2022г Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников»
материал

Прончатова Людмила Викторовна

Педагогический опыт 2022г "Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_2022_gotovyy.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт воспитателя

Тема опыта: «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников»

Автор: Прончатова Людмила Викторовна – воспитатель МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района РМ

Актуальность:

В современном мире нарастает экологический кризис, и, чтобы остановить его, необходимо в корне изменить экологическое мышление и поведение людей. Для этого надо использовать тот момент жизни, когда человек наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким моментом и является дошкольный возраст. Именно в это время и начинается процесс становления мировоззрения человека.

Одна из областей дошкольного образования в ФГОС ДО - познавательное развитие, которое предполагает формирование различных знаний у ребенка, в том числе и первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

В связи с этим экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

Требования модернизации образования - поиск новых эффективных форм обучения дошкольников. В настоящее время идет поиск эффективных методов и технологий развития экологического воспитания дошкольников. Всё более актуальным становится применение в дошкольном образовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как средства мультимедиа позволяют в доступной игровой форме развить логическое мышление детей и улучшить учебный процесс. Согласно ФГОС ДО, применение инновационных технологий повышает мотивацию детей к получению новых знаний, ускоряет процесс усвоения знаний и улучшает качество обучения.

Свою профессиональную деятельность я направила на решение проблемы и поиск эффективных, современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического воспитания и образования дошкольников.

Уверена, что если дошкольникам обеспечить систематическую, правильно организованную деятельность экологического содержания с использованием  ИКТ, то уровень детской любознательности и познавательной активности будет достаточно высоким.

Основная идея:

        Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему - сложный педагогический процесс. Современный мир выдвигает актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. Наиболее эффективными и результативными являются такие методы и формы работы с детьми, которые вызывают неподдельный интерес, увлеченность и желание дальнейшего познания. Так у меня появилась идея активного применения информационно-коммуникационных технологий в процессе ознакомления детей с экологической культурой.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

Использование ИКТ позволяет мне:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению  дошкольников.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, анимацией, но не перегружать знаниями.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование данных технологий в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательный процесс в детском саду имеет свою специфику: он должен быть эмоционально насыщен, с привлечением большого иллюстративного материала, с широким использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Такие возможности нам может предоставить только ИКТ. Применение компьютерных технологий позволяет сделать образовательный процесс по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Это мощное средство развития детей, требующее тщательной подготовки и организации в соответствии с возрастом детей и требованиям СанПиНа.

Опираясь на вышесказанное, считаю, что для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. В работе с дошкольниками я использую доступные компьютерные технологии, творчески применяю ресурсы глобальной сети интернет.

Теоретическая база:

        Определить направление моей работы по использованию ИКТ в экологическом воспитании, мне помогли идеи таких педагогов и учёных, как: Виноградова Н.Ф., Белавина И.Г. по экологическому воспитанию дошкольников; Горвиц Ю.М., Ерофеева Т.И., Коган Н.С., Комарова Т.С.

Анализ психолого-педагогической        литературы         показал, что большие возможности в  экологическом воспитании  заложены  в использовании информационно-коммуникационных технологий. Их применение позволяет качественно улучшить уровень восприятия детьми информации, она становится для них более наглядной, а значит более интересной и увлекательной.  Весь сложный комплекс практических и умственных действий для ребёнка станет интереснее и проще с использованием информационно-коммуникационных технологий. Именно через ИКТ дети воспринимают больше информации, овладевают экологическими представлениями, знаниями о ценности природы и правилах поведения в ней, а также умением экологически целесообразного поведения в природе.

Новизна:

Новизна моей работы заключается в поиске современных форм и методов в экологическом воспитании дошкольников, а именно – использование информационно-коммуникационных технологий.

Цель моей работы: формирование всесторонне развитой личности ребёнка посредством экологического воспитания с использованием ИКТ.

Задачи использования информационных технологий в экологическом воспитании:

  • сделать воспитание и образование современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
  • эмоционально, красочно и образно подать материал по экологическому воспитанию;
  • экономить время, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

Технология опыта.

Средствами ИКТ в детском саду являются: телевизор, магнитофон,  фотоаппарат, ноутбук, принтер, сканер. Надеюсь, что в ближайшем будущем у нас появится интерактивная доска. Это дало бы еще больший толчок к использованию этих современных технологий.

Я считаю, что для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников нужна интересная информация и красочный и обширный наглядный материал. В решении этой задачи мне помогают:

Звуковые материалы на флешнакопителе – это записи голосов птиц, животных, шум дождя, моря, ветра  и т. д.;

Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме («Домашние животные», «Кто живёт в лесу», «Картины родной природы», т.д.). По статичности они напоминают дидактические картинки.

Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие мне рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно помогает привлечь внимание дошкольников, улучшить восприятие информации. В моей копилке есть презентации такой тематики: «Национальный парк Смольный», «Виртуальная экскурсия в зоопарк», «Времена года», «Перелетные птицы», «Нужная и важная вода»,  «Насекомые», «Как животные готовятся к зиме» и др.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания: «Загадки про насекомых», «Кто прячется  в траве», «Прогулка в лес», «Что растет у нас в саду», «Назови одним словом».

«Виртуальные экскурсии или путешествия» - это возможность детям посетить недоступные места, совершить увлекательное  путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например, я могу предложить детям такие темы: «Экскурсия в Африку», «Путешествие на Северный полюс», «Идем в зоопарк», «Кто в море живет» и т.д.  Дети принимают такие «экскурсии» с огромным удовольствием.

Подборка мультипликационных и детских видеофайлов на экологическую тему: «Морские жители», «Купание с дельфинами», «Морские обитатели», «Под грибом», «Зачем беречь природу», «Экологические сказки».

Я не только использую готовый материал сети интернет, но и сама разрабатываю занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, таких как: «Родной мой край», «Мое село», «Природа Мордовии», «Животный мир национального парка «Смольный».

Используя ресурсы интернета, принтер, сканер я могу создавать и использовать такую современную технологию, как  «лэпбук». Это не только интересное методическое пособие и интерактивная книга, но и средство обучения! Лэпбук  помогает лучше понять и запомнить материал по определенной теме. Это отличный способ повторения пройденного материала, дошкольник учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику. Таким образом, дети в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.  В лэпбуке  собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о природе. Здесь же находятся разрезные  картинки соответствующей тематики, дидактические настольно-печатные игры, пазлы, раскраски, кроссворды и ребусы. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой темы. Я подготовила лэпбуки по такой тематике: «Времена года», «Животные наших лесов», «Экология для дошколят». В любое удобное время я просто открываю лэпбук, и дети с интересом повторяют пройденное.

Ресурсы интернета помогают мне в подготовке проектов по экологическому воспитанию. Со своими воспитанниками я реализовала такие проекты как: «Зимующие птицы», целью которого было расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни.    В ходе проведения проекта «Зимушка – зима»  у дошкольников расширились представления  о зимних природных явлениях. Данный проект позволил развить исследовательский и познавательный  интерес в ходе экспериментирования со снегом.

В настоящее время дети моей группы стали участниками Российского природоохранного социально-образовательного проекта  «Эколята – Дошколята», направленного на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия. В детском саду была проведена акция посвящения детей в «Эколята» В торжественной обстановке моим воспитанникам были вручены Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный значок. В рамках реализации этого проекта мы стали участниками всероссийского конкурса «Снежный городок Эколят».

Использование ИКТ позволило мне сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. И пытливый ум моих воспитанников, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Дети стали активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия, проявляют живой интерес, заинтересованы и активны, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя работу с родителями.

Выпускаю для родителей своих воспитанников консультации-листовки, буклеты, папки – передвижки, разработанные в программах Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. В консультациях-листовках лаконично описываю правила поведения в природе, призываю к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д. Регулярно выпускаю тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, такие как «Прогулка с ребёнком», «Воздух в вашей квартире», «Азбука поведения в природе», т.д., которые направлены на повышение экологического сознания взрослых и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.

В помощь родителям оформляется информационный стенд экологического содержания, где помещаются статьи, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Родители с вниманием и интересом относятся к информации о прохождении в нашем учреждении экологических акций, рекомендациям по здоровому образу жизни. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет нам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

Результативность опыта.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования ИКТ  в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию. Для того, чтобы увидеть результаты работы, я провожу диагностику развития детей в начале и в конце учебного года. Сверяя полученные результаты,  могу с уверенностью сказать, что экологическое воспитание с использованием ИКТ способствует развитию детей по всем направлениям образовательных областей.

Предъявление информации на экране компьютера, телевизора в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

По результатам моих наблюдений дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявляют большой интерес к участию в совместной деятельности. У детей вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изученный материал ребята успешно используют в повседневной жизни.

У детей повышается познавательный интерес к окружающему миру. Дети стали более внимательными к живой природе (с удовольствием сажают овощи и цветы, поливают, наблюдают за ростом растений, ждут появления первых росточков и плодов) задают многочисленные детские вопросы: «Как из гусеницы появляется бабочка? А почему картошка растет в земле, а помидор на  кустике? А как помочь птенчику, выпавшему из гнезда? Чем можно очистить воздух? и т.д.». Развивается любознательность, познавательная мотивация, развивается воображение, творческая активность.

Дети вместе с родителями начинают интересоваться экологическими проблемами на земле, расширять свои представления об окружающем мире, вследствие чего у них формируется целостная картина мира, понятие о взаимосвязи живой и неживой природы,  процессе взаимного влияния природы и человека.

Работая в этом направлении, на протяжении нескольких лет я наработала достаточно большой материал. Своими наработками по данной проблеме я делюсь на педсоветах, «круглых столах» с коллегами. Кроме того регулярно делюсь своим опытом в педагогических сообществах на различных сайтах.

В группе  оформлен экологический уголок для детей, в котором имеются лэпбуки, дидактические игры, различный дидактический материал, собранный и подготовленный  с использованием компьютерных технологий.

В декабре 2021 года мною было проведено  открытое занятие на экологическую тему «Путешествие в лес» с использованием ИКТ. Дети на протяжении всего занятия с удовольствием выполняли все задания, с интересом знакомились с новой информацией.

Со своими дошколятами я тесно сотрудничаю с  Ичалковской районной детской библиотекой  им. И.П. Кривошеева. Дети были участниками медиа- проекта «Читаем на природе», стихотворного онлайн-попурри «Поэтом можешь ты не быть …».

Мои воспитанники являются постоянными участниками и в онлайн-конкурсах, которые организует ФГБУ «Заповедная Мордовия»; например, в прошлом году прошел конкурс экологических листовок «Чистый лес».

Исходя из всего выше сказанного,  можно сделать следующие выводы:

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, открывает  новые возможности дошкольного образования. Появляется возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто-то спросит меня: «Нужно ли использовать ИКТ в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да. Это просто необходимо!»

Список литературы.

Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе : учебное пособие / Т.В. Аристовский, И.Д. Зверева, З.П. Плохий.

– М.: Наука, 2013. – 634 с.

Белавина, И. Г. Планета – наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников: методическое пособие / И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

Вавинская, С. А. Применение компьютерно-игровых технологий в дошкольном образовании : / С. А. Вавинская. – М.: Просвещение, 2005. – 182 с.

Виноградова  Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: концепции и методические подходы: учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1996. – 120 с.

Газина, О. Е. Играя, изучаем природу: учебное пособие / О. Е. Газина. – М.: ВЛАДОС, – 2011 – 307 с.

Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.: учеб. пособие / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск: Академия, 2008 – 326 с.

Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании: учеб. пособие / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 328 с.

Ерофеева Т. И. Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности: / Т. И. Ерофеева, С. И. Мусиенко. – М.: Изд-во МГУП, 2009. – 121 с.

Иванова, Л. А. Медиакомпетентность педагога дошкольного образовательного учреждения: учеб. пособие / Л. А. Иванова. – М.: Детский сад от А до Я, 2009. – 143 с.

Кавтаридзе, Д. Н. Экологическое образование в дошкольном возрасте: монография / Д. Н. Кавтаридзе. – М.: Академия, 2012. – 208 с.

Коган, Н. С. Эта книга без затей про компьютер для детей: / Н. С. Коган, В. В. Леонас. – М.: Педагогика, 1999 – 116 с.

Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: учеб. пособие / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 113 с.

Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание: методическое пособие / С.В. Комов, В.Д. Сыч. – М.: Педагогика, 2007. – 255 с.

Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие / Л. М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.

Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания: / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.

Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей : учеб. пособие / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013. – 349 с.

Новые информационные технологии в дошкольном образовании:

/ 2-е изд. Под ред. Ю. М. Горвица. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 116 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педвузов / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 101 с.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // М.: Российская газета, – Федеральный выпуск – 2013. - № 624.

Пономарева, И.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: учебное пособие / И.Н. Пономарева. – М.: Творческий центр, 2014. – 513 с.

Прудских, Э. В. Формирование экологической культуры дошкольников через информационно коммуникационные технологии: / Э. В. Прудских, Н. М. Дурнева, Г. В. Зуйкова. – Чита: Молодой учёный, 2016. – С. 53-56.

Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования: учеб. пособие / И. В. Роберт. – М.: Пресс, 2004. – 204 с.

Рыжова, Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ: / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40-53.

Саморукова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: методическое пособие / С.А. Саморукова. – М., 2008. – 56 с.

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 27 августа 2015 года.

Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: / Т. А Серебрякова - Н.Новгород, НГПУ, 2015. – 136 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.

Приложения.

Конспект непосредственного образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в лес»                                                                                                                                   Фото лэпбуков «Времена года», «Экология для дошколят».                                     Консультации.                                                                                                                                                                         Презентации «Нужная и важная вода»,  «Насекомые», «Как животные готовятся к зиме» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

ПОРТФОЛИО ЮЩИНОЙ ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ ТЕМНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

ПортфолиоЮщиной Людмилы Александровны,воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

2018 г. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "ТЕРЕМОК" РЯБОВОЙ О,А,

Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое воспитание детей дошкольного воз...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовныпо теме «Формирование основ противопожарной безопасности у...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Рябовой Татьяны Александровны 2023 год

Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Ичалковского муниципального районаРябовой Татьяны Александровны ВведениеТема опыта: ...