Совместный проект воспитателя группы и физкультурного руководителя "Русские-народные игры"
учебно-методический материал (средняя группа)
Материал для работы с детьми в средней руппы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie-narodnye_igry.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Проект
по физическому развитию
«Русские народные подвижные игры»
для детей средней группы «Рыбка».
Подготовили:
Воспитатели группы
Муханова Т.С.
Семёнова Д.М.
Физкультурный руководитель
Смирнова Е.Е.
Проект по физической культуре
«Русские народные подвижные игры»
Паспорт проекта
Срок проекта:
2 недели
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговороки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Во время игры дети обратили внимание, что настроение иногда меняется: бывает очень весело или наоборот грустно до слез. Поэтому мы решили вместе во всем разобраться - что такое игра? Как достичь своей цели в игре? Как помочь товарищу, оказавшемуся в трудной ситуации?
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.
Тип проекта:
Информационный, игровой.
Цель: Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством русских народных подвижных игр.
Задачи:
- Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
- Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
- Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Ожидаемый результат:
- Развитие диалогической и монологической речи детей.
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
- Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр,
- Обучить детей игровой деятельности ориентироваться на систему требований (правил) и умению оценивать правильность выполнения своих действий
- Учиться получать и передавать полученные знания и информацию, расширять свой кругозор, разные видя памяти
- Осваивать командные взаимодействия во время игры.
Этапы осуществления проекта:
I. Организационный.
- подбор методической литературы;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий;
- подбор музыки.
II.Реализация проекта:
Коммуникация.
1. Заучивание считалок, скороговорок.
Художественная литература.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
2. Заучивание считалок, скороговорок.
Здоровье.
1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.
Безопасность.
1. Объяснение техники безопасности.
Физическая культура.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.
Социализация.
1. Совместная игра.
2. Ознакомление с атрибутами игр.
Познание.
1. Объяснение правил игры.
Музыка.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
III. Заключительный
- проведение досуга.
Народные считалки
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
***
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
***
Я играю с вами в прятки,
Я считаю до пяти.
На кого я попадаю,
Выходи, давай води.
***
Аты-баты — шли солдаты
Аты-баты — на базар,
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар,
Аты-баты — сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — кто выходит?
Аты-баты — это я.
***
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз - два - три,
Королевой будешь ты!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.
Игровая орнаменталика — обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.
Считалка — это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе.
Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».
Проходите, господа, открываем ворота,
Первая мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас
Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.
Небылицы-перевертыши — это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.
Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей.
В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Используемая литература
- М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
- Картотека русских народных подвижных игр.
Перспективный план
Месяц | Название игры | Цель игры | Описание игры |
Сентябрь | Ознакомительный месяц. | Познакомить с историей Русских народных игр. |
|
Октябрь | «Мы весёлые ребята» | Развитие ловкости и координации движения, выполнять движения по сигналу. | Количество играющих (все дети). Место - зал, площадка. Перед игрой, чертят две параллельные линии -"дома". В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из "домов". По сигналу воспитателя дети говорят: Мы весёлые ребята, Любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать! Раз, два, три. Лови! После слова "лови" играющие бегут в противоположный "дом". Водящий пытается догнать их, и коснуться их рукой. Дети, до которых дотронулся водящий отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят. |
Ноябрь | «У медведя во бору» | Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить). | Материал: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя. Ход игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой. |
Декабрь | «Мороз – Красный нос» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. | На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: Я Мороз-Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места. |
Январь | «Игровая» | Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления | Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: У дядюшки Трифона. Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону. |
Февраль | «Золотые ворота» | Развивает ловкость, быстроту участников. | Два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают: Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами». |
Март | «Матушка» | Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг. | Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят: Идёт матушка-весна, Отворяйте ворота. Первый март пришел, Всех детей провел; А за ним и апрель. Отворил окно и дверь; А уж как пришел май - Сколько хочешь гуляй! Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг. Правила: Не размыкать цепочку. |
Апрель | «Ручеек» | Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. | Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. |
Май | «Стрекоза» | Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение действовать по сигналу. | Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения назначенного места, считается победителем, Правила: начинать игру только после слов «Начали!» Споткнувшегося по дороге, исключают из числа играющих. Художественное слово: Попрыгунья Стрекоза. Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по реке Ахтубе". Совместный проект воспитателя и детей старшей группы.
Проект направлен на обогащение знаний детей о родном городе, о значении рек , воды в жизни человека, животного и растительного мира....
Совместные проекты воспитатель, родители, дети
В воспитании и развитии ребенка большая роль отводится игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста. В настоящее время игра вытесняется образовательной деятельно...
Совместный проект воспитателя с детьми "Мои валенки"
Это совместный проект воспитателя и детей подготовительной группы. Его название: "Валенки, валенки -красивые да ладненькик!" В материале указана проблема, цель и задачи проекта, механизм реализации и ...
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями Безопасность жизнедеятельности Тема: «Островок Безопасности»
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителямиБезопасность жизнедеятельностиТема: «Островок Безопасности»...
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями Рукотворный мир Тема: «Знакомство детей с искусством»
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителямиРукотворный мирТема: «Знакомство детей с искусством»...
Совместный проект воспитатель + родители «Наш спортивный уголок».
Целью нашего ДОУ является создание благоприятных условий формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств. Мы способствуем ра...
Совместная деятельность воспитателя с детьми .Конспект сюжетно-ролевой игры «Поход в лес».
Конспект сюжетно-ролевой игры, направленной на закрепление знаний о профессии взрослых и воспитанию бережного отношения ко всему живому....