Новый год
план-конспект занятия (старшая группа)
Беседа в старшей группе на тему «Новый год»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.
Задачи: систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах, формировать познавательный интерес
расширять представления детей об истории возникновения праздника,
воспитывать уважение к традициям русского народа.
Орг.момент
Воспитатель: Я предлагаю вам побеседовать: но прежде чем начать беседу
Нам нужно размять язычок, чтобы он нам смог красиво говорить.
Сказка о язычке Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать. (упражнение "Накажи непослушный язычок").
1.Начало беседы
Воспитатель: Поздравления принимаем
И гостей мы угощаем.
Если он пришёл к нам в дом,
Будут рады все кругом. (Праздник)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что такое праздник?
Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года.
Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.
2. Основная часть.
1. Новый год раньше и сейчас.
Воспитатель: А как называется праздник в конце года?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год.
Воспитатель: А как празднуют Новый год?
Дети: Наряжают ёлку, шьют карнавальные костюмы, дарят подарки друг другу, веселятся вокруг ёлки
Воспитатель: А знаете ли вы, как этот праздник к нам пришел?
Раньше наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.
2. Традиции нового года до и сейчас
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (елка).
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.
Воспитатель: Ребята, а чем наряжают елку?
Дети:………
Воспитатель: В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными — печенье, конфеты, пряники, плюшки, калачи, яблоки, груши. Затем появились бумажные цветы, феи и ангелы.
Потом появились игрушки из ваты: дети в шубках, Снегурочка, Дед Мороз; румяные яблоки, сочные груши, сливы — являлись символами изобилия.
А ещё ёлочные игрушки делали из проволоки: звёзды, ягоды, цветы, бабочки, лодочки.
В сюрпризных игрушках помещали какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз.
А на макушке сияла пятиконечная звезда!
Воспитатель: Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолку, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.
Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками — гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.
Воспитатель: Ребята, а чем вы наряжаете елку дома?
Дети:……………
Воспитатель: А теперь ребята, скажите пожалуйста.
Игра «Ёлочные игрушки»
— Ёлку можно украшать разными игрушками. Какие игрушки, если они:
Из картона — …(картонные)
Из бумаги — …(бумажные)
Из пластмассы — …(пластмассовые)
Из фарфора — …(фарфоровые)
Из дерева — …(деревянные)
Из стекла — …(стеклянные).
– Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться).
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Что за дедушка седой
С длинной белой бородой,
За спиной мешок тяжелый,
Сам с усами и веселый?
Он танцует и поет,
Всем подарки раздает.
- Как зовут его? - вопрос.
- Наш любимый…(Дед Мороз)
Воспитатель: Ребята, а кто такой Дед Мороз?
Дети:
Воспитатель: Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.
Воспитатель: А вы знаете где живет Дед Мороз?
Дети…….
Воспитатель: Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюге (Вологодская область)..
Воспитатель: А с кем приходит Дед Мороз?
Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой, без Снегурочки трудно
представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой
или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем.(в коробке снежки)
Подвижная игра.
( «Снежки»)
4. Празднование нового года в разных странах
Воспитатель: Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.
Воспитатель показывает фотографию с изображением столицы Англии – Лондона.
Воспитатель: Это Лондон – столица Англии.
Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.
Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.
Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии.
Воспитатель: А это ребята Берлин – столица Германии.
Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.
Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции.
Воспитатель: А это Париж – столица Франции.
Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.
Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии.
Воспитатель: А это, ребята. Токио – столица Японии.
Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год.
Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан(Пробковый полушарик с перьями; игра, состоящая в преребрасывании его ракетками), а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.
Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России.
Воспитатель: Мы с вами вернулись домой в Россию. Это Москва – столица нашей страны России.
В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.
Воспитатель: Ребята, а вот главная елка Иркутска и Иркутского района одна из самых высоких в России, установлена на сквере имени Кирова!
3.Окончание беседы.
Как она выглядит?
Рефлексия.
- Какое у вас настроение?
- О чём мы говорили с вами?
- Молодцы, все активно и дружно работали.
Ребята, предлагаю Вам, дома нарисовать рисунок как вы украшаете елку. И в группе сделаем выставку рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из
Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...
Проект в младшей группе "Новый, Новый, Новый год!"
Цель: формирование представлений о новогоднем празднике, его традиции, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка...
Проект "Новы, новый, новый год"
Новый год! Праздник детства...
«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...
«Современное воспитание и развитие дошкольников: новые подходы, новые возможности, новая ответственность»
Презентационный материал к докладу на практико-ориентированный семинар....
Консультация "Адаптация к детскому саду"Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад как новое интересное п
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад к...