и сверстника за оказанную помощь, внимание; делиться игрушками, поднимать упавшую вещь, уступать место, четко и ясно выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините».

    Малыш может научиться соблюдать правила организованного поведения: на игровой площадке, на улице и в общественных местах говорить естественным голосом, без напряжения и крика, вести себя спокойно. В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. Поэтому необходимо побуждать их к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2—3 ребенка), разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его по имени, отвечать на его вопрос.

   Не забывайте, что игра — форма организации детской жизни. Если ведущей деятельностью в раннем возрасте признана орудийно-предметная, у дошкольников — сюжетно-ролевая игра и экспериментально-поисковая деятельность. Развитие ребенка зависит и от других «специфически детских» видов деятельности (изобразительной, конструировании, восприятия сказки и др.), связанных с ведущей деятельностью, взаимодействующих с ней и содержательно ее обогащающих.

   Уважаемые родители, помните, что развитие малыша в семье во многом определяются характером Вашего общения с ним. Знания об окружающем открываются дошкольнику разными людьми. Понятно, что знания каждого человека имеют границы, кто-то знает больше, кто-то меньше, но ребенок четвертого года жизни может открыть, что их ежедневно

можно дополнять, уточнять, исправлять, если послушать взрослого, задать ему вопрос, попросить прочитать книгу, провести опыт и использовать другие каналы для своего познания.

  Ваша позиция — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как

индивидуальности.

  Целостность процесса воспитания обеспечивается содружественным действием двух тенденций: одна из них — нисходящая — от подражания ребенком Вам к собственному

поведению, а другая тенденция — восходящая — от рождающихся в самой деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые положительно Вами оцениваются. При формировании базиса личной культуры малыша рождаются и развиваются такие главные образующие его личность, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.

Для родителей ребенка пятого года жизни

    К пяти годам ребенок становится ЛИЧНОСТЬЮ, т.е. он может совершить сознательно выбор — поступок на основе предвидения последствий его (В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев).

   Здоровье ребенка пятого года жизни в условиях свободного двигательного режима, оптимально здорового образа жизни становится более крепким. Организм легче, чем в младшем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями, так как его функционирование становится более совершенным. Развитие основных движений ребенка заметно качественно меняется, возрастают естественность и легкость их выполнения. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью благодаря, во-первых, более совершенным функциональным возможностям организма, а, во-вторых, воспитанию — правильной организации всей жизни и деятельности ребенка. Данный год жизни — период интенсивного роста и развития организма Вашего ребенка, возраст огромных возможностей, утрата которых в последующие годы либо невозвратима, либо потребует от него колоссальных дополнительных усилий.

  В течение года масса его тела увеличивается на 1,5—2 кг и составляет 19,0 кг, соответственно рост — на 6—7 см и достигает 110 см, окружность грудной клетки 54 см.

   Интенсивно развивается головной мозг: совершенствуются функции коры больших полушарий, появляется новая функция мозга — способность целенаправленно обобщать (выделять закономерности), на основе которой ребенок может предвидеть последствия своих поступков, что характеризует его поведение как личностное.

  Питание — важнейший фактор, влияющий на правильный рост, развитие и выносливость организма ребенка, их устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность.

   Его организм чувствительнее к неправильному питанию, чем у взрослого человека. Он продолжает учиться пользоваться во время еды салфеткой и всеми столовыми приборами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Примерный режим дня в домашнем «Доме радости»

Подъем после сна, умывание, первый завтрак................................08.00 — 09.00

Игры с игрушками (складывание картинок или игрушек, катание

машинок и т.д.) ................................................................................. 09.00 — 10.00

Зарядка-игра под музыку.................................................................. 10.00 — 10.05

Мотивация деятельности на занятии................................................10.05—10.15

Умывание.............................................................................................10.15—10.20

Опробование продуктов (фруктов, овощей) .....................................10.20—10.30

Второй завтрак.................................................................................... 10.30—10.40

Занятие и уборка пособий................................................................... 10.40—11.00

Подготовка к прогулке....................................................................... 11.00—11.15

Прогулка.............................................................................................. 11.15—13.15

Возвращение с прогулки.................................................................... 13.15—13.20

Умывание............................................................................................. 13.20—13.25

Речевые игры перед обедом............................................................... 13.25—13.30

Обед...................................................................................................... 13.30—13.45

Игры с моторными игрушками.......................................................... 13.45—13.55

Подготовка ко сну............................................................................... 13.55—14.00

Сон........................................................................................................ 14.00—15.30

Подъем ребенка, воздушные процедуры, игры и дидактические упражнения.......................................................................................... 15.30—15.45

Музыкальная разминка....................................................................... 15.45—15.50

Мотивация занятия............................................................................. 15.50—15.55

Умывание, питье напитка................................................................... 15.55—16.00

Занятие................................................................................................. 16.00—16.15

Умывание............................................................................................. 16.15—16.20

Минутка шалости (танцы под музыку магнитофона)...................... 16.20—16.25

Полдник (сытный)............................................................................... 16.25—16.40

Рассматривание иллюстраций и картинок........................................ 16.40—16.50

Подготовка к прогулке....................................................................... 16.50—17.00

Прогулка...............................................................................................17.00—19.00

Возвращение с прогулки. Умывание.................................................19.00—19.15

Ужин (легкий)..................................................................................... 19.15—19.30

Игры с игрушками.............................................................................. 19.30—20.30

Подготовка ко сну............................................................................... 20.30—21.30

Вечерний сон....................................................................................... 21.30—07.00

Как обучать ребенка в течение дня и недели?!

      В течение дня с ним проводятся занятия два раза в день: утром и вечером по 15—20 мин.

Понедельник — утром расскажите сказку, прочитайте книжку или заучите небольшое

стихотворение наизусть; вечером поучите ребенка строить из деревянного строителя.

Вторник — утром поучите лепить из глины (пластилина); вечером поучите играть в

настольную игру (собирать из частей картину, лото, домино).

Среда — утром позанимайтесь математикой; вечером поучите наклеивать предмет (вырезанный Вами — аппликация).

Четверг — утром поучите пересказывать сказки и рассказы, отгадывать загадки; вечером поддержите игры с куклой, машиной, животными.

Пятница — утром поучите рисовать красками или карандашами; вечером поучите слушать книгу и рассматривать картинки, иллюстрации книг.

       Ребенок, овладевая продуктивными видами деятельности (конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием), продолжает учиться умению планировать последовательность ее выполнения. Однако этому он может научиться только, если Вы его научите выполнять каждый из компонентов деятельности. В обучении его любому виду деятельности Вам поможет использование пальцев на руке, сжатых в кулак: разгибаете свой мизинчик и спрашиваете у малыша: «Что мы хотим с тобой сделать?», потом разгибаете безымянный палец: «Из чего будем делать?» и т.д.

     Необходимо обучать ребенка выполнению каждого вида деятельности как системы взаимосвязанных компонентов на основе модели, формулируемой взрослым постановкой вопросов.

1. Что хочешь сделать (замысел)?

2. Из чего или на чем (предмет или материал)?

3. Чем будешь делать (орудия или инструменты)?

4. В каком порядке... что сначала, что потом (система поступков, преобразующих материал)?

5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал (осуществить анализ продукта, соответствие

его замыслу (рефлексия) и адекватно оценить его (сформулировать самооценку)?

   Перед выполнением компонентов деятельности необходимо, чтобы ребенок сформулировал в речи последовательность своих действий, а затем он должен сам решить, закончено выполнение действия или нет (малыш ждал оценки от Вас). Но поскольку техника выполнения каждой деятельности им еще не освоена, поэтому нередко у него не хватает терпения домыть руки до чистоты, одеться самостоятельно до конца. А если к тому же ребенок будет иметь

завышенную самооценку, у него может появиться небрежность выполнения, стремление «скорее, скорее сделать». Следовательно, Вам необходимо «погасить» это нетерпение, переключив свое и его внимание на поддержку в нем волевого усилия, желания терпеливо у Вас учиться.

   По тому, как ребенок исполняет деятельность, можно определить, какого уровня он достиг.

   I уровень — проявляет интерес, наблюдает, просит повторить показ деятельности взрослым;

  II уровень — выполняет деятельность с Вашей помощью;

  III уровень — выполняет самостоятельно: а) по своей инициативе берется за выполнение деятельности; б) выполняет без помощи взрослого, который наблюдает, не вмешивается; в)дает полученному результату адекватную самооценку.

  IV уровень — выполняет деятельность творчески: использует, интерпретирует свой опыт осуществления ее в других видах деятельности (в игре, труде, речевой, конструктивной и художественной деятельности) с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребенка продукта (предмета, измененного качества, выразительного образа). В разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок может быстро отвлекаться, оставлять одно дело ради другого.

    Имейте в виду, что главная направленность воспитания в этом году — поддерживать опыт самоорганизации и качественного самостоятельного выполнения разных видов деятельности, освоенных ранее. Внешне, казалось бы, все будет похоже на работу с малышом, однако это не так. Новизна, «шаг вперед» будет заключаться в том, что изменятся темп и требования к качеству выполнения каждого компонента деятельности.

Поскольку у него формируется умение формулировать замысел предстоящей продуктивной деятельности, определять содержание каждого последующего компонента, это существенно влияет на развитие его произвольного внимания, памяти. У ребенка пятого года жизни сохраняет свои огромные возможности непроизвольная память. Благодаря памяти ребенок легко запоминает огромный информационный поток так называемых «неясных» знаний, которые очень важны для последующего развития, ибо могут рассматриваться, образно говоря, как «семена на клумбе, из которых могут вырасти цветы, а могут и не вырасти, если за ними не ухаживать». Поэтому значение индивидуального опыта, который приобретает ребенок в этот период самостоятельно или под руководством взрослого через разнообразные каналы познания огромно. На этой основе ему открывается чувство юмора, становится понятной ирония.

  Появляющаяся произвольность существенно изменяет поведение ребенка пятого года жизни. Он теперь в состоянии специально запоминать правила и в нужный момент припоминать их, изменять в соответствии с ними свое поведение. Он способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и, чтобы сравнить предметы, открывать в них что-то новое. Более того, нацеленность ребенка на достижение результата ста-

новится основой для овладения адекватной самооценкой созданного им продукта (постройки, сложенного из бумаги кошелька, сервированного стола и т.п.). Эта направленность обогащает развитие самосознания ребенка. Самосознание — «мотор» развития человека как индивидуальности. Именно неудовлетворенность результатом в освоенной деятельности будет стимулировать ребенка на неоднократное повторение ее с целью достигнуть нужного качества. А эти упражнения и станут формой обогащения развития воли, учебной и познавательной деятельности (от любопытства к любознательности, от нее к собственно познавательной деятельности — наблюдению, эксперименту, опыту, постановке вопроса взрослому или себе, рассматриванию книги и т.д.), превращающейся в самообразование воспитанника.

    Развитое самосознание оказывает, в свою очередь, влияние на предметное сознание. Важно создать основу для овладения ребенком самооценкой полученных им результатов в любой самостоятельно выполненной деятельности. Он должен заметить, почувствовать, что Вам интересно видеть его таким умелым. Ему важно ощутить, что если он будет самостоятельным,

то его за это будут уважать, потому что он делает хорошо, он большой. И, более того, он сможет понять, что завоевать подобную оценку умелости очень престижно для его положения в семье, его самолюбия. А ребенок всегда хочет быть хорошим (впрочем, как и мы, взрослые). Однако влияние подкорковых центров на поведение ребенка остается значительным: если своевременно не переключить внимание, то смех или плач могут завершиться истерикой.

     Необходимо также совершенствовать формы вежливого обращения его к взрослым и сверстникам, поощрять желание и попытки вести себя сдержанно. Важно воспитывать у него чуткое отношение к окружающим, чувство благодарности к людям, которые о нем заботятся.

    Формируйте у него умение участвовать в выполнении разных видов домашней трудовой деятельности, откройте сыну (дочке) понимание значения его труда в семье как возможности проявить любовь и заботу о других. Помогите овладеть представлениями о доброте, дружбе, справедливости, смелости, а также умением правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

   Важно помнить, что к пяти годам у ребенка появляется определенное представление о своем организме, половых признаках, он становится более внимательным к своему физическому «Я». Ему интересны не только особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и общие принципы их функционирования. Вначале осознание принадлежности к полу тесно связано с внешним видом (одежда, прическа) человека, его именем. Он активно усваивает половые стереотипы, а с ними — и поведение, соответствующее половой принадлежности, хотя понимание постоянства половой принадлежности пока отсутствует. И все же достижения здесь довольно значительны. Он уже не только различает половую принадлежность окружающих его людей, но и хорошо знает, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Он может более точно определять свои ощущения, место их локализации.

   Его восприятие становится более расчлененным: формируется умение осматривать и изучать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. На основе ознакомления с образцами (эталонами) внешних свойств вещей дети правильно оценивают цвет, форму, величину, пространственные отношения предметов, ритм музыкальных звуков и т.д. Совершенствуются и обследовательские действия при восприятии предметов. Это создает хорошую базу для овладения описательным рассказом о предмете, а также для отгадывания и придумывания загадок. У детей закладываются основы для развития творческого (воссоздающего) воображения. Возрастают также способности ребенка к восприятию художественных произведений. Он уже может отличить поэзию от прозы, различить контрастные по настроению музыкальные произведения, дифференцировать звуки по высоте, тембру музыкальных инструментов.

   В тесной связи с нравственными чувствами у него развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному персонажу художественного произведения. Среди значимых видов деятельности, которыми овладевает ребенок пятого года жизни, и художественная деятельность. Его высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление способствуют успешному развитию изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и других видов самодеятельности ребенка. Он улавливает наиболее яркие выразительные средства, звуко высотный и ритмический рисунок мелодии, тембр разных музыкальных инструментов, силу звучания музыки, ритм стиха; узнает и запоминает песни, пьесы, стихи, прозу; может интонационно чисто петь, ритмично двигаться, передает образы в рисунках, лепке, аппликации.

     Запомните! Именно в этот год жизни человека формируется функция мозга обобщать, т.е. выделять закономерности в познаваемых предметах и явлениях. Ребенок начинает выделять общие признаки предметов, группировать их по внешним свойствам, материалу и назначению, понимать простейшие причинные связи между явлениями. В условиях целенаправленного обучения у него может развиться ведущая интеллектуальная способность человека —

различать обозначаемое и обозначение, на основе которой ему становятся доступными научные знания, сложные формы обобщений (эмпирическое, анализ через синтез). Эти новообразования создают условия для освоения новых методов познания: моделирования (например, при овладении грамотой) и проектирования пространства (в процессе конструирования).

    Благодаря моделированию и проектированию, опирающихся на развитие обобщающей функции мозга, ребенок открывает новый вид знаний — закономерности и понятия (предметные), т.е. научные знания. Овладев данными видами знаний, человек любого возраста оказывается способным к предвидению последствий своих поступков. Предвидение позволяет каждому совершать выбор поступка. Человека, который умеет совершать сознательный

выбор в тех видах деятельности, которые были им освоены на уровне самостоятельности, называют личностью. А ребенок пятого года жизни способен стать личностью. Потому-то Лев Толстой и говорил, что ребенка надо воспитывать до пяти лет. А потом уже его надо будет перевоспитывать. Вот почему пятый год жизни человека — период активного формирования личностных новообразований в его самосознании. Они проявляются в новых представлениях ребенка о себе, своей личности, в самооценке, попытках самоутвердиться («Я сам»).

  Контакт со взрослым, образованный в ходе непринужденного общения с ним, рождает в ребенке веру в себя. А там, где он любит себя, верит себе, там результат успешный!

   У ребенка появляются новые мотивы взаимодействия с людьми. К взрослым его влекут не только потребность в ласке, внимании, желание сотрудничества, но и познавательные мотивы и потребность в сопереживании. Эти мотивы ребенок удовлетворяет в новых видах общения.

   Он может разговаривать о «деле» не только со взрослыми, но и со сверстниками. Его вопросы и ответы свидетельствуют о внимании к умениям и поступкам друзей, и более всего — о его желании заинтересовать других. Появление новых мотивов деятельности, поведения вообще характерно для его личности, которая пребывает в стадии становления. На пятом году жизни его поведение все чаще определяется желанием быть похожим на взрослых, игровыми мотивами, стремлением самоутвердиться и т.д. — поэтому значимые изменения происходят в его деятельности.

  Ребенка данного возраста привычно называют «почемучками», хотя на многие вопросы он пытается ответить сам, прибегая, к своего рода, опытам, экспериментам, направленным на выяснение неизвестного, т.е. формируется принципиально важный вид человеческого поведения — практико-познавательная деятельность. У него происходит становление познавательной деятельности как целенаправленной самодеятельности (наблюдение, опыт, рассматривание картины, иллюстраций книги и т.д.).

   Активно развивается в этот период и его опытно-экспериментальная деятельность. Самостоятельно занимаясь исследованиями, экспериментируя с новыми объектами, ребенок получает новую для себя информацию, которую далеко не всегда он может получить от взрослого.

  Приобретенные таким путем знания стимулируют его к их пополнению. То, что в жизни ребенка активизировалось экспериментирование, способствует возрастанию познавательных потребностей, переходу на новую ступень их развития: от потребности во впечатлениях на основе рефлекса что такое? к потребности в познании связей между внешними и внутренними особенностями предметов и далее к потребности в познании, которое удовлетворяется с помощью целенаправленной познавательной деятельности. Это развитие проявляется и в переходе от любопытства к любознательности, от нее к собственно познавательной деятельности и далее к высшей форме познания — духовному самопознанию.

   Имейте в виду — ребенок уже способен сознательно соотнести свое поведение с поведением сверстников, оценить их и свои возможности, главным образом в области практических действий. Под влиянием воспитания у него начинают складываться наряду с ситуативными эмоциями чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям, появляется внимание к нуждам других, дружелюбное отношение к сверстникам и стремление быть полезным для окружающих.

   К пяти годам ребенком накоплен опыт, на основе которого он может переживать удовольствие и удовлетворение в момент проявления любви, уважения, заботы не только к себе, но и к другим и о других. Первым, кто испытывает на себе яркие формы проявления ребенком гуманного отношения, станет мама (няня), а опыт поведения будет перенесен на других членов семьи. В процессе деятельности и общения с окружающими он способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы, может по своей инициативе помочь сверстнику, согласовать с ним действия, направленные на достижение общей цели.

   Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций, но, к сожалению, не только положительные эмоции владеют им. У Вас не могут не вызывать озабоченности такие эмоциональные проявления ребенка, как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность, проявления ябедничества. Нарушения ребенком дисциплины в доме — это последствие ошибки взрослого в организации детской деятельности. Безделье, отставание в овладении той или иной деятельностью ведет к ссорам между детьми, разрушению порядка и т.д. Но возникновение их можно предупредить, если целенаправленно организовывать деятельность младшего члена семьи с его друзьями с учетом специфики не только темперамента, но и пола. Вообще же дошкольнику этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.           Индивидуальность подхода и будет заключаться в том, чтобы видеть в каждом неповторимую индивидуальность и ставить перед ним задачу, соответствующую его возможностям к «завтрашним достижениям». Он должен чувствовать, что в его успех верят, и считать, что требования к нему справедливы.

    Ребенок пятого года жизни овладевает связной речью, всеми ее видами (повествование, описание, доказательство, объяснение). Он может пересказывать небольшие литературные произведения обычным способом и творчески (от лица героя), с удовольствием сочиняет загадки, сказки и рассказы об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. У

него развиваются словарь, грамматическая и фонетическая сторона речи, а к пяти годам он различает все звуки родного языка, овладевает их произношением, учится управлять силой, ритмом, тембром голоса.

Обратите внимание на игру своего ребенка, которая увлекает его и приносит ему радость, как никакая другая деятельность, так как позволяет пережить чувство свободы, состояние эмоционального комфорта. Игра наряду с экспериментированием занимает в этом возрасте ведущее место в саморазвитии ребенка, обусловливает значительные изменения во всей его психике. В течение дня важно, чтобы он был вовлечен в разные виды игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театральные, дидактические (настольно-печатные, словесные), подвижные, музыкальные, игры-забавы.

    Помните, что в этот год важно, чтобы Ваш ребенок открыл свою принадлежность к гражданам России, прикоснулся к понятию «земляк». У него сложатся первые представления краеведческого содержания: о других городах России, об отличительных признаках любого населенного пункта (главная река, проспект, площадь, здание театра, вокзала, памятники и т.д).

   Расширяется и углубляется его экологическая образованность. Объем материала для бесед о живом и неживом, о животных и растениях не превышает того, что было рекомендовано в младшей группе, но требования к качеству усвоения принципиально иные.

  Не забывайте, уважаемые родители, создаваемые в этот год уникальные условия для реализации в Вашем ребенке заложенных природой возможностей, больше не повторятся и потому его индивидуальность может оказаться в чем-то узкой, несовершенной. С учетом современных научных данных о значении дошкольного детства основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для ребенка пятого года жизни, поскольку доказано: то, что будет «недобрано» в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. Поэтому задачи воспитания ребенка пятого года жизни как неповторимой индивидуальности фокусируются в главном — в содействии его самовоспитанию и саморазвитию в каждом виде деятельности, в каждый момент его жизнедеятельности.

   Однако показатели успешности ребенка во многом предопределяются воспитанием и обучением, осуществляемыми Вами дома.

Для родителей ребенка шестого и седьмого года жизни

   Подготовить ребенка к школе — это значит, ПОМОЧЬ ЕМУ ПОЛНОЦЕННО ПРОЖИТЬ КАЖДЫЙ ГОД ИЗ ДОШКОЛЬНЫХ ЛЕТ ЕГО ЖИЗНИ. Уже в три года малыш — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. К пяти годам он становится ЛИЧНОСТЬЮ. К шести годам он может превратиться в ТВОРЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

   Семья уже стала для него родным домом — «домом радости».

Здоровье — одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития Вашего ребенка. И в то же время оно является результатом процесса нормального развития. К шести годам он должен обладать крепким здоровьем, гармоническим физическим развитием, хорошей двигательной подготовленностью. Поэтому забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития старшего дошкольника как неповторимой индивидуальности — первое, на что должно быть направлено внимание родителей в семье.

Физическое развитие ребенка характеризуется большей гармоничностью, благодаря, во-первых, более совершенным функциональным возможностям организма; во-вторых, правильной организации всей его жизни и деятельности, что и принято называть воспитанием.

    Физическое развитие старшего дошкольника в этот год существенно изменяется. К шести годам окружность грудной клетки достигает 56—57 см. Прирост длины тела увеличивается у мальчика на 14,1 см, а у девочки — на 15,0 и достигает в среднем 116 см. Масса его тела возрастает примерно на 200 г в месяц и составляет 21,5 кг. Физическая работоспособность мальчика увеличивается в 2,4 раза, а девочки — в 2,2 раза. Организм легче, чем в младшем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями. Старший дошкольник отличается низким уровнем заболеваемости даже в период эпидемий. Значительно увеличивается подвижность ребенка. Он успешно овладевает основными движениями, более того, в их развитии происходят заметные качественные изменения — возрастает естественность и легкость их выполнения.

   Необходимо обучать ребенка выполнению любой деятельности, задавая себе вопросы.

1. Что хочу сделать (замысел)?

2. Из чего или на чем (предмет или материал)?

3. Чем буду делать (орудия или инструменты)?

4. В каком порядке... что сначала, что потом (система поступков, преобразующих материал)?

5. Получилось ли у меня то, что я задумал (осуществить анализ продукта, соответствие его

замыслу (рефлексия) и адекватно оценить его (сформулировать самооценку)?

    По тому, как ребенок исполняет деятельность, можно определить, какого уровня он достиг.

   I уровень — проявляет интерес, наблюдает, просит повторить показ деятельности взрослым;

  II уровень — выполняет деятельность с Вашей помощью;

  III уровень — выполняет самостоятельно: а) по своей инициативе берется за выполнение деятельности; б) выполняет без помощи взрослого, который наблюдает, не вмешивается; в) дает полученному результату адекватную самооценку.

   IV уровень — выполняет деятельность творчески: использует, интерпретирует свой опыт осуществления ее в других видах деятельности (в игре, труде, речевой, конструктивной и художественной деятельности) с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребенка продукта (предмета, измененного качества, выразительного образа).

    В регуляции поведения пятилетнего воспитанника возрастает роль коры головного мозга, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно обогащается развитие его волевой сферы, существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением: для него становятся возможны ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижения этих целей, адекватная самооценка результатов собственных действий в общей деятельности. Это положительно отражается на всех сторонах его развития.

     Для ребенка этого возраста характерны двигательная уравновешенность и дисциплинированность. У него возникает желание быть красивым, здоровым. Он начинает осознавать факторы, воздействующие на его здоровье. Происходят также изменения и в органах внутренней секреции. Но с активизацией работы щитовидной железы связаны характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения. Ребенок отличается открытостью, искренностью, впечатлительностью, оптимистичным, мажорным настроением, избирательностью отношений, но в то же время еще неустойчивостью эмоциональных состояний. Он испытывает гамму чувств (чувство самоценности, самоуважения; чувство гордости, возникающее теперь не столько по поводу овладения конкретным действием, сколько в связи с качеством его выполнения); зарождаются и появляются эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Ему свойственны: инициативность, стремление самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности и общении — в играх, рассуждениях, конструировании и экспериментировании, в поиске способов действия.

   Особое значение имеет способность к управлению своим поведением для образования предпосылок к учебной деятельности. Воспитанник шестого года жизни понимает смысл задачи, поставленной взрослым, самостоятельно выполняет указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Примерный режим дня в домашнем «Доме радости»

Подъем после сна, умывание, первый завтрак................................ 08.00 — 09.00

Игры с игрушками (куклы, машины, конструкторы-»Лего» и др.)………………………………………………………………….. 09.00 — 10.00

Зарядка-игра под музыку.................................................................. 10.00 — 10.05

Мотивация деятельности на занятии...............................................10.05 — 10.15

Умывание........................................................................................... 10.15 — 10.20

Опробование продуктов (фруктов, овощей) .................................. 10.20 — 10.30

Второй завтрак................................................................................... 10.30 — 10.40

Занятие и уборка пособий................................................................. 10.40 — 11.00

Подготовка к прогулке................................................................... 11.00 — 11.15

Прогулка.......................................................................................... 11.15 — 13.15

Возвращение с прогулки................................................................ 13.15 — 13.20

Умывание......................................................................................... 13.20 — 13.25

Речевые игры перед обедом........................................................... 13.25 — 13.30

Обед.................................................................................................. 13.30 — 13.45

Игры с моторными игрушками...................................................... 13.45 — 13.55

Подготовка ко сну........................................................................... 13.55 — 14.00

Сон.................................................................................................... 14.00 — 15.30

Подъем ребенка, воздушные процедуры, игры и дидактические упражнения...................................................................................... 15.30 — 15.45

Музыкальная разминка................................................................... 15.45 — 15.50

Мотивация занятия.......................................................................... 15.50 — 15.55

Умывание, питье напитка............................................................... 15.55 — 16.00

Занятие.............................................................................................. 16.00 — 16.15

Умывание.......................................................................................... 16.15 — 16.20

Минутка шалости (танцы под музыку магнитофона) .................. 16.20 — 16.25

Полдник (сытный)............................................................................ 16.25 — 16.40

Рассматривание иллюстраций и картинок..................................... 16.40 — 16.50

Подготовка к прогулке..................................................................... 16.50 — 17.00

Прогулка............................................................................................ 17.00 — 19.00

Возвращение с прогулки. Умывание.............................................. 19.00 — 19.15

Ужин (легкий)................................................................................... 19.15 — 19.30

Игры с игрушками............................................................................ 19.30 — 20.30

Подготовка ко сну (чтение перед сном)......................................... 20.30 — 21.30

Вечерний сон..................................................................................... 21.30 — 06.00

   Как обучать ребенка в течение дня и недели?!

  В течение дня с ним проводятся 3 занятия (утром — 2 и вечером — 1) по 20—25 мин.

Понедельник — утром: I — чтение книжки; II — рисование красками (предметное); — вечером предложите конструирование из конструктора или деревянного строителя.

Вторник — утром: I — пересказ хорошо известных сказок; II — лепка из глины (пластилина); вечером пригласите поиграть в развивающую игру.

Среда — утром: I — математика; II — аппликация или оригами (вырезание ножницами); вечером слушание классической или народной музыки.

Четверг — утром: I — пересказ (сочинение) сказки и рассказа, отгадывание загадок; II — рисование красками или карандашами (сюжетное); вечером — ручной труд (плетение, вязание, вышивание и т.д.).

Пятница — утром: I — заучивание стихотворений или подготовка к овладению грамотой; II — подготовка руки ребенка к письму; вечером — прослушивание грампластинки, просмотр видеофильма, книги и рассматривание картинок, иллюстраций книг, журналов.

    Имейте в виду, что у ребенка на шестом году его жизни происходят важные изменения в структуре самосознания (самопознания себя и самооценке). Развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в ситуациях со сверстниками. Он все чаще сравнивает себя с ними: уже может дифференцировать личностные качества других и самого себе и дать им оценку. Важно заметить, что доминирует тенденция оценки в положительную сторону. При этом оценочные статусы девочек выше, чем мальчиков.

  В данный год появляется самокритичность, которая в ряде случаев может сыграть важную роль в развитии стремления к самосовершенствованию. Старший дошкольник овладевает адекватной самооценкой полученного им продукта в разных видах деятельности, особенно в трудовой, конструктивной. Однако в новых видах деятельности (игровой, художественной и др.), а также в системе межличностных отношений для него характерна тенденция к завышению самооценки, но у отдельных детей (которые живут только с мамой) сохраняется тенденция к занижению.

   Продолжают развиваться продуктивные виды деятельности как формы самодеятельности, в которых ребенок воплощает свои замыслы, доводит их до конца. Возникают устойчивые, сложные и расчлененные композиции.

  Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть такие виды деятельности, как труд (все его виды) и учение (уже не только погруженное в продуктивные виды деятельности, но и в речевую, математическую и другие деятельности). Ребенок способен систематически выполнять разные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд ручной) в разных формах (труд рядом, поручение, дежурство). Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других, позаботиться о них.

  Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания. Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, выполнения требований взрослого и т.п.).

   Главное же достижение старшего дошкольника заключается в том, что на основе опыта ранее освоенных и новых видов деятельности, эмоционального и оценочного отношения к нему окружающих (родителей, педагогов, сверстников) развивается осознание ценности своего «Я», своих достоинств. Овладев разными видами деятельности, пятилетний ребенок осознает себя

индивидуальностью, открывает в себе одаренность к определенным видам. Именно в них он нередко проявляет креативность, своеобразное нестандартное видение мира.

  У него появляется способность к осмыслению чувств своих и других людей; развивается умение понимать мотивы поступков взрослых и сверстников (в реальной жизни и в художественном произведении). Есть понимание половых отношений и представление о поведении человека в определенной роли (это наиболее ярко проявляется в сюжетной, режиссерской игре). Развивается психологическая наблюдательность, некоторые социально-перцептивные умения: описывать эмоциональное состояние окружающих, «читать» чувства взрослых, сверстников по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, интонации (радость, гнев). Все сказанное выше позволяет говорить о развитии у него психологической культуры.

   Ребенок приобретает ряд коммуникативных умений, значимых для взаимодействия в определенной микросреде: устанавливает межличностные контакты с окружающими людьми; располагает к себе, вызывает понимание окружающих людей, проявляет доброжелательное отношение к окружающим. Он делает самостоятельные попытки выразить свою привязанность, любовь к близким, используя средства как детской субкультуры, так и усвоенные в общении со взрослыми.

  Не забывайте, что у ребенка углубляется и личностное развитие, ибо он начинает разбираться в системах социальных отношений — родственных (дочка — внучка — сестра), между сверстниками, растет потребность в признании и взрослыми и сверстниками. В то же время он становится более критичным в оценке сверстников. Поэтому возникшие в предыдущий год мотивы поведения: мотив самоутверждения через качественное и оригинальное выполнение деятельности, мотив признания сверстниками его успехов получают дальнейшее развитие. На этой основе возникают дружеские отношения, потребность иметь постоянного друга и понимание, когда можно назвать сверстника словом «друг». В сюжетно-ролевых играх наш воспитанник шестого года жизни отображает труд взрослых, события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки его личного опыта.

   Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью; типично возникновение небольших групп детей (2—5 чел.), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно участвующих вместе в разных видах деятельности (играющих, конструирующих, занимающихся трудом и т.д.); возникает привязанность друг к другу, своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. В совместных играх формируется система коллективных взаимоотношений между детьми.

  Ребенок осознает, что окружающие люди — разные, отличаются возрастом, внешним видом, полом, характером, поведением, и начинает ориентироваться в этнических различиях.

  Он не только хорошо знает о своей принадлежности к мужскому или женскому полу, но и понимает, что это уже необратимо, навсегда. Поэтому стремится самоутвердиться как представитель конкретного пола, активно усваивает полоролевые стереотипы и соответствующие его половой принадлежности формы поведения. У него формируется чувство тождественности с другими представителями пола.

Продолжается развитие его национального самосознания, осознания себя жителем определенного города (поселка), жителем России. Он открывает для себя некоторые национальные праздники и ритуалы народности, к которой принадлежит (русский, башкир, татарин, удмурт и т.д.). Ему открываются многообразные миры (природы родного края, труда людей разных профессий, создающих богатство данного региона, предметов быта, созданных народными умельцами, музыки и фольклора и т.д.), что создает базу для патриотического воспитания.

Помните, что ребенок данного возраста проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства, чувствует и понимает их характер, настроение, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, различает средства выразительности, виды произведений искусств, различает их жанровые особенности, форму, изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).

    Наиболее понравившиеся произведения узнает, запоминает имена авторов. Стремится активно участвовать в художественной деятельности: пении, танцах, рисовании, лепке, оформительской работе, выразительном чтении и рассказывании, драматизации. Ребенок постепенно овладевает непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации, начинает сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жест, поза, движение, взгляд, мимика, интонация и т.п.). У него проявляется эмоциональный интерес к себе и окружающим людям, их внутреннему миру. Развивается осознание себя как субъекта деятельности, как ранее освоенных, так и новых ее видов. Ребенок осознает возможность различных результатов собственной деятельности, нацеливает сам себя на разные уровни достижений, преимущественно высокий («накрою стол на красный кружок», «построю театр, как настоящий», «много запомню»).

  На этой основе развиваются его художественно-творческие способности: поэтический и музыкальный слух; чувство цвета, ритма, формы и композиции; навыки импровизации в инсценировках, музыкальной деятельности, творческого рассказывания. Свойственное этому возрасту нестандартное видение мира проявляется и в оригинальности образов в рисунках, и в поделках, и в сервировке стола, и в выразительности движений, и в изобретательности конструирования, и в словотворчестве, и в драматизации, и в музыкальной деятельности. Но в то же время ребенок шестого года жизни уже понимает границы своих возможностей и способен признать преимущества продукта деятельности у сверстника. Осознание собственной одаренности и признание в сверстнике его неординарности — основа для овладения им умением признавать и уважать достижения другого человека, предупреждает развитие в нем зависти к успехам других.

Имейте в виду, старший дошкольник, как правило, организован, его внимание устойчиво и продолжительно. Шестой год жизни ребенка очень важен для развития его воли, выдержки, осознания им ответственности за результаты как индивидуальных, так и совместных действий со сверстниками. Именно благодаря развитию воли, трудолюбия одаренный человек превращается в талантливого. Одаренный, но безвольный человек не может достичь успеха

в изучаемых им видах деятельности и в конечном счете вырастает «пустоцветом», неудачником и уже как следствие этого — превращается в пьяницу или наркомана.

   Важно знать, что у ребенка происходят существенные сдвиги в умении ориентироваться в пространстве. Ваш ребенок сможет уверенно определить направление, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях; он замечает изменения в оформлении и оборудовании помещений. Им усваиваются представления о времени суток

(вчера, сегодня, завтра), последовательности времен года. Восприятие его приобретает более целенаправленный характер: он может рассматривать предмет, изображение, последовательно обращая внимание на те стороны, которые выделяет взрослый.

  У ребенка интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления. На его основе складываются обобщенные представления, формируются системные и систематизированные знания. Он начинает не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать зависимости и закономерности между ними (например, связи функционирования и функциональные между компонентами деятельности, взаимоотношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Содержание познания

оказывает влияние на развитие интереса к речи-доказательству, рассуждениям о наблюдаемых фактах, овладению умением строить элементарные умозаключения. Вот почему метод беседы становится в этом возрасте ведущим.

  Не пропустите того часа, когда Ваш ребенок начнет осознавать себя во времени. Именно в этот год жизни у него складывается первоначальное представление о своем будущем («Когда я вырасту большой...»). Он начинает задумываться над вопросом смысла жизни (Зачем рождаются люди, если они все равно умирают?) И отвечая на его вопрос, важно открыть ему самоценность жизни и уже на этой основе поддержать в нем стремление к самореализации именно сегодня и сейчас. Ведь жить — это и значит, каждую минутку познавать, общаться, играть — самоутверждаться в каждый прожитый день, адекватно оценивать успехи и извлекать уроки из ошибок и неудач, а не готовиться к будущему.

    Обратите внимание: старший дошкольник имеет представление о нормах поведения человека, он уже овладел (частично) культурой поведения (на улице, в транспорте, в школе); он освоил некоторые умения делового и ролевого общения (в игре), приобрел первоначальный опыт регулирования своего поведения в соответствии с ситуацией общения, половозрастными особенностями его участников. Преобладающей формой взаимодействий ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, ожидания от взрослого оценки свойств и качеств его личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у него в дальнейшем развиваются чувства, волевые и моральные качества.

   Важно знать, что у Вашего ребенка продолжают совершенствоваться все виды и стороны речи (повествование, описание, доказательство, объяснение): чище становится произношение, более развернутыми — фразы; расширяется словарный запас, в него включаются метафоры, речевые обороты, свойственные родному языку. Ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Высказывания его приобретают связный характер, оформленный в соответствии с видом речи. Он с удовольствием сочиняет на основе модели последовательности рассказа короткие сюжетные и описательные тексты.

    Не сравнивайте своего сына (дочку) с другими, хвалите его за успехи и достижения.

    Имейте в виду, что отец (мать), который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Прежде чем ругать его, попытайтесь понять природу его трудностей. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в Ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

  Никогда не забывайте, создаваемые в этот год уникальные условия для реализации в Вашем ребенке заложенных природой возможностей, больше не повторятся и потому его индивидуальность окажется в чем-то узкой, несовершенной. Учитывая современные научные данные о значении дошкольного детства, основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для ребенка шестого года жизни, так как доказано: то, что будет «недобрано» в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского сада в воспитании ребенка дошкольника

Данная статья рассматривает влияние детского сада на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Материал ориетирован на педагогов  для использования в работе с родителями....

Консультация для родителей старшей группы На тему: «Роль детских сказок в жизни ребенка»

Познакомить родителей с детскими сказками. Обьяснить родителям для чего так важны детские сказки, какую роль они играют в формировании и развтии и ребенка....

Консультация для воспитателей "Роль детской литературы в жизни ребенка"

Если путь, прорубая отцовским мечом,Ты соленые слезы на ус намотал,Если в жарком бою  испытал, что почем, –Значит, нужные книги ты в детстве читал.            ...

Консультация для родителей средней группы «Роль детских сказок в жизни ребенка»

Консультация для родителей средней  группы «Роль детских сказок в жизни ребенка»Роль детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи...

Роль детского сада в социализации ребенка

В данной статье рассматривается какое значение имеет детский сад в процессе социализации дошкольника...

Роль детского сада в развитии ребенка

Именно этот период - возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка...