Представление педагогического опыта Бурцева Ольга Викторовна
методическая разработка (старшая группа)

Бурцева Ольга Викторовна

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида Бурцевой Ольги Викторовны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»  

Рузаевского муниципального района

1.Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).

Тема опыта: «Развитие самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллекционирования»                                             

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Бурцева Ольга Викторовна

Дата рождения:10.03.1993г.

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Образование: высшее.

  • 2015г.- окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Педагогика и психология », организатор-методист дошкольного образования и педагог психолог.    
  • 2019г.- окончила МГПИ им.М.Е.Евсевьева, факультет «Педагогического и художественного образования», специальность       « Педагогическое образование», магистр.

Повышение квалификации:

  • 2022 г. – прошла курсы повышения квалификации по программе         Современные технологии реализации ФГОС дошкольного образования в объеме 72 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - «Педагог13.ру»

Общий педагогический стаж: 8 лет

Стаж в занимаемой должности: 6 года

Актуальность педагогического опыта.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую деятельность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и развитие самостоятельности.

 Изучая окружающий мир, ребенок, одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и с взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры  является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских  игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к собирательству.

Эффективность использования возможностей детского коллекционирования в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

 Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накопление объема информации об окружающем мире и новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что  выбранная мною тема актуальна. Она  составляет основу для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Основная идея опыта

Основной идеей  моего педагогического опыта является развитие  у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности с помощью метода коллекционирования.

Наблюдая за детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности, я заметила, что дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

В процессе коллекционирования можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция коллекций может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта, с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны [7].

Организуя образовательную деятельность с опорой на коллекции, я формирую у детей самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта создание оптимальных условий для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе  коллекционирования. 

Теоретическая база

Изучение проблемы формирования исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста требует уточнения понятия «исследовательские умения», определения их перечня и характеристики с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет. Исследовательские умения предполагают овладение детьми дошкольного возраста соответствующей деятельности. Такой деятельностью согласно ФГОС ДО является познавательно - исследовательская [1]. Теоретический анализ исследований позволил выявить, что единого подхода к определению понятия «познавательно-исследовательская деятельность» нет. При рассмотрении данной деятельности авторы используют дефиниции: «поисково-исследовательская деятельность», «поисковая деятельность», «поисково-познавательная деятельность», «исследовательская деятельность». Отметим также, что авторы выделяют и характеризуют следующие ее виды: исследовательская, экспериментирование, проектирование, моделирование. Вместе с тем исследователи используют разнообразную терминологию. В совместной работе А. И. Савенков с А. В. Леонтовичем выделил исследовательскую деятельность. Она является разновидностью 9 познавательной деятельности, направленная на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации [8]. В нашем опыте мы будет опираться на следующее определение понятия деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового (проблемного) характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира, их систематизацию и освоение способов познания, и предполагающую высокую степень активности и самостоятельности детей [5]. В дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных видов детской деятельности [10]. Такая деятельность направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Особенность эффективности работы по формированию познавательно – исследовательской деятельности определяется возрастными возможностями детей. Рассмотрим некоторые их них. К 6-7 годам у детей ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. В связи с этим у ребенка формируются способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. У ребенка на этапе завершения дошкольного возраста повышаются возможности саморегуляции поведения и самостоятельности. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила.

Таким образом, формирование самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности связано с освоением детьми исследовательской деятельности. Требуется конкретизировать исследовательские умения в процессе определённой деятельности, например, такой как коллекционирование. Необходим учёт возрастных особенностей детей.

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта заключается в разработке мероприятий для детей старшего дошкольного возраста и педагогов с использованием коллекций для развития самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Практическая значимость данного опыта определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные мной в процессе работы: конспекты занятий и мастер-классы для работы с воспитанниками и педагогами.

Технология опыта

Проведя наблюдения за детьми и диагностику в начале учебного года, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

1.в  систематизации и обобщении предметов и явлений;

2. в анализировании и умение логически обосновывать свои мысли;

3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

 Я поставила перед собой цель: создание условий для развития самостоятельности и  познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Определила следующие задачи:

- развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;

- закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

- развивать творческий потенциал воспитанников;

-пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;

- организовать детско-взрослое сообщество по интересам.

С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию коллекций провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. В процессе анкетирования выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родителей готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию коллекций.

Опрос детей старших групп в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о коллекционирование, как о сборе разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что предметы коллекций нужны, чтобы на них смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное о предметах коллекций, об истории, о людях их создавших. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к коллекционированию, хотят знать об истории того или иного предмета, но не имеют возможности взаимодействовать с экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

Исходя из результатов анкетирования родителей и опроса детей, мы решили создать свои мини - коллекции, выбрав для этого культурную практику коллекционирования.

Культурная практика коллекционирования - создает широкие возможности для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, формирования познавательных интересов и развития самостоятельности.

Данная культурная практика позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.

Культурная практика коллекционирования:

·       непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;

·       предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;

·       обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;

·       позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;

·        дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;

В ходе реализации коллекционирования у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании коллекций пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия в рамках создания коллекций нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента я использую: самостоятельное или детское  внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.

В рамках создания коллекций все преобразования можно объединить в модели трех вопросов.

1 вопрос: Что знаем?

Накопление представления о коллекционирование, выявление предпочтений и потребностей.

2 вопрос: Что хотим узнать?

Побуждение к получению информации об объектах коллекций, формирование бережного отношения к экспонатам, организации разных форм деятельности с опорой на коллекцию.

3 вопрос: Что узнаем?

Проведение выставок коллекций, презентация коллекций.

Работа по созданию коллекций в моей группе началось спонтанно. Мой воспитанник вернулся из путешествия и привез мне в подарок сувенирный магнитик. Рассматривая, его дети начали размышлять, откуда он его привез и что еще можно привезти на память из разных городов?

Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.

1 вопрос: Что знаем?

Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание магнитов, фотографий и сувениров отметили их разнообразие.         Подвела детей к тому, что можно сделать выставку этих предметов в группе, по – другому эта будет называться коллекция.

Первый этап  коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.

- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало  бы расширению кругозора, развитию  художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.

2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли предметы этой коллекции использовать в играх?

Принцип – многофункциональность применения.

Выяснили – да можно. Так возникли игры «Из чего сделан сувенир?, Назови изделие и т.д.»; «Подбери по форме», «Найди герб города…?», «Что рассказывает карта?» « Путешествие по стране России» «Географическое домино» «Сувенирная лавка» - сюжетно – ролевая игра и другие.

Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору сувенирной продукции привезенных из разных городов России.

Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое.  Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка,  кроме того, помочь ребенку найти  нужную информацию и  участвовать  в изготовлении коллекций.

Третий вопрос: Что узнали?

Третий этап – деятельностный, продуктивный

Принцип – доступности

Интересные идеи использования коллекций в работе с воспитанниками мы  определили. А где же все это богатство хранить?

Передо мной как перед педагогом стояла задача, систематизировать данные коллекции, не повторяя известных требований к созданию предметно-пространственной среды (в аспекте мини-музея), подчеркну важность проектирования особого пространства, которое  должно проектироваться совместно с детьми и мыслиться именно как «пространство для детей».

О чудо, мои маленькие помощники  подсказывают идею. В чудо – домике. И вот готово многофункциональное пособие, которое проектировалось вместе с детьми и мыслилось как «пространство для детей» А, следовательно, третий этап: организация места хранения, воплощен в нем.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:

- средствами созданной  коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, самостоятельности, социально – коммуникативного развития детей.

- приблизились к способам познания через познавательно -исследовательскую деятельность – с интересом и увлечением обследовали магниты и сувениры.

- у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу.

В заключение мне бы хотелось отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.

Дальнейшая работа заключалась в разработке конспектов занятий с использованием коллекций собранных детьми, организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. (Приложение №1)

При проведении занятий наряду с методами, направленными на расширение кругозора дошкольников  об окружающем мире, обязательно  включали:

· элементарные опыты (демонстрационные и фронтальные), стимулирующие познавательную активность и любознательность дошкольников,

· наблюдения – рассматривания с целью выделения признаков и свойств, объединения предметов на основе выделенных признаков,

· игровую деятельность (подвижные, дидактические и развивающие игры)

Тема, цели и содержание НОД определялась в соответствие с комплексно-тематическим принципом построения воспитательно-образовательного процесса.

Важным  моментом является то, что в течение всего учебного года предметно - развивающая среда  в группе для  познавательно - исследовательской деятельности детей  была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания  познавательно - исследовательской деятельности дошкольников изменялось наполнение коллекций, какие-то объекты и пособия  дополнялись или заменялись другими.

 Результативность опыта

В результате проведения диагностического исследования по методике «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой) были выявлены определенные изменения в познавательной деятельности детей. 

Показатели развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в %) на констатирующим этапе

Показатель

Уровень

высокий

средний

низкий

Любознательность

40%

7%

53%

Инициативность

7%

53%

40%

Самостоятельность

13%

40%

47%

Высокий интерес к процессу  познанию

40%

47%

13%

Эмоциональный настрой

13%

67%

20%

Развития восприятия предметов

40%

40%

20%

Исходя из результатов диагностирования благодаря внедрению в практику системы занятий можно сделать вывод о том, что изменение форм и методов традиционного обучения благоприятно влияет на развитие познавательной деятельности. Введение в процесс работы практику коллекционирования дал свои результаты представление в контрольном этапе.

Показатели развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (в %) на контрольном этапе

Показатель

Уровень

высокий

средний

низкий

Любознательность

82%

16%

2%

Инициативность

53%

43%

4%

Самостоятельность

62%

29%

9%

Высокий интерес к процессу  познанию

74%

20%

6%

Эмоциональный настрой

68%

22%

10%

Развития восприятия предметов

53%

42%

3%

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании познавательной деятельности старших дошкольников. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию познавательно- исследовательской деятельности с использованием коллекционирования видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности. 

Опыт работы показывает, что приёмы создания коллекций служат эффективным средством познавательного развития дошкольников. На основе данных:

разработан алгоритм создания и работы с коллекциями,

- реализованы  и оформлены коллекции в единый продукт,

- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых коллекций и улучшению уже существующих),

- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием коллекций,

- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые коллекции, задают вопросы, стремятся пополнить существующие коллекции новыми экспонатами).

Данный опыт функционирует в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. Участниками опыта являются дети старшего дошкольного возраста.

Данный опыт изучался и распространялся мной на разных площадках:

Мастер-класс для воспитателей МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. – 2022 г. – «Культурная практика коллекционирования в развитии самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»;

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года – 2022».

Республиканский образовательный салон -2022 «Перспективы обновления: от стратегии к развитию», тема выступления: «Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей дошкольного возраста».

Публикация во всероссийском сетевом издании «Время Знаний», статьи на тему: «Совместная работа семьи и ДОУ в процессе коллекционирования»

 Работу с культурной практикой коллекционирования я буду продолжать, учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Считаю что выбранная мною тема «Развитие самостоятельности и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе коллекционирования»  актуальна в настоящее время и полезна для педагогов.                                          

Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике

 Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.



Список литературы
:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

3. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

4. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.

5. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1

6. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

8. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

10. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему «Коллекционирование и познавательная активность»

Цель: выявление отношения родителей и их готовности к  взаимодействию с педагогами детского сада по проблеме развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.

Инструкция: выберите ответ «да», «нет», «затрудняюсь ответить»; запишите ответ. Там, где необходимо, выберите ОДИН ответ из предложенных или впишите свой ответ в строчку.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Занимались ли Вы в детстве коллекционированием? Если «Да», то укажите, что Вы коллекционировали.

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

2. В настоящее время Вы сами или кто-то из Вашей семьи занимается коллекционированием? Если «Да», то укажите, какие коллекции есть в вашей семье.

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

3.Ваш ребенок собирает коллекцию? Если «Да», то – какую?

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Помогаете ли Вы Вашему ребенку собирать коллекцию?

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

5. Каким образом Вы помогаете Вашему ребенку в коллекционировании? (Выберите ОДИН ответ из предложенных).

- помогаю находить (покупаю) экспонаты для его (ее) коллекции;

- просто поддерживаю ребенка словами, похвалой;

- показываем его коллекцию родственникам, приятелям, знакомым;

6. На Ваш взгляд, какие положительные качества, черты характера сформировались (или могут сформироваться) у ребенка в процессе коллекционирования? (Ответ впишите)

_________________________________________________________________

7. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка необходимо развивать познавательную активность средствами коллекционирования?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

8. Достаточно ли вам знаний и умений для того, чтобы развивать познавательную активность Вашего ребенка средствами коллекционирования?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

9.Сичтаете ли Вы полезным для Вашего ребенка занятия в кружке «Юный коллекционер»?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

10. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию познавательной активности у ребенка 3-4 лет средствами коллекционирования? (выберите ОДИН ответ из предложенных):

-  сотрудничество родителей с воспитателями детского сада;

- повышение уровня компетентности родителей по данной проблеме;

- привлечение родителей к коллекционированию того, что коллекционирует их ребенок;

- что-то другое ________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Мастер - класс: «Культурная практика коллекционирования в развитии самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в области освоения приемов  развития самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности  у детей через использование культурной практики коллекционирования.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с условиями развития культурной практики у детей дошкольного возраста.
  2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  3. Углубить знания педагогов по вопросам коллекционирования с реальными и абстрактными объектами.
  4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме познавательно - исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий проекты в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по

                                     

                                                Ход мастера - класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада пригласила вас на мой мастер – класс, где мы разберемся в значимости коллекционирования как вида культурной практики в развитие самостоятельной  и познавательно – исследовательской  деятельности дошкольников.

(Главная идея: Развитие самостоятельной и познавательно - исследовательскую деятельность детей, через культурную практику коллекционирования – на слайд).

Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий, универсальной компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, современные дети заинтересованы в коллекционирование или нет? Если да, то Какую пользу представляет процесс коллекционирования?

Польза от такого  увлечения  неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание, как можно больше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

У меня к вам еще один вопрос. А как часто в своей собственной работе, используете данную культурную практику?

Мы с вами ответили на поставленные вопросы и выяснили проблему, что с одной стороны дети заинтересованы и любят коллекционировать, а с другой стороны мы не достаточно эффективно используем данную культурную практику – как коллекционирования в своей работе.

Сегодня мы решим эту проблему вместе с вами!

С чего начать работу? Для того чтобы все изменения были системны, контролируемы, а главное безопасно вошли в жизнь детского сада предлагаю ознакомиться с ними. Пройдёмся по некоторым из них, итак начинаем!

Для начала мы запускаем опрос среди родителей, сегодняшние дети, заинтересованы в коллекционирование или нет? И результаты опроса позволяет замотивировать и родителей и детей на перемены, появиться детская цель - в создание коллекций, родители осознают также важность поставленной задачи. Все преобразования можно объединить в модели трех вопросов.

1 вопрос: Что знаем?

Накопление представления о коллекционирование, выявление предпочтений и потребностей.

2 вопрос: Что хотим узнать?

Побуждение к получению информации об объектах коллекций, формирование бережного отношения к экспонатам, организации разных форм деятельности с опорой на коллекцию.

3 вопрос: Что узнаем?

Проведение выставок коллекций, презентация коллекций.

А сейчас я предлагаю закрепить все на практике и проверить, насколько вы в своей культурной практике используете вид коллекционирование.

Для этого я приглашаю свою фокус группу. Подойдите сюда на центр зала, с вами уважаемые коллеги мы немного посовещаемся. Напомню, что одной из моделей вопросов было организация разных форм деятельности с опорой на коллекцию, которую я вам предоставляю, и сейчас ваша задача придумать такое применение данной коллекции, которое воплотилось бы в определённой форме презентации данной коллекции.

Дадим пару минут фокус – группе на размышление.

А пока работа с залом.......

Пока фокус – группа работает, мне хочется спросить у вас коллеги, Как вы считаете, возможно, ли коллекции собранные по инициативе детей гармонично вписать в предметно- пространственную среду группы?

В практике детских образовательных учреждений создаются необычные коллекции: «пуговицы», «киндер-игрушки», «коллекции картин, рисунков» об излюбленных персонажах и т.д. Данные формы оригинальны, но, учитывая визуальность и манипулятивность детского коллекционирования, необходимо продумать материальную форму их представления.

Спасибо за интересные ответы. И послушаем, идеи наших фокус групп.

И сегодня я хочу познакомить вас со своим многофункциональным дидактическим пособием « Наш дом – Россия» в основу которого, положено несколько тематических коллекций собранных по инициативе детей, с их полным включением в процесс как субъектов детской деятельности.  

Возникновение нашей коллекции  началось спонтанно. Мой воспитанник вернулся из путешествия и привез мне в подарок сувенирный магнитик. Рассматривая, его дети начали размышлять, откуда он его привез и что еще можно привезти на память из разных городов?

Применяя модель трех вопросов, выяснили познания о предмете, это было введение в тему предполагаемого проекта.

1 вопрос: Что знаем?

Принципы: наглядность, достоверность, индивидуальность – рассказы детей, рассматривание магнитов, фотографий и сувениров отметили их разнообразие.         Подвела детей к тому, что можно сделать выставку этих предметов в группе, по – другому эта будет называться коллекция.

Первый этап  коллекционирования: погружение в идею коллекционирования детей и родителей.

- создание творческой атмосферы, при которой это увлечение способствовало  бы расширению кругозора, развитию  художественного вкуса ребенка, самостоятельной исследовательской деятельность.

2 вопрос «Что хотим узнать?» А можно ли предметы этой коллекции использовать в играх?

Принцип – многофункциональность применения.

Выяснили – да можно. Так возникли игры «Из чего сделан сувенир?, Назови изделие и т.д.»; «Подбери по форме», «Найди герб города…?», «Что рассказывает карта?» « Путешествие по стране России» «Географическое домино» «Сувенирная лавка» - сюжетно – ролевая игра и другие.

Второй этап: совместная деятельность сотрудников детского сада, родителей с детьми по сбору сувенирной продукции привезенных из разных городов России.

Помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычайно увлекательное, в то же время серьезное и кропотливое.  Сформировать у родителей позитивное отношение к увлечению ребенка,  кроме того, помочь ребенку найти  нужную информацию и  участвовать  в изготовлении коллекций.

Третий вопрос: Что узнали?

Третий этап – деятельностный, продуктивный

Принцип – доступности

Интересные идеи использования коллекций в работе с воспитанниками мы  определили. А где же все это богатство хранить?

Передо мной как перед педагогом стояла задача, систематизировать данные коллекции, не повторяя известных требований к созданию предметно-пространственной среды (в аспекте мини-музея), подчеркну важность проектирования особого пространства, которое  должно проектироваться совместно с детьми и мыслиться именно как «пространство для детей».

О чудо, мои маленькие помощники  подсказывают идею. В чудо – домике. И вот я готова представить многофункциональное пособие, которое проектировалось вместе с детьми и мыслилось как «пространство для детей» А, следовательно, третий этап: организация места хранения, воплощен в нем.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, я сделала вывод:

- средствами созданной  коллекции была осуществлена работа по развитию познания, речи, самостоятельности, социально – коммуникативного развития детей.

- приблизились к способам познания через познавательно -исследовательскую деятельность – с интересом и увлечением обследовали магниты и сувениры.

- у детей проявились такие качества как инициатива, любознательность, интерес к общему делу.

В заключение мне бы хотелось отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия по организации культурной практике коллекционирования в развитие самостоятельной и познавательно – исследовательской деятельности  дошкольников

Тема: «Путешествие коллекций»

Цель: Формирование основ гражданственности у воспитанников средствами культурных практик: коллекционирования магнитов «Города России».

Развитие познавательной активности (интерес и деятельность) воспитанников путем создания коллекции. Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к  уголкам нашей Родины.

Задачи:

Обучающие:

• дать сведения о достопримечательностях городов России;

• познакомить с картой страны;

• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Развивающие:

• формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;

• развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны, достопримечательностям некоторых городов России.

Воспитательные:

• развитие самостоятельной и познавательно-исследовательской деятельности посредством культурной практики коллекционирования.

• воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;

• вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Оборудование: карта России, многофункциональное пособие «Дом России», магниты «Города России», предметы для творческой деятельности (заготовки для изготовления магнитов, краски, пластилин, кисточки, карандаши, наклейки).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, поздороваемся с ними.

Присаживайтесь на подушки.

Ребята скажите, пожалуйста, а какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель: Егор, какое у тебя настроение по цвету сегодня? Какое настроение по цвету сегодня у тебя, Василиса? А у тебя, Влад? Настя, какое настроение у тебя по вкусу? Вова, у тебя какое настроение по вкусу? Саша, какое у тебя настроение по вкусу? Даня, какое у тебя настроение по запаху? А у тебя Софья?

- Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.

-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?

Воспитатель: Правильно, коллекция – это собирание, каких-либо одинаковых предметов на разные темы и причем, ребята, иногда в коллекцию могут входить такие предметы, которых по всему миру, только несколько штук.

- Как вы думаете, что можно коллекционировать?

- А что коллекционируете вы?

-Ребята, а вы знаете, как называют человека, который занимается коллекционированием?

- Давайте встанем и посмотрим, сколько коллекций представлено вокруг?

А вот и наш замечательный дом. Назовите, какие коллекции здесь собранны?

Самая большая коллекция – это магниты из разных городов России.

Беру коллекцию и кладу на стол.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно их и выберите из них те города, в которых вы уже побывать или хотите поехать?

Воспитатель: Хорошо, положите их рядом с собой на стол, и разберем их по признакам:

Воспитатель: Из кого материала они сделаны?

Воспитатель: Как вы это определили?

Воспитатель: Потрогайте их, что вы можете о них еще рассказать?

Воспитатель: Магнитики все одинаковые?

Воспитатель: Даня у тебя два магнитика в руках, что ты можешь сказать о них?

Воспитатель: Что еще интересного вы заметили?

- А вы знаете, что такое достопримечательность?

Правильно, Достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающий особого внимания, являющиеся историческим наследием.

Воспитатель: Какая достопримечательность на твоем магните, Саша? Из кого он города? Москва

Воспитатель: А на твоем, Артем, что интересного? Рузаевка

Воспитатель: Этот памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, это Россия и Мордовия, которые несут один колос пшеницы в знак дружбы Мордовии со всеми народами России.

- Ребята, посмотрите на доску?

Это карта, какой страны?

Воспитатель: Как вы это узнали?

Воспитатель: Ребята, здесь силуэты достопримечательностей городов, давайте вспомним, их названия и в каком городе находятся?

Воспитатель: Отлично, приступайте.

- Саша, какой город ты обозначала?

Воспитатель: Скажите, для чего мы привозим магниты из путешествий.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Как вы думаете, им будет приятно оставить на память, что - то о нашем детском садике?

Воспитатель: Отличная идея, подарить магнитик о нашем детском садике.

А вот из чего он будет сделан, что на нем будет изображено, вы выберите сами. Ну, что приступим, присаживайтесь за столы.

На столах у вас основы и разные материалы, из которых можно сделать магнит. Выбирайте и приступайте к работе.

Воспитатель: Элина, что ты выбрала для основы?

Рисуют ли краски на металле?

 

1 мин. Может ли тебе пригодиться умение изготавливать магниты?

- Что нового ты сегодня узнал?

- О чем вы сегодня дома расскажите родителям?

- Уважаемые гости, ребята очень стараются для вас, их так заинтересовала эта работа вы дождетесь наших подарков или нам прислать курьером.

Воспитатель: Вы большие молодцы! Спасибо Вам большое, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...