План самообразования 2022-2023Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
методическая разработка (младшая группа)
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sa_oobrazovanie_2022-23.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №12 «Белочка»
План самообразования
2022-2023
Воспитателя группы №3 «Теремок»
Усовой М.В.
город Котовск
Ф.И.О. педагога: Усова Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Образование: Высшее
Стаж педагогической работы: 33
Квалификационная категория: 1 категория
Курсы повышения квалификации: в 2021 году.
Дата начала работы над темой: октябрь 2022
Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2023
Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизация методических материалов по использованию коммуникативных игр с детьми раннего возраста.
Задачи:
- расширить знания о воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы с целью обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр (создание и приобретение новых игр)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Эмоции детей раннего возраста через коммуникативные игры», проведение бесед.
-развитие речи детей
Актуальность:
Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»). Постепенно, ко второму году жизни, эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения). Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует. К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Работа в данном направлении поможет мне разобраться с общими особенностями детей раннего возраста, такими как:
-Трудно сосредоточиться
- Внимание вызывается внешне привлекательными предметами
- Поведение ситуативно
- Свойственны подражательность
- Лёгкая внушаемость;
- Зрительно-эмоциональная память
- Наглядно-действенное мышление.
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)
- Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
- Игры чисто «словесные»;
- Игры пальчиковые;
- Игры малой подвижности;
- Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
- Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
- Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
- Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.
Выход темы:
- консультация для родителей
- картотека коммуникативных игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- коммуникативные игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
- эмоциональное благополучие, осуществляемое в процессе общения
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Создание атмосферы радости.
- Накопление положительных эмоций, положительного эмоционального опыта.
- Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Развитие доверительных, партнёрских отношений;
- Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;
- Развитие внимания, быстроты реакции;
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;
- Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;
- Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для коммуникативных игр и правильно подбирать их.
1 этап
Установочный (сентябрь-май)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме. Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации.
Содержание работы:
1. ФГОС дошкольного образования
2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3. См. список литературы ФГОС дошкольного образования
Практические выходы
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды
2 этап
Теоретический ( октябрь-май)
1.Работа с детьми
- Подбор и проведение коммуникативных игр, обеспечивающих комфортное пребывание ребенка в группе.
2.Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста (родительское собрание)-октябрь,
Консультация для родителей на тему «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»-май
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практический
1.Работа с детьми .
- В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.
- Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке! На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!
- Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!
- Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, в бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.
- Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!
- Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.
- Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат, Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.
2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Сбор фотоматериала
- Изготовление папки-передвижки «Наше настроение»
3.Самореализация
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Особенности коммуникативные игры как средство обеспечения эмоционального благополучия у детей раннего дошкольного возраста»
- Консультация для воспитателей «Адаптация и эмоции».
4 этап
Итоговый(май)
- Консультация для воспитателей «Адаптация и эмоции».
- Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д.
Литература:
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
- Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 2007.
- Шишова Т. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 1997.
- Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
- Ю.П Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? ЧеРо, СФЕРА; Москва; 2003г.
- А. Фабер, Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. - 320
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации | Сентябрь - май | 1. ФГОС дошкольного образования 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 3. См. список литературы | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды |
Работа с детьми | Октябрь-май | Организация проведение коммуникативных игр в течении всего дня | Наблюдение за эмоциональным состоянием во время игр и общения детей |
Проведение диагностики речевого развития. В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал. | Мониторинг | ||
Ноябрь | Тема «Оздоровительная гимнастика» | Знакомство с содержанием и принципами гимнастики Беседа, демонстрация пособий, чтение литературы. | |
Февраль | Тема «Профилактика простудных заболеваний» | Знакомство с видами профилактики простудных заболеваний. Беседа, рассматривание иллюстраций, демонстрация пособий. | |
Март | Тема «Коррекция и укрепление осанки» | Знакомство со способами коррекции и укрепления осанки | |
Беседа, рассматривание иллюстраций, демонстрация пособий, тематические игры и упражнения. | |||
Май | Проведение диагностики антропометрических параметров. Проведение диагностики плоскостопия у детей. Проведение диагностики речевого развития. | Оценка результатов, выводы | |
Работа с семьёй | Октябрь | Анкетирование родителей по данной теме | Анкеты для родителей «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение» |
Ноябрь | Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе. | Изготовление атрибутов для гимнастики пробуждения | |
Январь | Консультация «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение». | Информация в уголке для родителей. | |
Апрель | Советы «Как проводить гимнастику пробуждения дома2 | Буклеты для родителей. | |
Май | Фото и видео отчёт гимнастики пробуждения | ||
Самореализация | Октябрь | Сбор информации для составления картотеки игр по оздоровительной гимнастики | Картотека дидактических, подвижных игр |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение». | Консультация | |
Февраль | Сообщение и презентация из опыта работы | Консультация на сайте | |
Май | фотоотчёт о проделанной работе по теме самообразования | Фотоотчёт |
Список литературы:
1. Овчинникова Н.С. Организация здоровье сберегающей деятельности. СПб.: «КАРО», 2006г.
2. Каштанова Г.Е. Лечебная физкультура и массаж. М.: «Аркти», 2009г.
3. Кулик Г.И. Школа здорового человека. ТЦ «Сфера», 2008г.
4. Рунова М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. Дошкольное воспитание. М.: 2004г.
5. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-6 лет. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011г.
6. Шорыгина Т.С. Беседы о здоровье. М.: ТЦ «Сфера», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
Картотека содержит набор подвижных и пальчиковых игр, которые рекомендуются проводить в период адаптации....
ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742893","...
Педагогическая программа по направлению "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр" уникативных игр
Так как в современное время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди...
Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»
В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...
Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Работа по программе "Озорные ладошки"...
Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр
Общение является одним из условий психического развития ребенка.Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности:учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д.В процессе коммуникативн...
Самообразование на тему: " Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр".
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического...