Паспорт проекта "Широкая Масленица"
проект (старшая, подготовительная группа)
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_shirokaya_maslenitsa.docx | 45.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
«Широкая Масленица»
Наименование проекта | «Широкая Масленица» |
Адресация проекта | Дети старшей и подготовительной групп |
Вид проекта | Музыкально - творческий |
Срок реализации | Краткосрочный: с28 февраля по 4 марта 2022г. |
Место проведения | МКДОУ детский сад «Малышка» |
Виды детской деятельности | Познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие фольклора, музыкальная. |
Интеграция областей | Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие |
Актуальность проекта | Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои и художественные ценности. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. |
Практическая значимость | Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даем возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. |
Проблемная ситуация | Дети мало знакомы с народным национальным творчеством, в домашней обстановке родители нечасто обращаются к фольклорному материалу и не воспитывают наших детей в истинных традициях русского народа. Если даже какие – то народные праздники и вспоминаются, а в отдельных семьях и отмечаются, то все – таки вся полнота и красота этих традиций до детей доносится не в полной мере. |
Участники проекта | Дети старшей, подготовительной групп; воспитатели групп Козлова В.И., Пирогова А.А.; музыкальный руководитель Дубовская Т.В.; инструктор по физическому воспитанию Пирогова Г.Н.; родители воспитанников |
Цель проекта | Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств, в процессе ознакомления с народной культурой России. |
Задачи проекта | Для воспитанников: Образовательные: сформировать у детей и родителей интерес к традициям празднования Масленицы; пополнить знания о великих христианских праздниках Развивающие: употреблять в разговорной речи поговорки, «заклички»; развивать познавательный интерес к традициям своего народа; развивать внимание, логическое мышление; развивать активность детей и родителей в процессе игр и эстафет. Воспитательные: обогащать духовный мир ребёнка; воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа; воспитывать доброжелательное общение взрослых и детей в процессе проведения игр и эстафет; создать веселое настроение у всех участников праздника Для педагогов: Повышение творческого потенциала Для родителей: Оптимизация детско – родительских отношений Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками педагогического проекта |
Ожидаемые результаты | Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии; Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику; Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории |
Итоги проекта | Праздник «Широкая Масленица» 4 марта 2022г. в 10.00ч. |
Подготовительный этап
1. Сбор информации, работа с методической литературой.
2. Определение цели, задач, исходя из интересов и потребностей детей, содержания проекта и ожидаемых результатов.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Разработка паспорта проекта, сценария мероприятия.
Практический этап:
1 Коммуникативная деятельность
2 Восприятие художественной литературы
3 Музыкально - художественная деятельность
4 Познавательно – исследовательская деятельность и продуктивная деятельность
5 Развитие двигательной деятельности
6 Игровая деятельность
7 работа с родителями
Заключительный этап
1Праздник «Широкая масленица»
2Обощение результатов работы
3 отчет о реализации проекта
Развитие речи:
- Беседа «История масленицы»
Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников
- Беседа «Как на масленой недели»
Цель: познакомить детей с названиями дней недели во время празднования Масленицы
- Беседа «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Цель: познакомить детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни – колядки
Игровая деятельность:
- Подвижная игра «Заморожу»
- Игра на внимание «будь внимателен»
- Игра «Перетяни канат»
- Игра «Русская метелка»
- Игра «Метелка – тройка»
- Игра «Веселая эстафета»
Художественная литература:
- Заучивание закличек на Масленицу
Цель: уточнить представление детей о назначении закличек
- Знакомство с пословицами поговорками про Масленицу
- Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы
- Знакомство с загадками о Масленице
Ручной труд:
- Поделка из бумаги и атласных ленточек «Масленица» - маленькое символическое солнышко
Цель: воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к предметам и материалу, способствовать формированию добрых чувств к близким и дать возможность выразить свои чувства при изготовлении поделок
- «Бусы из макарон»
Цель: продолжить закрепление навыков работы с необычным материалом; развивать кругозор, мелкую моторику; побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность при выполнении работы
Музыкальная деятельность
- Разучивание хоровода «Масленица»
- Разучивание хоровода «Вот уж зимушка проходит»
- Музыкальная игра «Лента красная, лента атласная»
- Музыкальная игра «Карусели»
Работа с родителями:
- Заучивание закличек с детьми
- Выпекание блинов совместно с детьми
Наглядная информация:
- Поздравление с Масленицей
- Оформление папки – передвижки «Широкая Масленица»
- Буклеты «Расскажите детям о Масленице»
Сценарий
Развлечение «Широкая Масленица»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств, в процессе ознакомления с народной культурой России.
Задачи:
Образовательные:
сформировать у детей и родителей интерес к традициям празднования Масленицы; пополнить знания о великих христианских праздниках
Развивающие:
употреблять в разговорной речи поговорки, «заклички»; развивать познавательный интерес к традициям своего народа; развивать внимание, логическое мышление; развивать активность детей и родителей в процессе игр и эстафет
Воспитательные:
обогащать духовный мир ребёнка; воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа; воспитывать доброжелательное общение взрослых и детей в процессе проведения игр и эстафет; создать веселое настроение у всех участников праздника.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие фольклора, музыкальная.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Материалы и оборудование: аудиозапись песен по тематике развлечения; чучело Масленицы; канат с цветной лентой — для игры «Перетяни канат»; посох с привязанным на конце снежком; метелки – 2 шт., санки – 2шт.; ориентиры – 2шт.; красная атласная лента; зонт с привязанными к нему разноцветными атласными лентами; блины, салфетки для рук; костюмы для героев развлечения.
Действующие лица: два Скомороха, Зима, Весна, Медведь, Баба Яга (педагоги, родители)
Предварительная работа: беседы с детьми о народных праздниках, об истории и традициях празднования Масленицы на Руси (с учетом возрастных особенностей детей), рассматривание альбома «Русская изба», разучивание песен, хороводных игр, танцев, закличек, изготовление совместно с родителями чучело Масленицы
Примечание. Праздник проводится на участке детского сада в период Масленичной недели. Продолжительность — 45–50 мин.
Масленица — самый шумный веселый праздник в году. Традиции его празднования сложились в древности. Наши предки считали, что молодой весне сложно одолеть старую зиму, поэтому устраивали веселые гулянья, чтобы прогнать мороз.
Масленицу иногда называют Маслена неделя, или Блинница, т. к. на праздник пекут блины. Предшественник Масленицы — славянский праздник Комоедица (от слова «ком» — медведь). Тогда первый блин в честь прихода весны отдавали «комам» (медведям).
Праздник отмечается в течение недели и делится на два периода: Узкая Масленица (понедельник, вторник и среда) и Широкая Масленица (четверг, пятница, суббота, воскресенье). В первые три дня можно заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы надо прекращать.
В течение праздничной недели люди катаются на санках с гор и на лошадях, строят снежные городки и сражаются за них с помощью снежков, ходят друг к другу в гости, поют частушки и играют на русских народных инструментах. Чтобы позвать солнышко согреть землю, водят хороводы, кружатся на каруселях. Непременно, готовят сытные угощения, главные из которых — блины и лепешки.
Основной атрибут праздника — чучело Масленицы из соломы и дерева в виде огромной человеческой фигуры с красным платком на голове. В последний день его сжигают и пепел разбрасывают по земле. Этот обряд связан с началом полевых работ, чтобы земля была плодородна и щедра. После Масленицы начинается Великий пост, поэтому в народе говорят: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Это значит, что веселье заканчивается и надо приниматься за работу.
Ход развлечения:
Воспитатели, воспитанники, родители собираются на общей площадке детского сада. Площадка украшена по тематике развлечения. Посередине стоит чучело Масленицы. Звучит веселая музыка. Их встречают скоморохи.
Все скоморохи:
Здравствуйте, гости, милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
1-й Скоморох:
Внимание! Внимание!
Велено до вас
Довести в сей час указ,
Продиктованный самой
Нашей Матушкой-Зимой:
2-й Скоморох (читает указ):
«Каждый год числа сего, —
Как гласит указник, —
Будь то город аль село,
Выходи на праздник!
Непременно все должны
Быть на проводах зимы!»
1-й Скоморох.
Мы рады гостям, как добрым вестям!
2-й Скоморох.
Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно
встречаем!
1-й Скоморох.
Мы скоморохи! С нами лучше веселиться,
а без нас праздник никуда не годится.
2-й Скоморох.
Посмотрите-ка, народу сколько собралось.
Наше-то веселье ко времени пришлось.
1-й Скоморох.
Не хмурьтесь и не скучайте,
Светлою Радостью праздник встречайте.
А ну-ка, в круг вставайте, и нам подпевайте.
2-й Скоморох.
Походил уже по свету, лучше русской песни нету!
Где песня поется, там легче живется!
Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную!
Хоровод «Масленица»
(все участники образуют два круга)
1-й Скоморох:
А ну, кто загадку мою отгадает:
«Тётушка крутая, белая, да седая.
В мешке стужу везет, на землю холод трясет.
Сугробы наметает, ковром землю устилает…»
Дети: Зима!
Появляется Зима
Зима:
Здравствуй, весь народ честной!
День сегодня не простой!
Я пришла проститься с вами!
С вами были мы друзьями!
Время быстро пролетело,
И заметить не успела,
Что закончен мой черёд,
Вслед за мной Весна идёт!
1-й Скоморох:
Погоди, Зима прощаться
И с народом расставаться.
Мы хотим с тобой сплясать,
Песни спеть и поиграть.
2-й Скоморох:
Всем, всем, всем,
Кто не замерз совсем:
Спешите, спешите, спешите!
Всех повеселите
Зиму в играх победите
Зима:
А ну, становитесь вокруг меня. Я буду снежком крутить, а вы прыгайте, да смотрите ноги берегите, а не то заморожу!
Игра «Заморожу»
( Зима пытается снежком задеть ноги детей, дети подпрыгивают)
1-й Скоморох:
Ну что, Зима, не удалось тебе никого заморозить. Давай второе задание.
Зима:
Хочу узнать какие дети внимательные и проведу игру на внимание
Игра «Будь внимателен»
(музыкальная игра на внимание)
2-й Скоморох:
И это задание мы выполнили, давай Зима еще задание.
Зима:
Хочу узнать какие дети сильные
Скоморохи:
Эй! Веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед-назад
И сказать три раза: «Эх!» —
Победит, наверно, смех.
Игра «Перетяни канат»
(играют 2 команды: родители между собой;
дети играют с Зимой, дети перетягивают Зиму.)
Зима:
Удивили вы меня силой необыкновенной, да ловкостью.
1-й Скоморох:
В хоровод скорей вставайте,
Песню про зиму запевайте.
Хоровод « Вот уж зимушка проходит»
2-й Скоморох:
Спасибо тебе Зима за игры да забавы зимние.
Зима:
Пора мне уходить!
Прощайте, люди, и простите!
На Зиму зла вы не держите.
Желаю вам добра и света
И лишь тепла весной и летом!
1-й Скоморох (удивленно):
Зима прощенье попросила?
2-й Скоморох:
Конечно! Ведь законом было
Друг другу в пояс поклониться,
С кем поругался – помириться,
Обиду в сердце не таить,
За боль и слёзы всех простить!
1-й Скоморох:
Прощай, Зима, прости и нас,
Что рады мы Весне сейчас,
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем,
Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем.
Зима уходит
2-й Скоморох:
А где же Весна? Давайте все вместе позовем Весну – Красну!
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
(Слышен звон бубенцов. Медведь везет на санях Бабу Ягу, переодетую в Весну)
Медведь:
Тр-р-р!.. Приехали! Здравствуйте, люди добрые! Весну приглашали?
1-й Скоморох:
Приглашали.
Медведь:
Получите и распишитесь.
2-й Скоморох:
За что расписываться? Весну я не вижу.
Баба Яга:
Ты что, Весну - раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, братушки - ребятушки! Я так торопилась, так торопилась, что слова все по дороге растеряла (обращается к Медведю). Ну-ка, поди сюды. Что дальше-то? (Медведь на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, к обязанностям своим приступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с вами некогда болтать, пора работать, я к этой роли, может, 100 лет готовилась, недоедала, недосыпала.
1-й Скоморох:
Вот ты и проговорилась. Значит, ты Весна ненастоящая.
Баба Яга:
Как это, ненастоящая? Самая что ни на есть настоящая, и даже справочка имеется.
(показывают справку)
1-й Скоморох (читает справку):
Назначается Весной на весь год! Ну и дела!
Баба Яга:
И печать имеется. И подпись… не одна, а целых две.
1-й Скоморох:
Подпись неразборчива.
Баба Яга:
Ну, читать, что ль, разучился? (помогает прочитать.) Две подписи самых важных начальников: Кощея Бессмертного и Змея Горыныча.
1-й Скоморох:
Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Весны принять не сможем.
Баба Яга:
Как это - не можете? Я готовилась, готовилась, никому почти вреда не причинила, разве только чуть-чуть пошалила…
2-й Скоморох.
Ну, раз у тебя большое желание быть Весной-красной и ты такая же смышленая, как она, посоревнуйся с нами, отгадай загадки.
(Скоморох загадывает загадки, Баба Яга отгадывает неправильно, дети помогают отгадать)
Загадки
1Этот праздник объеденье
Напечем блины с утра.
К ним сметана и варенье
И конечно же икра! (Масленица)
2И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -… (блины)
3Масленица к нам пришла,
Блинов в дар принесла.
Зима уходить тебе пора.
Ведь приходит к нам она,
Долгожданная … (Весна)
4Хоть кого о том спроси,
Знают – были на Руси
Забавники – смельчаки,
Актёры – весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (Скоморохи)
Баба Яга:
Подумаешь, загадки, эка невидаль!
Давайте сейчас поиграем все вместе,
Чтоб вы не стояли так долго на месте.
На две команды быстро поделиться!
И будем с вами веселиться!
Иры с Бабой Ягой
«Русская метла»
(Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка, а дальше — все, как в серьезных соревнованиях по метанию копья: определяется дорожка для разбега и линия, за которую «метло- метателю» заступать нельзя)
«Метелка-тройка»
(Играют две команды. Какая Масленица без катания на тройках? Только вот в городе сейчас живая лошадь — большая редкость. Лошадку можно заменить обыкновенной метелкой. На площадке расставить кегли. Задание: проскакать (пробежать) верхом на метле по дорожке, не сбив кегли.)
«Весёлая эстафета»
(Родители катают детей на санках до ориентира и возвращаются обратно в команду)
2-й скоморох:
Не быть тебе, Баба Яга, Весной - красной.
Баба Яга:
Такую роль доверили, а я не справилась. Может, все же я останусь, все равно настоящей нет, да и какая она - никто не знает.
1-й скоморох: Оставайтесь с нами, Весну встречать
Настоящая - она
Словом да умом красна!
По земле она идет -
Все ликует, все цветет.
Выход Весны
Весна:
Встречающим - земной поклон, привет вам взрослые и дети!
Мне дороги со всех сторон улыбки радостные эти!
2-й скоморох:
Поклон тебе Весна - Красна,
Давно ты людям всем нужна.
С чем, Весна, ты к нам пришла?
Что с собою принесла?
Весна:
Я Весна – красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
Весна:
Ребята, я вам загадки приготовила.
Даром время не теряйте,
Дружно хором отвечайте!
1С последним сугробом проснулась она,
И первой траве улыбнулась…. (весна)
2Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает! (солнце)
3Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной (сосулька)
Весна:
Разгадали все загадки,
Вижу, умные ребятки.
Все кому играть не лень,
В хоровод вставай скорей!
Русская народная игра «Лента красная, лента атласная»
(Дети образуют хоровод, в середине Ваня (имя ребенка) с лентой в руках. Ваня идет внутри хоровода, дети произносят слова)
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать
Поклонись, поклонись
(выбирает девочку, протягивает ей один конец ленты, кланяются друг другу)
Да за ленточку держись!
(поднимают вверх вдвоем ленточку)
Мы считаем 1,2,3
Ну-ка ленточку возьми.
(подбрасывают ленту вверх и обегают за кругом хоровод, кто первым прибежал, тот и выигрывает)
Весна:
Подходи, детвора, подходи,
Лучики мои бери!
Будем веселиться,
На карусели кружиться!
Музыкальная игра «Карусели»
(Весна держит зонт с разноцветными атласными лентами. Дети берутся за ленты. Весна начинает крутить зонт. Дети сначала идут, затем бегут по кругу)
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
(На последних словах дети останавливаются)
Весна:
Я пришла на праздник не одна,
Подружку с собой взяла.
Смотрите!
(Выходит Масленица с блинами.)
Масленица:
Я пришла к вам с добром
С сыром, маслом и яйцом
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов
Горячих да румяных!
Напекли их вам поесть сотен пять,
А может, шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву.
1-й Скоморох:
Для вас готово угощенье,
Всем на удивленье!
2-й Скоморох:
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!
Весна, Масленица, Баба Яга, Медведь:
А за праздник вам спасибо!
1-й Скоморох:
Праздник близится к концу,
Но грустить нам не к лицу.
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Участники развлечения подходят к столам с масленичными угощениями.
Используемая литература:
1 Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003г.
2 Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном – Пресс» 2000г.
3 Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001г.
4 Петров В.М. «Весенние праздники, игры, забавы для детей». Москва «Творческий центр», 1998г.
5 Мельникова Л.И. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Москва 2000г.
6 Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду 5 – 7 лет», Москва 2005г.
7 Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников», Москва 2007г.
8 Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду», Волгоград 2001г.
9 Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки», Ростов – на – Дону 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта "Масленица"
Данную методическую разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью приобщения их к основам культуры русского народа....
Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....
проект паспорта-Ах,ты Масленица!
Мы живем в России.И наши современные дети,на мой взгляд и на взгляд многих моих коллег,должны знать традиции нашего народа,старинные праздники.Предлагаю Вашему вниманию проект паспорта-Ах,ты Масленица...
Паспорт Проекта «Ах, ты Масленица!»
Данный материал будет полезен работникам дошкольных образовательных учреждений для ознакомления детей с фольклором, традициями и обычаями русского народа (дети всех возрастов)....
Паспорт проекта "Широкая масленица"
знакомство с традицией проведения народного праздника «Масленица»....
Паспорт проекта «Широкая масленица»
Актуальность проекта: Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помог...
Паспорт проекта. Краткосрочный творческий проект с детьми подготовительного к школе возраста «Масленица».
Краткосрочный творческий проект с детьми подготовительного к школе возраста на тему "Масленица"....