Сценарий образовательной ситуации «Украсим Сани Деда Мороза».
план-конспект занятия (старшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная
деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на
ознакомление детей с новым элементом Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан.

В образовательной ситуации используется ИКТ, что  усиливает эмоциональное восприятие темы по Великоустюгской росписи.

На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: украсить сани Деда Мороза

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации «Украсим Сани Деда Мороза».

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет).

Тема: «Украсим Сани Деда Мороза».

Образовательная цель: развитие художественных способностей и творческой активности детей в процессе изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей умение узнавать элементы Великоустюгской росписи, их цветовое решение.

2. Познакомить детей с новым элементом Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан, учить его рисовать.

Развивающие:

1. Развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения.

2. Способствовать развитию связной речи, умению строить простейшие выводы.

3. Развивать эмоциональный интеллект, умение работать в команде, в паре.

4. Содействовать развитию интереса к изобразительной деятельности, художественного вкуса, цветовосприятия, творчества.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы.

2. Содействовать воспитанию у детей гордости, любви к народному декоративно-прикладному искусству родного края.

Предварительная работа: дидактическая игра «Цветовая палитра»; НОД по изобразительной деятельности «Великоустюгские узоры»; беседа «Какая она Великоустюгская роспись?»; рассматривание изделий, украшенных Великоустюгской росписью.

Дидактические материалы: карточки с заданием (соедини цифры по порядку); простые карандаши (по количеству детей); 3 силуэта одинаковых саней; силуэты: тройка лошадей, ослов, оленей; цветные резинки и стойки для деления на подгруппы; заламинированные листы с заданием «Цветовая палитра» и «Элементы росписи»; макет саней.

Оборудование: 2 ноутбука; магнитная доска; наушники; презентация - электронный журнал «Великоустюгская роспись»; «Палитра успеха» (для рефлексии); адвент – календарь «Пчелиный улей»; гуашь (красный, черный, желтый, синий, зеленый); стаканчики для воды; кисточки по количеству детей.

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная
деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на
ознакомление детей с новым элементом Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан.

В образовательной ситуации используется ИКТ, что  усиливает эмоциональное восприятие темы по Великоустюгской росписи.

На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: украсить сани Деда Мороза.

 

Ход образовательной ситуации:

Организационный момент

Дидактическая задача: создать условия для снятия телесных зажимов.

- Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Давайте друг другу и нашим гостям подарим улыбки. И пусть у всех будет хорошее настроение.

Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!

  1. Введение в игровую ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, а что такое праздник?

- А кто для Вас устраивает праздники?

- Какой праздник у Вас самый любимый?

- Ребята, какой недавно праздник праздновал наш любимый Дедушка Мороз? (День Рождения)

- Да, ребята, в его день рождения земля уже покрывается белым снегом, замерзают реки, на окнах появляются морозные узоры.

- Ребята, давайте приблизим еще один день к зиме, выполнив  задание адвент - календаря.

Зачитываю задание: «Соедините цифры по порядку, тогда вы узнаете 1 из средств передвижения Деда Мороза».

- Хотите выполнить задание?

- Какое средство передвижения у вас получилось?

- Давайте подумаем, пофантазируем, как должны выглядеть современные сани Дедушки Мороза.

- Чтобы сани смогли привлечь взгляд прохожих, какими они должны быть?

- Так как Дед Мороз возит на них много подарков, значит, какими они должны быть?

- А чтобы много подарков вмещалось?

- У Дедушки Мороза все виды транспорта под рукой, но по старой традиции он предпочитает передвигаться на тройке великолепных белых лошадей, запряженных в сани.

- Ребята, а вот и сами сани!

- А что можно придумать, создать, чтобы мы с вами и другие жители нашего города смогли узнать сани нашего Дедушки Мороза?

- Ребята, а вы  занимались украшением саней?

- А вы хотите украсить сани Деда Мороза? Сможете?

  1. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о Великоустюгской росписи (знание истории происхождения росписи; узнавание элементов росписи, их цветового решения)

- А как вы думаете, какой росписью мы можем их украсить, чтоб все могли узнать, что эти сани из Великого Устюга?

- Вы уже знакомы с этой росписью. А как сделать, чтобы наши знания не забылись, не потерялись?

- А вы хотите создать электронный журнал «Великоустюгская роспись» и разместить в нем всю информацию о Великоустюгской росписи?

- Для этого я вам предлагаю пройти в компьютерный зал, а за каким столом будете работать, вам подскажут резинки на руках. А (имя ребенка) предлагаю занять отдельный компьютерный стол. Проходите.

Дети делятся на подгруппы по цвету резинок на руках, дифференциация по уровню сложности.

- Сейчас (имя ребенка) послушает внимательно в наушниках  аудиозапись. И расскажет другим, как появилась Великоустюгская роспись.

- А пока я (имя ребенка) включаю оборудование, вы выберите капитана в своей группе, который ваши знания будет фиксировать на планшете.

Задание группе «Цветовая палитра».  Кто у вас капитан, который будет фиксировать знания на планшете? Вам нужно выбрать цвета, которые используются при рисовании элементов Великоустюгской росписи.

Задание группе «Элементы росписи». Кто у вас капитан, который будет фиксировать знания на планшете? Вы должны выбрать и назвать элементы только Великоустюгской росписи.

- Внимание! Я жду вас на общее совещание! Проходите. Теперь давайте заполним наш электронный журнал!

- Ну а сейчас нам (имя ребенка) напомнит, как появилась Великоустюгская роспись.

- Молодец, Соня, твой пересказ получился полным и интересным.

- Ребята, много лет прошло с той поры, а Великоустюгская роспись до сих пор знаменита.

- Группа «Цветовая палитра», напомните, пожалуйста, нам, какие цвета используются в Великоустюгской росписи?

- Молодцы! Справились с заданием.

- Вот и ваш ответ занесу в электронный журнал.

- Группа «Элементы росписи», вы вспомнили элементы Великоустюгской росписи? Капитан, расскажите нам!

- Вот и ваш ответ занесу в электронный журнал.

  1. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

- А вот этот элемент цветок – тюльпан можно отнести к Великоустюгской росписи?

Показываю изображение элемента цветка-тюльпана.

- Почему вы так решили?         

- Хотите нарисовать такой цветок – тюльпан, который тоже можно использовать при украшении саней Деда Мороза?

- А вы знаете последовательность рисования цветка-тюльпана?

- Смогли вы назвать последовательность рисования цветка-тюльпана?

- Почему не смогли?

- Значит, что нам надо узнать?

- Мы не знаем, но как можем узнать?

  1. Открытие нового знания (умения, способа действия)

Дидактические задачи:

  • формировать представление детей о новом элементе Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан, учить его рисовать;
  • формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, опыт эмоционального переживания радости открытия.

Показ рисования элемента – цветок – тюльпан с объяснением.

- Посмотрите, он состоит из лепестков разного цвета: красных, желтых,  зеленых и черной оживки.

- Сначала рисую центральный лепесток цветка широкой кистью, делаю мазок. Обычно он рисуется желтой краской. Затем рисую боковые лепестки цветка. Они выполняются попеременно справа и слева от центрального лепестка краской тоже желтого цвета. При этом между листьями следует оставлять немного места для размещения лепестков других цветов – зеленого и красного. Вот я и рисую в промежутках между желтыми лепестками, лепестки красного и зеленого цвета. Они располагаются попеременно с каждой стороны, не обязательно симметрично. Справа я захотела нарисовать красный лепесток, а слева зеленый, и наоборот – справа зеленый, а слева красный.

- Когда цветок нарисован, его нужно «оживить». Какой краской Великоустюгские мастера делают оживку?

- Ее нам поможет сделать самая маленькая кисть. Она настолько тонкая, что линия получается еле заметная, как у настоящих мастеров.

- А вот еще варианты цветов, где лепестки расположены по – другому.

Выставляю другие образцы, которые отличаются цветом лепестков.

- Вы хотите нарисовать свой цветок - тюльпан?

- Но сначала давайте немножко отдохнем!

Физкультминутка «Чудные цветки».

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

  • Закрепить знания о новом элементе Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан, умение его рисовать;
  • Содействовать развитию интереса к изобразительной деятельности, художественного вкуса, цветовосприятия, творчества.

- А сейчас я вас приглашаю в художественную мастерскую, чтобы придумать свой Великоустюгский узор для украшения саней.

- Вспомните последовательность рисования лепестков цветка – тюльпана. Подумайте, как будете чередовать краски при рисовании лепестков. Не забудьте сделать оживку.

Продуктивная деятельность (дети рисуют цветок – тюльпан, а затем украшают сани)

  1. Осмысление

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Ребята, что мы сегодня делали?

- Вам удалось украсить сани Деда Мороза?

- Почему удалось? Что мы узнали?

- Если бы мне не узнали последовательность рисования цветка-тюльпана, то не смогли бы украсить сани этим элементом.

- Ребята, а теперь я предлагаю оценить свое творчество на «Палитре успеха». Кто считает, что ему легко было нарисовать цветок, тот выберет капельку зеленого цвета, кто испытывал трудности при рисовании цветка выберет желтую капелью, а кому было трудно –красную.

- Вы отлично потрудились! Цветки – тюльпаны получились у вас такими разными и красочными.

- Вот вы познакомились с еще одним элементом росписи, который тоже занесем в электронный журнал.

- Как вы думаете, кому будет интересно узнать об идее украшения саней нашего Деда Мороза?

- Да я свами согласна, что эта идея будет интересна многим людям.

- А вы хотите создать видео - рекламу нашей идеи украшения саней Деда Мороза?

- Хорошо,  я Вам помогу!

- А нашу рекламу мы отправим Деду Морозу на электронную почту.

- Ребята, вы сегодня были такими активными, внимательными. Проявили свое творчество и фантазию!

Комментарии к сценарию (использованная литература):

1.  «Мастера Русского Севера. Вологодская земля», Планета, М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок "Сани Деда Мороза"

Работа была выполнена Дариной к выставке, посвященной Новому году.Данный рисунок ребёнок выполнял вместе с воспитателем....

Образовательная ситуация "Украсим Ёлочку!"

Фрагмент образовательной ситуации «Украсим Ёлочку!»....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Рисование в группе раннего возраста на тему: «Подарок Деду Морозу. Украсим мешок Деда Мороза снежинками»

Рисование в ясельной группе на тему: «Подарок Деду Морозу. Украсим мешок Деда Мороза снежинками» Цель занятия: формировать интерес к аппликации, учить детей созда...

Сценарий Новогоднего утренника с дистанционным Дедом Морозом "Дед Мороз в отпуске"

Актуальная тема на сегоднешний день, с дистанционным Дедом Морозом. Сценарий рассчитан для детей старшей группы. В Роли разбойников, снежинок и снегурочки учавствуют дети. Ведущий и баба Яга воспитате...

Конспект театрального представления "Летучие сани Деда Мороза"

Данный конспект является основой для проведения новогоднего представления с детьми старшего дошкольного возрвста как в составе группы, так и во время работы театрального кружка дополнительного образов...