Статья Формирование экологической культуры старших дошкольников.
статья (старшая группа)

Коноплина Светлана Игоревна

 В данной статье описываются проблемы воспитания экологической культуры старших дошкольников. Описывается личный опыт использования разных способов и методов повышения экологической культуры старших дошкольников.

         Статья будет полезна воспитателям, молодым педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Формирование экологической культуры старших дошкольников.

В данной статье описываются проблемы воспитания экологической культуры старших дошкольников. Описывается личный опыт использования разных способов и методов повышения экологической культуры старших дошкольников.

         Статья будет полезна воспитателям, молодым педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

В современном мире актуальной проблемой стоит взаимодействие человека с окружающей его природой. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, атмосферы и почвы привело к усугублению экологических проблем планеты.

В современных условиях экологической обстановки наиболее остро встает вопрос о повышении уровня качества экологического образования.

Что же понимается под экологическим образованием? И.Д. Зверев рассматривает экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды…”.[1]

Экологическое образование осуществляется в комплексе с экологическим воспитанием. Именно недостаточное внимание экологическому воспитанию привело к потребительскому отношению к окружающей нас природе. Процесс формирования экологического сознания должен охватывать все возрастные группы.

Важную роль в экологическом воспитании занимает период дошкольного детства, в этот период закладываются основы мировоззрения человека и формируется его отношение к окружающему миру. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании. [3]

Цель экологического воспитания у дошкольников: формирование у воспитанников чувства бережного отношения к живой природе и окружающей его среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России.

Задачи направления на формирование экологического воспитания:

  • формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов;
  • формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
  • приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

С термином «экологическое воспитание» широко применяется термин «экологическая культура». С.Н. Николаева под экологической культурой понимает становление у детей осознанного и правильного отношения к объектам природы, составляющих их непосредственное окружение. Осознанно правильное отношение автором определяется как совокупность знания и активных проявлений ребенка. [2]

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. Старший дошкольный возраст – это самоценный этап в процессе формирования основ экологической культуры. В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы экологической культуры ребёнка: интерес к природе, определённым видам деятельности, более осознанные оценки поведения людей в природе, формируется также и способность к мотивационной оценке поведения людей в природе.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в виды деятельности, которые предполагают взаимодействие с природой.

При формировании экологической культуры дошкольников в нашем детском саду используется большое разнообразие форм и методов экологического воспитания. На территории детского сада обустроена метеостанция, которая способствует поддержанию интереса детей к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию. Она способствует проведению практических работ, наблюдений за погодой, сезонными явлениями. Дает возможность познакомить детей с метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Дети могут теперь сами определять погоду с помощью специального оборудования. Систематические наблюдения дают возможность сформировать представления у детей о микроклимате территории детского сада, сезонных явлениях, климатических особенностях нашего города. Таким образом, благодаря метеостанции у детей формируются такие качества как уважительное отношение к природе, увлечение познанием природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире.

Так же на территории детского сада обустроен небольшой огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами. Наличие огорода способствует осуществлению прямого контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.

Важное место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на окне. Дети сажают семена овощей и зелень. Выращивают рассаду, ухаживают за ней. Знакомятся с различными видами огородных культур, с их историей происхождения, со всеми этапами их роста и созревания.

Рассказывая детям о выращивании овощей и злаков, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд человека, чтобы они бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Из-за малого жизненного опыта у детей нет представлений о жизни растений способах их выращивания и ухода за ними. Важно наблюдать с детьми за разнообразными трудовыми действия взрослых, а также и вовлечь детей в совместную деятельность по уходу за растениями. В нашем детском саду дети могут весной поучаствовать в высадке кустарников, деревьев. Дети и их родители активно учувствуют в акции «Подари цветок земле», где дети сами высаживают свой цветок в палисадник на территории детского сада и в дальнейшем ухаживают за ним. Высаживают выращенную на подоконнике рассаду в огород, а также, ухаживают, наблюдают за ней и с нетерпением ждут результатов своего труда. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь.

Большое значение в воспитании экологической культуры у старших дошкольников занимает предметно пространственная среда в группе. В нашей группе создан уголок природы. Он позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Главное преимущество уголка –это его доступность. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников.

Так как у детей в дошкольном возрасте преобладает игра как основной вид деятельности. Воспитание экологической культуры старших дошкольников в нашей группе проводится с использованием заданий в игровой форме. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические интересы и потребности. Используя метод наблюдения, воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения. Для этого мы в своей работе используем теории развития критического мышления. Использование приемов теории развития критического мышления в дидактических играх и пособиях по экологическому образованию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах решения некоторых экологических проблем, а также помогает повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Немаловажное значение и в патриотическом воспитании отводится  воспитанию экологической культуры дошкольников. В нашем детском саду начиная со старшего дошкольного возраста используется проектная деятельность «Эколята-дошколята» юные защитники природы. В ходе проектной деятельности дети торжественно посвящаются в «Эколят-дошколят» юных защитников природы, зачитывается клятва, в которой они обещают оберегать и защищать природу и всё живое, после чего вручается Свидетельство «Эколёнка образовательной организации» и повязывается галстук. Воспитанник, ступив в ряды «Эколят-дошколят» будет понимать, что он вступил в общество людей, которые оберегают и заботятся о природе и живых существах. На протяжении всей деятельности дети учатся любить природу, ухаживать за ней, а также ищут пути рационального использования ресурсов нашей планеты и путей её сбережения.

Дети участвуют и в волонтерской деятельности: «Крышечки доброты»- проект направлен на сохранение, очищение нашей планеты и помощи детям- сиротам; «Сбор макулатуры» который способствует рациональному использованию ресурсов нашей земли, а также помощи приюту «Ковчег» кризисной передержки бездомных животных; «Сдай батарейку- спаси Ёжика» направленную на сохранение и очищения нашей планеты. Участвуя в волонтерской деятельности, дети начинают понимать важность сортировки отходов для сохранения, очищения планеты, а также и помощи животным.

Таким образом используя в своей работе разные методы и формы экологического воспитания, мы способствуем повышению экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1.Зимненко В.А. Экологическое образование: новый аспект. // Проект «Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации». – URL: http://samson-corp.ru/Developments/MM23/mm23-02.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.11.19.

2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.

3. Ситак, Л. А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / Л. А. Ситак, М. А. Алабова. — Текст : непосредственный // УДК 37. — 2017. — № 1. — С. 276.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Проект по формированию экологической культуры старших дошкольников на тему "Мой город - чистый город"

Проект по формированию экологической культуры старших дошкольников...

Статья "Формирование валеологической культуры старших дошкольников с помощью перфокарт""

В статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей.  О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства отве...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые н...