Кружковая работа тема : "Я познаю Башкортостан"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
№1 от «30» августа 2022г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детский
сад №20 г.Туймазы
_________ Хайруллина Л.Р.
Приказ №129 от «31» августа 2022г.
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Художественно - эстетической направленности
Для детей 6-7 лет «Познаю Башкортостан»
Срок реализации 1 год
Руководитель:
Табрисова А.И
Туймазы
2022.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………..…………3
Список детей………..……………………………………………………………..…...6
Тематический план…………………………...…………...…………………..…….....7
Используемая литература……………………………………………………………16
Пояснительная записка
Актуальность
В процессе изучения истории родного Башкортостана формируется гражданская личность человека и гражданина своей Республики Башкортостан, и гражданина России. Для любого человека, любящего свою Родину, установление исторических связей- это важная часть становления личности ребенка. Воспитание патриотизма начинается с изучения истории своей семьи, своего родного города, Республики Башкортостан Изучая малое, познаем большое
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город.… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Новизна программы
Данная программа разработана на основе нескольких программ - это «Ильгам» под ред. Ф. Г. Азнабаевой, Ф. Н. Фазлыевой «Мой край- Башкортостан», Фазлыева Ф. Н. Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А. В. – Уфа: Китап, 2003. – 76с.
В программе широко используются нетрадиционные техники изображения действительности. И ребенку предлагается выбор техники и средств изображений образа.
Дети знакомятся с природными богатствами, промыслами родного края, страны, каждый из которых имеет свои этнокультурные традиции, обычаи, игры и игрушки.
В структуре занятий интегрируются разные виды искусств (художественное слово, музыка, живопись), что позволяет показать художественный образ с разных сторон, восприятие образа делает многогранней.
Цель: 1. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю;
2. Приобщать к культуре и традициям родного края;
Основные задачи:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек вырос и родился, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях одного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их понимания.
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
2. Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
3. Символику города и края.
4. Писателей и поэтов города и края, их творчество.
5. Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
1О природных особенностях Башкортостана
2.Об истории и культуре родного края
3. Работать с элементами народного творчества.
Методы и приемы:
Картины, видео, аудиозаписи, национальные костюмы и музыкальные инструменты
Направленность программы: Познавательная
Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-7лет на 1 год обучения.
Форма: совместная деятельность педагога и детей.
Режим: один раз в неделю во второй половине дня
Список детей
Подготовительная к школе группа № 3 «Колобок»
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения |
1 | Габдуллин Рамазан Рустамович | 08.07.2016 |
2 | Гаврилов Артем Михайлович | 10.08.2016 |
3 | Галлямшина Карина Динаровна | 15.08.2016 |
4 | Гашимова Амина Алмазовна | 19.02.2016 |
5 | Давыдов Радель Фаритович | 27.08.2016 |
6 | Егорова Ева Андреевна | 30.03.2016 |
7 | Каримова Дарина Владимировна | 06.05.2016 |
8 | Корнев Кирилл Дмитриевич | 22.06.2016 |
9 | Курбатова Варвара Алексеевна | 11.11.2016 |
10 | Мишина Юлия Александровна | 07.03.2016 |
11 | Муллагулов Эмиль Эдуардович | 05.09.2016 |
12 | Насибуллин Эмиль Маратович | 30.06.2016 |
13 | Николаев Риналь Русланович | 14.05.2016 |
14 | Рафикова Эльза Альмировна | 05.09.2016 |
15 | Салимгареева Элина Денисовна | 09.08.2016 |
16 | Саляхов Реналь Русланович | 12.02.2016 |
17 | Сафина Рената Рустамовна | 19.12.2015 |
18 | Султанов Амир Динарович | 14.09.2016 |
19 | Турчин Никита Сергеевич | 28.09.2016 |
20 | Файзуллин Аяз Наилевич | 11.04.2016 |
21 | Филипенко Артем Игоревич | - |
22 | Хайбуллин Равиль Данисович | 14.05.2016 |
23 | Шакиров Ильяс Ильнурович | 04.07.2016 |
24 | Шакиров Аман Русланович | 2.08.2016 |
25 | Шарафутдинова Аиша Фазитовна | 25.02.2016 |
Тематический план
Сентябрь 2022г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 07.09.2022 | Рисование предметное | «Картинки на песке» | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, уровень развития творческого воображения и опыта эстетической деятельности; готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге). |
2 | 14.09.2022 | Рисование предметное | «Роспись сапожка» | Познакомить с башкирским орнаментом, учить украшать им сапожок, совершенствуя навыки рисования наклонных линий. Развивать художественный вкус, чувства ритма. Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, умение восхищаться работами башкирских мастеров- умельцев. |
3 | 21.09.2022 | Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома) | «С чего начинается Родина?» | Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины. |
4 | 28.09.2022 | Рисование предметное | Марийский орнамент «Украсим платье» | Привлечь внимание детей к красоте и оригинальности марийского орнамента. Учить украшать «платье». Совершенствовать рисование наклонных линий. Воспитывать интерес к творчеству марийского народа. |
Октябрь 2022г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 05.10.2022 | Ознакомление с социальным миром | День рождения республики - | -познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна; -продолжать учить детей слушать пояснения ведущих; -развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок; -развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость; -развивать речевую активность детей; -воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике. Карта РБ, аудиозапись, флаг, герб |
2 | 12.10.2022 | Ознакомление с социальным миром | Мой детский сад | формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов; -расширять словарный запас; -развивать логическое мышление; -воспитывать умение вести себя в детском саду Д\и «Что изменилось?»; иллюстрации о д\с; |
3 | 19.10.2022 | Аппликация силуэтная и рисование декоративное | «Осенний натюрморт» (композиция в плетеной корзинке) | Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдове. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше или ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов - многокрасочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе |
4 | 26.10.2022 | Ознакомление с окружающим | Мустай Карим – известный башкирский писатель | -познакомить обучающихся с творчеством поэта; -развивать навыки анализа текста; -воспитывать интерес к предмету, любовь. Портрет М. Карима. |
Ноябрь 2022г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 02.11.2022 | Ознакомление с окружающим | Россия родина моя | - формировать у детей представление о России; -закрепить знания детей о народах, символике, традициях России; -воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою Родину. Глобус, иллюстрации флага и герба России |
2 | 09.11.2022 | Рисование декоративное | «Башкирское полотенце» | Продолжать знакомство с изделиями народных умельцев – скатертью, их основой и орнаментами; ткачеством; продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента и расположить их согласно композиции, закрепляя полученные навыки; воспитывать интерес и уважение к людям, создающим эти изделия, их труду; развивать детское творчество, фантазию. |
3 | 16.11.2022 | Ознакомление с соц. миром | Башкирская народная одежда | -познакомить детей с названиями башкирской народной одеждой; -воспитывать интерес к истории башкирского народа; Национальная одежда, иллюстрации, Д\и «одень куклу» |
4 | 23.11.2022 | Ознакомление с окружающим | С. Юлаев – славный сын Башкортостана | -познакомить с национальным героем башкирского народа; -возбудить живой интерес к личности С. Юлаева, к его поэзии; -желание познакомить с произведениями поэта-героя; -формировать нравственное и эстетическое сознание; -обогатить духовный мир подростков, их кругозор; - пробудить интерес к национальной башкирской поэзии, музыке, искусству; - учить оценивать поступки героя, воспитание нравственности, гордости Портрет С. Юлаева |
5 | 30.11.2022. | Рисование декоративное | «Башкирский орнамент в круге» | Познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа; привить любовь к истории прошлого народа; совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; воспитывать усидчивость, аккуратность |
Декабрь 2022г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 07.12.2022 | Рисование | Башкирский народный орнамент | познакомить обучающихся с башкирским орнаментом с его контрастной цветовой гаммой; -уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир. -продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии; -научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции. -воспитывать интерес к творчеству башкирского народа |
2 | 14.12.2022 | Рисование декоративное | Русская народная игрушка | приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки; -учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; --развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; -воспитывать интерес к народному искусству. Матрешки, выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских, матрёшек, тряпичная кукла-оберег, плетеная корзина. . |
3 | 21.12.2022 | Декоративно – оформительская деятельность | «Новогодние игрушки» | Учить детей делать объемные игрушки из цветной бумаги и картонаю. Показать один из способов их изготовления путём соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.), вырезанных по условной мерке, (попарным склеиванием сторон - см. схему); предложить украсить их по своему желанию (наклеить цветочные снежинки, вырезанные на предыдущем занятии, или нарисовать узор гуашевыми красками). Развивать у детей чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к интерьеру. |
4 | 28.12.2022 | Ознакомление с социальным миром | Русские народные игры | познакомить с играми; поиграть в них; -показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства при помощи русской народной игры. картотеки «Русские народные игры» |
Январь 2023г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 11.01.2023 | Ознакомление с природным миром | Животный мир Башкортостана | обобщать и систематизировать представления детей и животных и их детенышей; -расширять знания о внешнем виде, образе, поводках; -умение различать следы животных; -развивать интерес; Следы животных, карточки животных, Красная книга, Д\и «Назови детеныша» . |
2 | 18.01.2023 | Ознакомление с природным миром | Растительный мир Башкортостана Реки и озера Башкортостана | сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности; -рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. Фотографии и иллюстрации растений РБ, гербарий, Красная книга. дать краткую характеристику рек и озёр Башкортостана; Фотографии и иллюстрации рек и озер РБ. |
3 | 25.01.2023 | Декоративная аппликация | «Укрась ковёр» (коллективная работа) | Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом, его контрастной цветовой гаммой. Формировать умение силуэтному вырезыванию элементов орнамента и правильно их располагать; обогащение словарного запаса детей – юрта, орнамент (элементы орнамента: узор “полярная звезда”, кускар (бараньи рога, завитки, сердечко, солярный знак, ромб, S-образный элемент, гусиная лапка, лесенки-ступеньки, зубчики, занавеска - шаршау; развитие воображения, творческих способностей; мелкой моторики рук; воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие, самостоятельность; умение создавать аппликацию в коллективе. |
Февраль 2023г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 01.02.2023 | Ознакомление с окружающим | Башкирские национальные блюда ) | ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами; -объяснение новых слов (бишбармак,чак-чак (сэк- сэк,осбосмак (е с босмак, вак-балеш (вауак бэлеш, блины (коймак, корот (корот, айран, кыстыбый, мёд (бал); -продолжать развивать интерес к башкирским национальным блюдам. Набор открыток из серии Башкирские блюда,чак-чак, блины, книга "Башкирской национальной кухни" . |
2 | 08.02.2023 | Рисование декоративное | «Салфетки» | Умение создавать свой выразительный узор на салфетке, пользуясь знаниям композиционного построения и цветовой характеристики, закрепить ранее полученные навыки в рисовании элементов растительного орнамента, продолжать воспитывать интерес к народному искусству башкир, развивать эстетический вкус, творчество, фантазию. |
3 | 15.02.2023 | Ознакомление с окружающим | Башкирские народные игры | создание условий, способствующих сохранению и укреплению знаний о башкирских, национальных праздниках; -воспитывать уважение к народным традициям, укреплять творческих, умственных способностей, физического и психического здоровья . Картотека на тему: «Башкирские национальные игры» |
4 | 22.02.2023 | Рисование декоративное | «Роспись башкирской матрешки» | Познакомить детей с башкирской матрешкой; ее отличительными чертами; совершенствовать технические навыки рисования красками; продолжать воспитывать эстетический вкус, интернациональные чувства. |
Март 2023г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 01.03.2023 | Рисование по представлению | «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет) | Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). |
2 | 15.03.2023 | Рисование декоративное | «Скатерть» | Украшать скатерть элементами башкирского орнамента, применяя ранее полученные навыки, соблюдая ритм, симметрию, композицию, продолжать воспитывать интерес к народному искусству башкир, уважение к труду умельцев, развивать художественный вкус. |
3 | 22.03.2023 | Ознакомление с окружающим | Кумыс башкирский национальный напиток | башкирский национальный напиток -познакомить с национальным башкирским напитком - кумыс, его изготовлением и лечебными свойствами; -знакомство с обычаями и традициями башкирского народа. рисунки посуды из дерева и кожи . |
4 | 29.03.2023 | Ознакомление с окружающим | Башкирский мед | пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел; -познакомить детей с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики. фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами, репродукция картины Адии Ситдиковой “Башкирский мед” |
Апрель 2023г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 05.04.2023 | Ознакомление с окружающим | Башкирские музыкальные инструменты | Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами; -развивать творческие способности; -воспитывать интерес к башкирским музыкальным инструментам; Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов |
2 | 12.04.2023 | Рисование декоративное | «Украсим ковёр» | Продолжать знакомить с башкирским народным промыслом – ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчеству, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус. |
3 | 19.04.2023 | Ознакомление с окружающим | Башкирская посуда » | познакомить детей с башкирскими названиями посуды; -выучить слова и использовать их в разговорной речи; Посуды, Д\и «Собери башкирскую посуду» . |
4 | 26.02.2023 | Ознакомление с окружающим | Беседа «Улицы нашего города» | дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия; -повторить названия улиц, на которых живут дети. фотоальбом «Улицы города Туймазы», Д/игра «Назови улицу, на которой живёшь». |
Май 2023г.
№ п/п | дата проведения | вид деятельности | тема | программное содержание |
1 | 10.05.2023 | Ознакомление с окружающим | Весенние башкирские праздники | Познакомить детей с одним из башкирских праздников, развивать мышление, внимательность; расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана. Картотека башкирских праздников, иллюстрации, фотографии . |
2 | 17.05.2023 | Рисование декоративное | «Полотенце с растительным орнаментом» | Продолжать знакомство с изделиями народных умельцев – скатертью, их основой и орнаментами; ткачеством; продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента и расположить их согласно композиции, закрепляя полученные навыки; воспитывать интерес и уважение к людям, создающим эти изделия, их труду; развивать детское творчество, фантазию. |
3 | 24.05.05. 2023 | Рисование с натуры | «Друг детства» | Продолжать формировать умения детей рисовать игрушки с натуры. Познакомить с эскизом как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом или углем), передавать цвет и фактуру любыми материалами по выбору. Формировать умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому. |
4 | 31.05.2023 | Ознакомление с окружающим | Русский национальный костюм | - формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека; - показать прием украшения одежды; - развивать творческую активность; - воспитать уважение к русской народной культуре. русский народный костюм женский и мужской, фотографии, иллюстрации |
Используемая литература
1. Фазлыева Ф. Н. Башкортостан. Программа по ознакомлению детей
дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А. В. – Уфа: Китап, 2003. – 76с.
2. Р. Л. Агишева «Я Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г
4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов
5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Кружковая работа. Тема: Перекати поле ( моделирование).
Детство – подготовка к будущему и вместе с тем жизнь в настоящем. Этот возраст дарит ребенку новые умения, происходит бурное развитие восприятия наглядно-образного мышления, воображения, мелкой мотори...
Кружковая работа . Тема: "Ягодки рябины для снегиря"
Кружковая работа....
Кружковая работа. Тема: « Скоро в школу мы пойдём».
Кружковая работа. Срочно учимся читать Тема: « Скоро в школу мы пойдём»....
Кружковая работа. Тема: «Уус – уран айымньы кемотунэн оҕо тереебут тылын сайыннарыы»
Быьаарыы сурукТемам: «Уус –уран айымньы кеметунэн о5о тереебут тылын сайыннаарыы» Билинни кэмнэ саха о5олоро ийэ тылларын билбэккэ улаатан, бэйэлэр...
Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...