Кружковая работа тема : "Я познаю Башкортостан"
материал (подготовительная группа)

Табрисова Алина Ильдаровна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_poznayu_bashkortostan_podg.gr_.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

№1 от «30» августа  2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ детский

сад №20 г.Туймазы

_________ Хайруллина Л.Р.

Приказ №129 от «31» августа 2022г.

ПРОГРАММА

Дополнительного образования

Художественно - эстетической направленности

Для детей 6-7 лет «Познаю Башкортостан»

Срок реализации 1 год

             

Руководитель:

Табрисова А.И

Туймазы

2022.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………..…………3

Список детей………..……………………………………………………………..…...6

Тематический план…………………………...…………...…………………..…….....7

Используемая литература……………………………………………………………16

Пояснительная записка

     Актуальность

В процессе изучения истории родного Башкортостана формируется гражданская личность человека и гражданина своей Республики Башкортостан, и гражданина России. Для любого человека, любящего свою Родину, установление исторических связей- это важная часть становления личности ребенка. Воспитание патриотизма начинается с изучения истории своей семьи, своего родного города, Республики Башкортостан Изучая малое, познаем большое

           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город.… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Новизна программы

    Данная программа   разработана на основе  нескольких программ - это «Ильгам» под ред. Ф. Г. Азнабаевой, Ф. Н. Фазлыевой «Мой край- Башкортостан», Фазлыева Ф. Н. Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем /  Перевод  с  башк.  Магадеевой А. В. – Уфа: Китап, 2003. – 76с.

     В программе широко используются нетрадиционные техники изображения действительности. И ребенку предлагается выбор техники и средств изображений образа.

    Дети знакомятся с природными богатствами, промыслами родного края, страны, каждый из которых имеет свои этнокультурные традиции, обычаи, игры и игрушки.

   В структуре занятий интегрируются разные виды искусств (художественное слово, музыка, живопись), что позволяет показать художественный образ с разных сторон, восприятие образа делает многогранней.

 Цель: 1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю;

2. Приобщать к культуре и традициям родного края;

Основные задачи:

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек вырос и родился, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях одного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их понимания.

Ожидаемый результат:

Дошкольники будут знать:

1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).

2. Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

3. Символику города и края.

4. Писателей и поэтов города и края, их творчество.

5. Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

1О природных особенностях Башкортостана

2.Об истории и культуре родного края

3. Работать с элементами народного творчества.

Методы и приемы:

Картины, видео, аудиозаписи, национальные костюмы и музыкальные инструменты

Направленность программы: Познавательная

Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-7лет на 1 год обучения.  

Форма:  совместная деятельность педагога и детей.

Режим: один раз в неделю во второй половине дня

Список детей

                         Подготовительная к школе группа № 3 «Колобок»

№ п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

1

Габдуллин Рамазан Рустамович

08.07.2016

2

Гаврилов Артем Михайлович

10.08.2016

3

Галлямшина Карина Динаровна

15.08.2016

4

Гашимова Амина Алмазовна

19.02.2016

5

Давыдов Радель Фаритович

27.08.2016

6

Егорова Ева Андреевна

30.03.2016

7

Каримова Дарина Владимировна

06.05.2016

8

Корнев Кирилл Дмитриевич

22.06.2016

9

Курбатова Варвара Алексеевна

11.11.2016

10

Мишина Юлия Александровна

07.03.2016

11

Муллагулов Эмиль Эдуардович

05.09.2016

12

Насибуллин Эмиль Маратович

30.06.2016

13

Николаев Риналь Русланович

14.05.2016

14

Рафикова Эльза Альмировна

05.09.2016

15

Салимгареева Элина Денисовна

09.08.2016

16

Саляхов Реналь Русланович

12.02.2016

17

Сафина Рената Рустамовна

19.12.2015

18

Султанов Амир Динарович

14.09.2016

19

Турчин Никита  Сергеевич

28.09.2016

20

Файзуллин Аяз Наилевич

11.04.2016

21

Филипенко Артем Игоревич

-

22

Хайбуллин Равиль Данисович

14.05.2016

23

Шакиров Ильяс Ильнурович

04.07.2016

24

Шакиров Аман Русланович

2.08.2016

25

Шарафутдинова Аиша Фазитовна

25.02.2016

Тематический план

Сентябрь 2022г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

07.09.2022

Рисование предметное

«Картинки на песке»

Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, уровень развития творческого воображения и опыта эстетической деятельности; готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге).

2

14.09.2022

Рисование предметное

«Роспись сапожка»

Познакомить с башкирским  орнаментом, учить украшать им сапожок, совершенствуя навыки рисования наклонных линий.  Развивать художественный вкус, чувства ритма. Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, умение восхищаться работами башкирских мастеров- умельцев.

3

21.09.2022

Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома)

«С чего начинается Родина?»

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

4

28.09.2022

Рисование предметное

Марийский      орнамент

«Украсим платье»

Привлечь внимание детей к красоте и оригинальности марийского орнамента. Учить украшать «платье». Совершенствовать рисование наклонных линий. Воспитывать интерес к творчеству марийского народа.

Октябрь 2022г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

05.10.2022

Ознакомление с социальным миром

День рождения республики -

-познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна;

-продолжать учить детей слушать пояснения ведущих;

-развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок;

-развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость;

-развивать речевую активность детей;

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике. Карта РБ, аудиозапись, флаг, герб

2

12.10.2022

Ознакомление с социальным миром

Мой детский сад 

формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов;

-расширять словарный запас;

-развивать логическое мышление;

-воспитывать умение вести себя в детском саду Д\и «Что изменилось?»; иллюстрации о д\с;

3

19.10.2022

Аппликация силуэтная и рисование декоративное

«Осенний натюрморт» (композиция в плетеной корзинке)

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдове. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше или ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов - многокрасочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе

4

26.10.2022

Ознакомление с окружающим

Мустай  Карим – известный башкирский писатель 

-познакомить обучающихся с творчеством поэта;

-развивать навыки анализа текста;

-воспитывать интерес к предмету, любовь. Портрет М. Карима.

Ноябрь 2022г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

02.11.2022

Ознакомление с окружающим

Россия родина моя 

- формировать у детей представление о России;

-закрепить знания детей о народах, символике, традициях России;

-воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину.

Глобус, иллюстрации флага и герба России

2

09.11.2022

Рисование декоративное

«Башкирское полотенце»

Продолжать знакомство с изделиями народных умельцев – скатертью, их основой и орнаментами; ткачеством; продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента и расположить их согласно композиции, закрепляя полученные навыки; воспитывать интерес и уважение к людям, создающим эти изделия, их труду; развивать детское творчество, фантазию.

3

16.11.2022

Ознакомление с соц. миром

Башкирская народная одежда 

-познакомить детей с названиями башкирской народной одеждой;

-воспитывать интерес к истории башкирского народа;

Национальная одежда, иллюстрации,

Д\и «одень куклу»

4

23.11.2022

Ознакомление с окружающим

С. Юлаев – славный сын Башкортостана

-познакомить с национальным героем башкирского народа;

-возбудить живой интерес к личности С. Юлаева, к его поэзии;

-желание познакомить с произведениями поэта-героя;

-формировать нравственное и эстетическое сознание;

-обогатить духовный мир подростков, их кругозор;

- пробудить интерес к национальной башкирской поэзии, музыке, искусству;

- учить оценивать поступки героя, воспитание нравственности, гордости

Портрет С. Юлаева

5

30.11.2022.

Рисование декоративное

«Башкирский орнамент в круге»

Познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа; привить любовь к истории прошлого народа; совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; воспитывать усидчивость, аккуратность

Декабрь 2022г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

07.12.2022

Рисование

Башкирский народный орнамент 

познакомить обучающихся с башкирским орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;

-уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

-продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;

-научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.

-воспитывать интерес к творчеству башкирского народа

2

14.12.2022

Рисование декоративное

Русская народная игрушка 

приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;

-учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами;

--развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; -воспитывать интерес к народному искусству.

Матрешки, выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских, матрёшек, тряпичная кукла-оберег, плетеная корзина.

.

3

21.12.2022

Декоративно – оформительская деятельность

«Новогодние игрушки»

Учить детей делать объемные игрушки из цветной бумаги и  картонаю. Показать один из способов их изготовления путём соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.), вырезанных по условной мерке, (попарным  склеиванием сторон - см. схему); предложить украсить их по своему желанию (наклеить цветочные снежинки, вырезанные на предыдущем занятии, или нарисовать узор гуашевыми красками). Развивать у детей чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к интерьеру.

4

28.12.2022

Ознакомление с социальным миром

Русские народные игры

познакомить с играми; поиграть в них;

-показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства при помощи русской народной игры. картотеки «Русские народные игры»

Январь 2023г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

11.01.2023

Ознакомление с природным миром

Животный мир Башкортостана 

обобщать и систематизировать представления детей и животных и их детенышей;

-расширять знания о внешнем виде, образе, поводках;

-умение различать следы животных;

-развивать интерес; Следы животных, карточки животных, Красная книга, Д\и «Назови детеныша»

.

2

18.01.2023

Ознакомление с природным миром

Растительный мир Башкортостана Реки и озера Башкортостана 

сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности;

-рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. Фотографии и иллюстрации растений РБ, гербарий, Красная книга.

дать краткую характеристику рек и озёр Башкортостана; Фотографии и иллюстрации рек и озер РБ.

3

25.01.2023

Декоративная аппликация

«Укрась ковёр» (коллективная работа)

Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом, его контрастной цветовой гаммой. Формировать умение силуэтному вырезыванию элементов орнамента и правильно их располагать; обогащение словарного запаса детей – юрта, орнамент (элементы орнамента: узор “полярная звезда”, кускар (бараньи рога, завитки, сердечко, солярный знак, ромб, S-образный элемент, гусиная лапка, лесенки-ступеньки, зубчики, занавеска - шаршау; развитие воображения, творческих способностей; мелкой моторики рук;  воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие, самостоятельность; умение создавать аппликацию в коллективе.

Февраль 2023г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

01.02.2023

Ознакомление с окружающим

Башкирские национальные блюда )

ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами;

-объяснение новых слов (бишбармак,чак-чак (сэк- сэк,осбосмак (е с босмак, вак-балеш (вауак бэлеш, блины (коймак, корот (корот, айран, кыстыбый, мёд (бал);

-продолжать развивать интерес к башкирским национальным блюдам. Набор открыток из серии Башкирские блюда,чак-чак, блины, книга "Башкирской национальной кухни"

.

2

08.02.2023

Рисование декоративное

«Салфетки»

Умение создавать свой выразительный узор на салфетке, пользуясь знаниям композиционного построения и цветовой характеристики, закрепить ранее полученные навыки в рисовании элементов растительного орнамента, продолжать воспитывать интерес к народному искусству башкир, развивать эстетический вкус, творчество, фантазию.

3

15.02.2023

Ознакомление с окружающим

Башкирские народные игры 

создание условий, способствующих сохранению и укреплению знаний о башкирских, национальных праздниках;

-воспитывать уважение к народным традициям, укреплять творческих, умственных способностей, физического и психического здоровья .

Картотека на тему: «Башкирские национальные игры»

4

22.02.2023

Рисование декоративное

«Роспись башкирской матрешки»

Познакомить детей с башкирской матрешкой; ее отличительными чертами; совершенствовать технические навыки рисования красками; продолжать воспитывать эстетический вкус, интернациональные чувства.

Март 2023г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

01.03.2023

Рисование по представлению

«Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет)

Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

2

15.03.2023

Рисование декоративное

«Скатерть»

Украшать скатерть элементами башкирского орнамента, применяя ранее полученные навыки, соблюдая ритм, симметрию, композицию, продолжать воспитывать интерес к народному искусству башкир, уважение к труду умельцев, развивать художественный вкус.

3

22.03.2023

Ознакомление с окружающим

Кумыс

башкирский национальный напиток 

башкирский национальный напиток -познакомить с национальным башкирским напитком - кумыс, его изготовлением и лечебными свойствами;

-знакомство с обычаями и традициями башкирского народа. рисунки посуды из дерева и кожи

.

4

29.03.2023

Ознакомление с окружающим

Башкирский мед 

пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел;

-познакомить детей с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики. фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами, репродукция картины Адии Ситдиковой “Башкирский мед”

Апрель 2023г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

05.04.2023

Ознакомление с окружающим

Башкирские музыкальные инструменты 

Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами;

-развивать творческие способности;

-воспитывать интерес к башкирским музыкальным инструментам; Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов

2

12.04.2023

Рисование декоративное

«Украсим ковёр»

Продолжать знакомить с башкирским народным промыслом – ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчеству, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

3

19.04.2023

Ознакомление с окружающим

Башкирская посуда »

познакомить детей с башкирскими названиями посуды;

-выучить слова и использовать их в разговорной речи; Посуды, Д\и «Собери башкирскую посуду»

.

4

26.02.2023

Ознакомление с окружающим

Беседа «Улицы нашего города» 

дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия; -повторить названия улиц, на которых живут дети. фотоальбом «Улицы города Туймазы», Д/игра «Назови улицу, на которой живёшь».

Май 2023г.

п/п

дата проведения

вид деятельности

тема

программное содержание

1

10.05.2023

Ознакомление с окружающим

Весенние башкирские праздники 

Познакомить детей с одним из башкирских праздников, развивать мышление, внимательность; расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана. Картотека башкирских праздников, иллюстрации, фотографии

.

2

17.05.2023

Рисование декоративное

«Полотенце с растительным орнаментом»

Продолжать знакомство с изделиями народных умельцев – скатертью, их основой и орнаментами; ткачеством; продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента и расположить их согласно композиции, закрепляя полученные навыки; воспитывать интерес и уважение к людям, создающим эти изделия, их труду; развивать детское творчество, фантазию.

3

24.05.05. 2023

Рисование с натуры

«Друг детства»

Продолжать формировать умения детей рисовать игрушки с натуры. Познакомить с эскизом как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом или углем), передавать цвет и фактуру любыми материалами по выбору. Формировать умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому.

4

31.05.2023

Ознакомление с окружающим

Русский национальный костюм 

- формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека;

- показать прием украшения одежды;

- развивать творческую активность;

- воспитать уважение к русской народной культуре. русский народный костюм женский и мужской, фотографии, иллюстрации

Используемая литература

   1.   Фазлыева Ф. Н. Башкортостан. Программа по ознакомлению детей

дошкольного возраста с родным краем / Перевод  с  башк.  Магадеевой А. В. – Уфа: Китап, 2003. – 76с.

2. Р. Л. Агишева «Я Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.

3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г

4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов

5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Кружковая работа. Тема: Перекати поле ( моделирование).

Детство – подготовка к будущему и вместе с тем жизнь в настоящем. Этот возраст дарит ребенку новые умения, происходит бурное развитие восприятия наглядно-образного мышления, воображения, мелкой мотори...

Кружковая работа. Тема: « Скоро в школу мы пойдём».

Кружковая работа.  Срочно учимся читать Тема: « Скоро в школу мы пойдём»....

Кружковая работа. Тема: «Уус – уран айымньы кемотунэн оҕо тереебут тылын сайыннарыы»

Быьаарыы сурукТемам:  «Уус –уран айымньы кеметунэн  о5о тереебут тылын сайыннаарыы» Билинни кэмнэ  саха о5олоро ийэ тылларын  билбэккэ  улаатан, бэйэлэр...

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...