Роль музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_v_vospitanii_nravstvenno-patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx | 25.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru/ michskazka.68.edu.ru
ДОКЛАД
«Роль музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Докладчик:
воспитатель
Руднева Ирина Дмитриевна
Мичуринск –Наукоград
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения
к добру, красоте, человечности...
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст-– фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании, пении и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музык», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. На основе народного творчества мы проводили праздники «Ярмарка», «Праздник народной песни», «Масленица», «Рождество».
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим направлением является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
В мелодии этой песни (А.Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников.
Это и гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю.Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).
Разучивание песен о маме, бабушке при подготовке праздника 8 Марта, воспитывает у детей любовь, доброту, гордость за своих близких. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День Матери (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери).
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств способствует также знакомство с песнями о Родине, родном крае. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Чувства гражданственности и патриотизма воспитываем через праздники «День Российского флага!», «День России», «Праздник русской березки» и др.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни этой тематики, такие как «Бравые солдаты», муз. А.Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважение к армии. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Мы проводили праздник «День защитников Отечества», выступали с концертной программой в воинской части. Впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Это «Священная война», «На безымянной высоте», «Синий платочек», «В землянке» и др. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам и музей боевой славы. В рамках празднования 70-й годовщины Великой Победы, мы провели «Праздник фронтового шофера», участвовали в конкурсе военной песни, продолжаем разучивание песен и танцев ко Дню Победы. А встреча с ветераном Трошиным П.С. надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Считаю, что музыка и мероприятия, проводимые мною и другими педагогами помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, Родину, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Доклад из опыта работы музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию...
Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания ...
Доклад "Роль семьи в воспитании нравственно - патриотических чувств у дошкольников"
Взрослый посредник между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего....
Конспект родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
-показать родителям значимость нравственно-патриотического воспитания детей в семье;-формировать культуру общения родителей и детей;-помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов...
Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Любовь к РодинеНе заменят край родимыйНикакие чудеса!Только здесь всё так любимо –Реки, горы и леса.Здесь от отчего порогаНачинается страна.Стран других на карте много,Только Родина одна!...
Роль музыки в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С.Михалков...
«Роль музыки в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал....