Взаимодействие детского сада с семьей
консультация

Панахова Махбуба Амирмирза кызы

                          Консультация для  воспитателей.

Передача родителям способов игры с детьми: ключевые ситуации.

 

Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Возникает вопрос: для чего же играют люди – дети и взрослые? Ответ: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Целесообразность игры  вовсе не исключает её полезного результата.  Первая функция игры – развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость; другие – ум; третьи – ряд взаимосвязанных качеств.  Тем не менее, в каждой игре надо проявить интеллект, но в одних играх  он будет второстепенным фактором, в других – главным условием успеха.  Вторая функция – это когда игра предстает как иная реальность. Ребенка она привлекает  возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим  потенциалом. Ребенок «открывает»  страхи, переживает эмоции, ведет себя агрессивно. В игре опасные или слишком трудоёмкие действия обычно замещаются действиями по правилам, что делает их безопаснее. В игре не  ребенок, а куклы злые волшебники, ведьмы ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребенок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями.

Игровая деятельность – культурная форма активности ребенка. Культурная игровая среда включает в себя две составляющие: 1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети; 2) предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру. Чтобы игра развивала ребенка, усложнялась с возрастом, необходимы обе составляющие. В современной семье бытует представление, что достаточно снабдить ребенка игровым материалом, и с игрой будет все в порядке. Но это не так.

Традиционно игровая культура  передавалась маленькому ребенку через его включение в разновозрастную группу, где старшие дети были носителями игры, а младшие постепенно перенимали их игровой опыт. В современных условиях, когда в семье, как правило, один ребенок, а дворовые группы исчезли, этот путь приобщения к игровой культуре закрыт. Носителем игровой культуры для дошкольников должен стать воспитатель. Желательно, чтобы и родители взяли  на себя эту функцию, время от времени играя с ребенком дома, не оставляя его один на один с игрушками. Вопрос заключается в том, какие игрушки выбрать для ключевых ситуаций, чтобы они были более информативными для родителей.

В дошкольном возрасте игровая деятельность представлена двумя видами – сюжетной игрой и игрой с правилами. Игра с правилами с определенными материалами и менее нуждается в пояснениях, нежели сюжетная, которая давно позабыта в далеком детстве. В подборке ключевых ситуаций лучше воспользоваться сюжетной игрой. Сюжетная игра дошкольника включает три этапа: 1) освоение азов игры в 1,5 – 3 года; 2) освоение ролевого  действия и взаимодействия в 3- 5 лет; 3) освоение сюжета сложения  в 5- 7 лет. Все  способы  построения  сюжетной игры  необходимо своевременно открыть не только детям, но и их родителям, показать как выстраивается целостная воображаемая ситуация и развертывается процесс игры на каждом возрастном этапе. Игру можно проводить в свободное от занятий вечернее  время перед  уходом детей в присутствии 1-2 родителей.

К трем годам ребенок чувствует себя «большим» существом, как и окружающие его люди. Он примеряет самые разнообразные роли: начинает сравнивать себя с ними, проявляет любознательность. Так ребенок учится развивать ролевую игру. В  старшем возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявлять инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Участие взрослого уместно в роли подсказчика. Он может предложить тот или иной сюжет, ту или иную ситуацию и никаких наставлений. Свободная  ролевая игра к концу дошкольного возраста все больше и больше регламентируется: дети уделяют внимание тому,  насколько правильно их партнер  разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Стремясь правильно исполнить роль, ребенок учится подчиняться образцу, что играет большую роль в  последующих стремлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx148.95 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для  воспитателей.

Передача родителям способов игры с детьми: ключевые ситуации.

D:\Users\я\Downloads\tot2.jpg

Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Возникает вопрос: для чего же играют люди – дети и взрослые? Ответ: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Целесообразность игры  вовсе не исключает её полезного результата.  Первая функция игры – развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость; другие – ум; третьи – ряд взаимосвязанных качеств.  Тем не менее, в каждой игре надо проявить интеллект, но в одних играх  он будет второстепенным фактором, в других – главным условием успеха.  Вторая функция – это когда игра предстает как иная реальность. Ребенка она привлекает  возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим  потенциалом. Ребенок «открывает»  страхи, переживает эмоции, ведет себя агрессивно. В игре опасные или слишком трудоёмкие действия обычно замещаются действиями по правилам, что делает их безопаснее. В игре не  ребенок, а куклы злые волшебники, ведьмы ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребенок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями.

Игровая деятельность – культурная форма активности ребенка. Культурная игровая среда включает в себя две составляющие: 1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети; 2) предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру. Чтобы игра развивала ребенка, усложнялась с возрастом, необходимы обе составляющие. В современной семье бытует представление, что достаточно снабдить ребенка игровым материалом, и с игрой будет все в порядке. Но это не так.

Традиционно игровая культура  передавалась маленькому ребенку через его включение в разновозрастную группу, где старшие дети были носителями игры, а младшие постепенно перенимали их игровой опыт. В современных условиях, когда в семье, как правило, один ребенок, а дворовые группы исчезли, этот путь приобщения к игровой культуре закрыт. Носителем игровой культуры для дошкольников должен стать воспитатель. Желательно, чтобы и родители взяли  на себя эту функцию, время от времени играя с ребенком дома, не оставляя его один на один с игрушками. Вопрос заключается в том, какие игрушки выбрать для ключевых ситуаций, чтобы они были более информативными для родителей.

В дошкольном возрасте игровая деятельность представлена двумя видами – сюжетной игрой и игрой с правилами. Игра с правилами с определенными материалами и менее нуждается в пояснениях, нежели сюжетная, которая давно позабыта в далеком детстве. В подборке ключевых ситуаций лучше воспользоваться сюжетной игрой. Сюжетная игра дошкольника включает три этапа: 1) освоение азов игры в 1,5 – 3 года; 2) освоение ролевого  действия и взаимодействия в 3- 5 лет; 3) освоение сюжета сложения  в 5- 7 лет. Все  способы  построения  сюжетной игры  необходимо своевременно открыть не только детям, но и их родителям, показать как выстраивается целостная воображаемая ситуация и развертывается процесс игры на каждом возрастном этапе. Игру можно проводить в свободное от занятий вечернее  время перед  уходом детей в присутствии 1-2 родителей.

К трем годам ребенок чувствует себя «большим» существом, как и окружающие его люди. Он примеряет самые разнообразные роли: начинает сравнивать себя с ними, проявляет любознательность. Так ребенок учится развивать ролевую игру. В  старшем возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявлять инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Участие взрослого уместно в роли подсказчика. Он может предложить тот или иной сюжет, ту или иную ситуацию и никаких наставлений. Свободная  ролевая игра к концу дошкольного возраста все больше и больше регламентируется: дети уделяют внимание тому,  насколько правильно их партнер  разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Стремясь правильно исполнить роль, ребенок учится подчиняться образцу, что играет большую роль в  последующих стремлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...