Проект "История возникновения новогодней игрушки" старшая группа
проект (старшая группа)
Новый год – любимый праздник всех дошкольников. Дети пишут письма Деду Морозу, украшают ёлки игрушками, ждут подарки под ёлкой, волшебные превращения. Но в ходе работ с родителями выяснилось, что многие не знают всю историю возникновения новогодней игрушки, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "История возникновения новогодней игрушки" | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г.Пушкино «СОШ №11»
Краткосрочный проект в старшей группе
«История возникновения новогодней игрушки»
Подготовила воспитатель:
Чичендаева Юлия Васильевна.
Краткосрочный проект в старшей группе
«История возникновения новогодней игрушки».
Продолжительность проекта: 2 недели.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 05.12.2022 по 17.12.2022
Руководители: воспитатели старшей группы.
Средства реализации: помощь родителей.
Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.
Проблема: Новый год – любимый праздник всех дошкольников. Дети пишут письма Деду Морозу, украшают ёлки игрушками, ждут подарки под ёлкой, волшебные превращения. Но в ходе работ с родителями выяснилось, что многие не знают всю историю возникновения новогодней игрушки, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.
Задачи проекта:
- Актуализировать знания детей о новогодней игрушке.
- Научить детей изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.
- Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, в т.ч. с историей украшения ёлки на Руси.
- Создать условия для получения детьми знаний об истории возникновения новогодней игрушки через организацию проектной деятельности.
- Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в реализации идей, в оформлении работ, в организации выставки.
- Привлекать родителей к участию в проекте, налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
- Привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации выставки новогодних игрушек.
- Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей.
Актуальность проекта:
В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением, историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками? Что будет особенного в ней? ». Очень важно научить детей задуманные идеи отражать в практической деятельности и воспитывать у детей желание изготавливать игрушки своими руками и дарить их членам своей семьи. Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «История возникновения новогодней игрушки».
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительно-информационный:
1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала об истории новогодней игрушки.
2. Подготовить фильм «Производство ёлочных игрушек в России» для просмотра детьми.
3.Чтение стихов, загадок о новогодних украшениях (Елена Благина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе»)
4.. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
5. Предложить родителям принять участие в проекте «История новогодней игрушки» (помощь в организации мини-музея «История Елочных игрушек»).
6. Подбор материала, методической литературы, информации по темам «История возникновения новогодней игрушки», «Технология изготовления игрушки».
7. Тематические беседы: «Как отмечают праздник в твоей семье?», «Кто и как мастерил елочные игрушки?», «Чем можно украсить елку?».
8. Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки».
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
II этап. Исследовательско-творческий:
1. Конспект занятия. «История новогодней игрушки». Цель: Познакомить детей с историей появления елочной игрушки. Дать знания детям о том, чем украшали елку до появления игрушек, кто изготавливает стеклянные игрушки. Развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы разносторонними предложениями. Активизировать словарь (стеклодув, стеклянные, хрупкие, гирлянда, мишура, бусы).
2.Совместная деятельность с детьми. «Изготовление Ёлочной игрушки». Цель: Учить детей делать объемную игрушку. Складывать полоску гофрированного картона в рулон и склеивать. Выполнять на игрушке аппликацию, придавая ей выразительность. Совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой разной по фактуре и плотности. Развивать творческие способности и воображение. Укреплять мелкую мускулатуру рук. Воспитывать аккуратность бережное отношение к поделкам, как результат свое труда;
3.Показ фильма «Производство ёлочных игрушек в России» детям.
4.Самостоятельная деятельность детей «Подарки для елочки» (раскрашивание ёлочных игрушек, символ года Кролик)
5. Чтение стихов о новогодних игрушках.
6.Совместная деятельность с детьми по рисованию «Новогодний шар».
Цель: формирование умения рисовать нетрадиционным способом при помощи клея и соли, развитие умения действовать по инструкции, познавательной активности; создание условий для формирования эстетического вкуса и культуры труда.
7.Консультация для родителей «Осторожно, Новый Год! ». Цель: знакомить родителей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.
8.Совместная деятельность с детьми по лепке «Новогодняя елка».
Цель: Развивать моторные функции детей в процессе научно-исследовательской деятельности. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
9. Подвижные игры: «Снежная баба», «Два Мороза»; Мороз – красный нос».Разучивание песен о зиме, о новогоднем празднике.
10. Прослушивание аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Зима».
11. Совместная деятельность детей и родителей «Изготовление ёлочной игрушки».
12.Оформление группы к празднику.
III этап. Заключительный.
1.Выставка детских работ.
2.Выставка «Ёлочная игрушка своими руками» (дети-родители). Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
3.Просмотр советских мультфильмов для детей. Сборник про новый год.
4.Награждение грамотами активных родителей за участие в организации и реализации проекта.
Предполагаемый результат проекта:
- повышение интереса дошкольников к истории новогодних игрушек;
- рост уровня информированности родителей о формах совместной познавательной деятельности с детьми;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие моторных функций в исследовательской деятельности детей.
Вывод:
Дети узнали историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек, о традиции украшения елки игрушками. Сформированы навыки, изготовления разными способами применяя различный материал, новогодней игрушки; творчески- эстетическое восприятие. Сформированы знания о безопасном обращении с елочными украшениями. Родители активно включились в работу по созданию ёлочных игрушек, изготовлению вместе со своим ребёнком семейной елочной игрушки,участвовали в создании мини-музея в группе , а так же оказали большую помощь в подготовке и проведению Новогоднего праздника для детей нашей группы.
В ходе проекта было доказано, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, даже не только часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка может стать историей каждой семьи.
МБОУ г.Пушкино «СОШ №11»
Конспект занятия
«История новогодней игрушки».
Подготовила воспитатель:
Чичендаева Ю.В.
Конспект занятия «История новогодней игрушки».
Цель: Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.
Задачи:
- дать знания детям о том, чем украшали елку до появления игрушек, кто изготавливает стеклянные игрушки.
- развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы разносторонними предложениями.
- Активизировать словарь (стеклодув, стеклянные, хрупкие, гирлянда, мишура, бусы).
- воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времен.
- формировать понятие о том, что игрушки бьются, необходимо аккуратно с ними обращаться.
Материалы: елочные игрушки, костюм снеговика, презентация «История новогодней игрушки», музыкальный диск с новогодними мелодиями.
Предварительная работа: чтение стихотворений о новогодней елке и игрушках; беседа о новом годе, елке и елочной игрушке; рисование игрушек, раскрашивание.
Ход:
Дети заходят в группу под новогоднюю мелодию. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе что-то изменилось. В группе стоит не наряженная елка.
Воспитатель: ребята, скоро ведь будет веселый праздник, как он называется?
Дети: «Новый год!»
Воспитатель: правильно, вот и елка появилась здесь не случайно, но мне кажется, что ей чего-то не хватает.
Дети: игрушек, украшений.
Воспитатель: конечно, нам нужно украсить елку к празднику.
В группу вбегает снеговик (ребенок).
Снеговик: здравствуйте ребята и взрослые.
Воспитатель: здравствуй снеговик, что-то случилось? Ты так неожиданно появился.
Снеговик: я пришел к вам за помощью. Меня слепили ребята из соседнего двора, поиграли со мной немного и побежали домой наряжать елки к празднику. У нас во дворе тоже растет елочка, но я не знаю, как ее украшать, а мне так хочется на праздник красивую елочку.
Воспитатель: не расстраивайся снеговик, мы с ребятами поможем тебе, ведь они уже большие и знают, как наряжать елку. Послушай их стихотворение.
Дети читают стихотворение Елены Благиной «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».
Люблю я у ёлки одна посидеть.
Люблю я как следует всё разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им,
Иль кто недоволен соседством своим.
Вот рядом с Морозом висит стрекоза.
А с волком зубастым, смотрите – коза.
Я думаю, холодно тут стрекозе
И очень уж страшно бедняге козе.
Я рядом с Морозом повешу звезду,
А козочку эту сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек расцвёл золотой
И солнышко светит... – Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик. Фарфоровый он.
К нему прикоснёшься – послышится звон.
А вот балерина, а вот петушок.
С ним рядом – цыплёнок, как жёлтый пушок.
А это – хлопушка, а это – флажок,
А это – пастух, он играет в рожок.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза и пастух – замечательно, да?
Вот шар полосатенький, это медведь.
Вот птичка – она собирается петь.
А это – грибочек, а это луна,
А это – душистого сена копна.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза у копны – замечательно, да?
Но жалобно вдруг закричала коза.
Гляжу – из-за сена сверкают глаза.
Смеюсь до упаду: вот это дела!
Козу-то я к волку опять привела!
Я, стало быть, ёлку кругом обошла.
Воспитатель: ну снеговик теперь ты понял, для того, чтобы украсить елку, нужны игрушки.
Снеговик: а как выглядят эти игрушки?
Воспитатель: А давай вместе с ребятами подойдем к игрушкам, и ты все сам увидишь.
Рассматривают игрушки, дети узнают свои и рассказывают о них.
Воспитатель: а, знаете ли вы как появились елочные игрушки? Давайте мы с вами посмотрим об этом наш фильм.
Дети рассаживаются на стульчики. Показ слайдов об истории елочной игрушки.
Вот такая история у елочной игрушки.
А теперь давайте разомнемся. (Физминутка).
«Елочка»
Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку
В каждом доме в декабре – делают ладошками дом
На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики
Искры брызнут в серебре – руки над головой
Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены
Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод
Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом
Наступает Новый год! – машут руками вверху.
Снеговик: ой, как у вас тут интересно, я так много узнал об игрушках, что еще больше захотел украсить нашу елочку во дворе.
Воспитатель: ребята, а давайте поможем снеговику, и сделаем сами для него игрушки.
Дети подходят к столам. Раскрашивают в раскрасках игрушки и вырезают фигурки.
Затем делают небольшое отверстие и протягивают тесемочку, так чтобы можно было повесить игрушки на елку. Дарят свои работы снеговику.
Снеговик: большое вам спасибо, ребята. Теперь моя елка тоже будет нарядной. Ну, мне пора в свой двор, готовиться к празднику.
Воспитатель: приходи к нам в следующем году, мы с ребятами научим тебя делать и другие украшения на елочку. Прощаются со снеговиком.
Воспитатель: ну а мы с вами после сна тоже нарядим нашу елку, а сейчас пойдем гулять, и слепим себе снеговика.
МБОУ г.Пушкино «СОШ №11»
Конспект занятия по рисованию
«Новогодние шары».
Подготовила воспитатель:
Чичендаева Ю.В.
Конспект занятия по рисованию «Новогодние шары».
Цель: Знакомство с нетрадиционным способом рисования.
Задачи:
Образовательные: формирование умения рисовать нетрадиционным способом при помощи клея и соли, формирование представлений о возникновении и видоизменении новогодних игрушек;
Развивающие: развитие умения действовать по инструкции, познавательной активности;
Воспитательные: создание условий для формирования эстетического вкуса и культуры труда.
Материалы: Плоскостные картонные шары, клей ПВА, пиалы с солью, салфетки, презентация «История возникновения и видоизменения новогодних игрушек», елка.
Ход занятия:
Воспитатель (В)
Мимо елок и берез
Ехал Дедушка Мороз
Очень, очень он спешил
Коробку эту обронил
Как вы думаете, что находится в этой коробке (предположения детей).
Открываем коробку, в ней лежат елочные игрушки. Рассматриваем. Каких здесь игрушек только нет. А знаете ли вы, что в давние времена елка наряжалась «съедобными украшениями» - яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, фруктами и сладостями, медовыми пряниками. И только потом появились первые «несъедобные» елочные украшения. На Руси первые ёлочные игрушки делали не из стекла, как, предположительно, в других странах, а из подручных материалов — тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Были даже специальные мастерские, которые этим занимались.
Также в нашей стране выпускались ватные игрушки. Затем появились мастера, которые изготавливали стеклянные игрушки.
Самым любимым занятием взрослых и детей в подготовке к Новому году было и есть украшение елки. Даже в годы ВОВ, когда был голод и холод люди не изменяли традиции украшать елку. В годы войны небольшими тиражами выпускались елочные игрушки – солдатики, танки, самолеты, собаки-санитары, пистолеты. Сегодня большей частью елочная игрушка, это дизайнерская работа. Новогодняя елка в наше время выглядит просто великолепно. Расскажите и покажите как.
Пальчиковая игра «Елочка»
Перед нами ёлочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе)
Куда же мог спешить Дед Мороз с этой коробкой (ответы детей)
Скажите, а можем ли мы этими игрушками украсить нашу елку (ответы детей). Вы правы, мы не можем ими воспользоваться, так как они нам не принадлежат. А что же делать с этой коробкой (приходим к выводу, что коробку необходимо вернуть Деду Морозу, отправив по почте).
Предлагаю вам для нашей елки игрушки самим сделать в нашей мастерской. Решено, мы сами сделаем игрушки и украсим ими нашу елку. А как вы это умеете делать, покажите в игре «Мы повесим шарики»
Из какого материала будут наши игрушки? (Из бумаги, картона). А можем ли мы сделать игрушки из стекла? (Нет) А как называют людей, которые изготавливают стеклянные игрушки? (Стеклодувы)
(Проходим в мастерскую).
У нас в мастерской имеются картонные заготовки новогодних шаров. Вот так празднично мы украсим их (демонстрация образца). Итак, начнем. Наносить рисунок на шары мы будем с помощью клея и соли. Сначала в центре шара мы нарисуем клеем елку, засыплем изображение солью. Далее, лишнюю соль необходимо стряхнуть в пиалу. После, мы нарисуем клеем снежинки вокруг елки, засыплем солью и уберем лишнюю соль с изображения. У нас получиться замечательное украшение на шаре.
Анализ работ.
Вспомните и скажите, какими были новогодние игрушки много лет назад, и какие игрушки можно приобрести сейчас.
Какое важное дело нам сегодня необходимо сделать? (Отправить коробку Деду Морозу)
А сейчас пришло время украсить нашу елку.
МБОУ г.Пушкино «СОШ №11»
Конспект занятия по лепке
«Новогодняя ёлка».
Подготовила воспитатель:
Чичендаева Ю.В.
Конспект занятия по лепке «Новогодняя ёлка».
Цель: формировать умение лепить елку из шариков, путем вдавливания и моделирования формы, с помощью стеки делать иголки; показать приемы оформления вылепленной фигурки; развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность.
Материалы и оборудование: украшенная новогодняя елка, пластилин, стеки, доски для лепки.
Предварительная работа: беседа о предстоящем празднике, рассматривание иллюстраций «Новый год», оформление группы к праздничным утренникам.
Ход НОД:
- Ребята, а вы любите праздник Новый год? Чем он больше всего вам нравится? (ответы детей)
- А теперь угадайте загадку:
Родилась она в лесу,
Там росла и расцвела.
И теперь свою красу.
В Новый год нам принесла. (Ёлка.)
- А что нужно сделать, чтобы обычная ёлочка из леса стала новогодней красавицей? (украсить игрушками)
- Сегодня мы с вами будем лепить из пластилина ёлочки, и украшать их пластилиновыми игрушками.
Показываю методику выполнения елки: из куска зелёного пластилина слепить три шара: один большой, второй поменьше, третий – самый маленький. Потом надеваю большой шар на большой палец левой руки и делаем углубление. Расширяю углубление так, чтобы стенки получились одинаковой толщины, верхушку заостряю. Ставлю на дощечку (эту же работу проделать с двумя остальными деталями) теперь собираю елочку и начинаю ее украшать, разноцветными шариками, звездочками.
После образца дети лепят свои елочки. Помогаю тем, кто затрудняется.
- Ребята, а давайте сейчас мы с вами немного разомнемся.
Физ. минутка «А на улице мороз»
А на улице мороз,
Ну-ка все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши,
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
Ребята доделывают ёлочки под руководством воспитателя.
Подведение итогов:
- Молодцы, ребята! Какие красивые елочки вы вылепили. Какие они нарядные. А теперь мы с вами сделаем выставку ваших работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «История возникновения новогоднего снеговика»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь 2017 »...
Конспект ООД по познавательному развитию "История возникновения новогоднего праздника"
Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье; создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника....
Конспект занятия "История возникновения новогоднего праздника"
Давным-давно праздновали Новый год 1 марта. Так, как наступала весна, и природа просыпалась ото сна. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. Это было связано с окончанием сбора урожая....
История возникновения новогодней игрушки
История новогодней игрушки и украшение вечнозеленого дерева имееют давние истоки, берущие начало еще задолго до возникновения христианства....
Консультация для родителей «История возникновения новогодней игрушки»
Новый год – долгожданный праздник для многих, неизменно, год за годом радующий нас подарками, хорошим настроением и свежими перспективами. На прилавках магазинов появляются яркие новогодние игру...
проект для детей старшей разновозрастной группы «Любознайки» «История возникновения новогодней игрушки».
Исследовательско-творческий проект для детей старшей разновозрастной группы «Любознайки» «История возникновения новогодней игрушки»....
Исследовательско -творческий проект в старшей группе Тема проекта: «История возникновения новогодней игрушки».
Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.Задачи проекта: Познакомить с историей возникновения н...