Совместный проект воспитателя с детьми "Мои валенки"
проект (подготовительная группа) по теме
Это совместный проект воспитателя и детей подготовительной группы. Его название: "Валенки, валенки -красивые да ладненькик!" В материале указана проблема, цель и задачи проекта, механизм реализации и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moi_valenki.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название: «Валенки, валенки – красивые да ладненькие!»
Авторы: Александрова Ирина
Проблема дети считают валенки не современной и не модной обувью.
Цель
Создать условия для удивления практичностью, пользой для здоровья валенок, красотой современного валенка.
Задачи
- Выявить причины пренебрежительного отношения
- Познакомить с историей возникновения валенка
- Познакомить с современными способами изготовления валенок
- Показать приёмы валяния шерсти на практике
Основной замысел
Показать детям, что наши предки создавали очень практичные вещи.
Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, родители.
Механизм реализации
Беседы, опыты, мастер-класс.
Этапы реализации с содержанием деятельности
Этапы проекта:
- Информационный этап проекта:
- Сбор информации о валенках: история возникновения, польза для здоровья, способы производства, интересные факты о валенках.
- Создание с родителями презентации «История русского валенка».
- Составление родителями совместно с детьми картотеки загадок, пословиц, частушек о русском валенке.
- Разработка содержания книжки-раскладушки «Всё о валенках!»
- Основной этап проекта:
- Беседы на темы «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки».
- Проведение опыта «Валенок – сапог, кто победит мороз?»
Детям предлагается один день погулять в валенках, другой в зимних сапогах. Сравнить свои ощущения.
- Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок.
- Занятие по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- Проведение мастер-класса по валянию из шерсти простейших вещей, чтобы дети поняли принцип изготовления валенок.
- Разучивание загадок, частушек с детьми о русском валенке.
- Украшение валенок тканевой аппликацией, бисером и т. д. (дети и родители)
III.Заключительный этап проекта:
Изготовление книжки-раскладушки «Всё о валенках»
Ожидаемый результат дети перестанут пренебрежительно относиться к к такому виду обуви, как валенки.
Критерии результативности
Активность детей в ходе проекта
Увеличится число детей , которые захотят носить зимой валенки.
Методы отслеживания результативности
Наблюдение, беседа.
Форма презентации и отчётности
Книжка-раскладушка «Всё о валенках»
Материальные ресурсы
Шерсть для валяния
Материалы для украшения валенок ( термоаппликации, бисер, тесьма и т.д.)
Возможные риски и способы их преодоления
Приложение к проекту
Пословицы, загадки, стихи и частушки про валенки
Загадки
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром – в школу,
Днём – домой.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают………..
Тёплые, удобные
Ноги согревают,
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой,
Утром – в садик,
Днём – домой!
Пословицы
С умного по шерстинке – дураку валенки.
Сани и валенки готовь с лета.
Прост, как сибирский валенок.
Кто раньше встал, тот и валенки одел.
Частушки
Сидя на завалинке
Подшивал дед валенки.
К нему бабка подошла
Дедка бросил все дела.
На окошке два цветочка
Голубой да аленький,
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки.
Я частушки пропою
Про пимы да валенки
Гармонист мне подыграет
Сидя у завалинки.
А мне милый подарил
Пимы – самокаты,
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.
Эх, кто к нам идет
Широко шагает,
Рыжи валенки одел,
Чего–то воображает.
Мы не знаем как у вас
А у нас на даче,
Ходит в валенках народ
И не как иначе!
Глазки я свои накрашу
Губки ярко подведу,
Новы валенки обую
На свидание пойду.
Огонек в глазах сверкает
Знать душою молода!
В валенках зимой гуляю
Не берут меня года.
Хорошо гармонь играет
Душу рвет на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.
Буду в валенках плясать
Это очень просто
Буду, девочки, гулять
Лет до девяносто.
Президент Медведев Дмитрий
Поступает очень хитро:
Летом туфли обувает -
Зимой в валенках шагает!
Стихи
С.Хохлова.
Своей дочке маленькой
Купила мама валенки.
По дорожке топ, топ, топ.
На дорожку попой - хлоп ,
Плачет горько Варенька –
Не нужны ей валенки…
Мама за руку берет,
Мама за руку ведет…
«Верю, больно, Варенька.
Не виноваты валенки.
Не виноваты валенки,
Просто, ножки маленьки.
Вот немножко подрастешь
И одна гулять пойдешь».
С. Соложенкина
Валенки сваляли
И Андрюшке дали.
Носи, носи, Андрюшенька,
Зимой и летом, душенька!
Носи, ножки не морозь
Хоть с галошами, хоть врозь.
Выйдет в поле в тулупе
Наш Андрюша на коне
Минус тридцать нипочем,
Коли валенки на нем.
Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду гулять.
Буду я с ребятами в них в снежки играть.
Крики раздаются и счастливый смех.
Радость и веселье охватили всех.
Вся в снегу одежда и валенки мои.
Хороши морозные, солнечные дни!
Н. Родивилина
Раз, два, три и мы обуты.
Это даже не сапожки!
Хватит нам и пол минуты –
Можно мчаться по дорожке.
Их зимою дружно носят -
Спрос приличный у народа
И продать на рынке просят.
Говорят – вернулась мода!
И у дедушки Мороза
Никогда не мёрзнут ноги -
Не страшны Зимы угрозы,
Заметает пусть дороги
Ничего в них не боимся,
Разве что проталинки.
От души зимой резвимся,
Ведь на ножках валенки!
В.Степанов
Новые подошвы
Подшивает валенки
Дедушка Макар.
Старенькие валенки -
И хозяин стар.
Как дорожка, тянется
За иголкой нить.
Эх, подошвы новые -
Долго не сносить!
Как наденет валенки
Дедушка седой -
В них пойдет по улице,
Словно молодой!
Текст песни «Валенки»
Валенки да валенки,
Ой, да не подшиты стареньки,
Нельзя валенки носить,
Не в чем к миленькой сходить.
Валенки, валенки,
Эх, не подшиты стареньки,
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Ой, ты, Коля, Коля, Николай,
Сиди дома не гуляй,
Не ходи на тот конец,
Ох, не носи девкам колец.
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Валенки, валенки.
Чем подарочки носить,
Лучше б валенки подшить.
Валенки, валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Суди, люди, суди, Бог,
Как же я любила,
По морозу босиком
К милому ходила.
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки,
Валенки да валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
История возникновения валенок.
Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.
А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.
Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и лёгкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги».Из войлока также делали мягкие подкладки под лошадиную упряж.
Первые валенки в виде цельного сапога появились в конце 18 века. Стоили валенки дорого их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в дом, хозяин ставил их на почётное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшенству и передавали в наследство. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.
О пользе валенок
Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.
· Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах
· Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.
· Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.
· Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.
· Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.
· Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.
· Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.
· Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
Как делают валенки
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.
Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.
Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.
Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.
На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.
Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.
Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.
Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.
Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.
Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.
Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.
Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.
Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.
Как ухаживать за валенками.
Не зависимо от цвета валенок, за ними необходимо периодически ухаживать. Валенки нельзя мыть, рекомендуется чистить их щеткой или протирать влажной тряпочкой. Если валенки промокли, их нельзя сушить на печке или батарее, они закаменеют и потеряют форму. Оптимальная температура для сушки валенок – комнатная. Так же желательно не использовать валенки во влажную погоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по реке Ахтубе". Совместный проект воспитателя и детей старшей группы.
Проект направлен на обогащение знаний детей о родном городе, о значении рек , воды в жизни человека, животного и растительного мира....
Совместные проекты воспитатель, родители, дети
В воспитании и развитии ребенка большая роль отводится игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста. В настоящее время игра вытесняется образовательной деятельно...
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями Безопасность жизнедеятельности Тема: «Островок Безопасности»
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителямиБезопасность жизнедеятельностиТема: «Островок Безопасности»...
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями Рукотворный мир Тема: «Знакомство детей с искусством»
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителямиРукотворный мирТема: «Знакомство детей с искусством»...
Совместный проект воспитатель + родители «Наш спортивный уголок».
Целью нашего ДОУ является создание благоприятных условий формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств. Мы способствуем ра...
Совместный проект воспитателя, детей и родителей «Где живет весна?»
Совместный проект воспитателя, детей и родителей «Где живет весна?»...
Совместный проект воспитатель+ родители " Чтоб весною птичек слушать-дай зимою им покушать!".
Ранний возраст – важный период в формировании человеческой личности, период, когда в воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша...