Консультация для педагогов по теме: «Дыхательная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация

Андреева Ольга Николаевна

Целью данной консультации является повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_na_razvitie_dyhaniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Консультация для педагогов по теме:

 «Дыхательная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста»

Составила

учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва      

Консультация для педагогов по теме:

 «Дыхательная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста»                                                              

 

   Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

 

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она имеет музыкальное сопровождение.

Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия.

Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;
  • выдох происходит очень плавно;
  • во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;
  • выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:

  • как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
  • в утренней гимнастике;
  • после оздоровительного бега;
  • после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
  • в закаливающих мероприятиях;
  • в любой двигательной деятельности детей;
  • в домашних условиях;

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Варианты дыхательных упражнений:

  • вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде);
  • игры на «поддувание» (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики);
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри;
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);
  • упражнения с проговариванием звуков.

Комплекс игр и упражнений по развитию навыков физиологического, речевого дыхания и развитию целенаправленной воздушной струи.

          Работа по развитию функции дыхания является неотъемлемой частью коррекции речевых нарушений.              

        Приведём некоторые игровые упражнения для развития физиологического дыхания, речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи.

               
1.  «Шарик».

Лечь на пол, сделать вдох («надуть в животике шарик»). Задержать дыхание, выдохнуть. Втянуть живот как можно сильнее.

2. «Ветер».

На медленном выдохе пальцем (ладонью) прерываем воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист ветра.

3.  «Солдатик».

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 
От трех до семи раз подряд.


Возможные варианты изображаемых действий:
• надувание и выпускание воздуха из шаров;
• разжигание, а затем раздувание костра;
• сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;
• игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук;
• сдувание корабликов;
• ветряные мельницы, вертушки, бабочки.


4. «Наклоны».


Стоять, ноги вместе, руки опущены. 
Поднять руки вперед — вверх — глубокий вдох (надуть живот).
Опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).


5. «Шагают ножки».


Во время ходьбы на месте руки поднимаем вверх — вдох, 
опускаем руки — выдох.


6.  «Пилка дров» .
Дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя - вдох, руки от себя – выдох.


7. «Рубка дров». 
дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются вперед – выдох.

8.  «Загнать мяч в ворота»  ( выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

   9. «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

    10.   
«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

    11.
«Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

      12.  
«Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

     13. 
«Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

14. 
«Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

   15. 
«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

        
16.  «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

        17.
«Трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

      18.
 «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане» (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

    19. «Вырастим большими»
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. 

        
20.  «Подуй на свечку».
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

21. «Покатай карандаш».

Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдохнуть через рот. Прокатить по парте круглый карандаш.

     После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр. Голоса. С этой целью можно использовать, например, такие игровые упражнения.

22. «Эхо».

Детей распределяют на две группы. Одна из групп-«эхо». Первая группа детей громко  произносит вместе с логопедом гласные звуки ( а.о,у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

23.  «Вьюга».

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у… По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У… По сигналу «Вьюга» затихает дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – дети говорят тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.

24.  «Дует ветер».

Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок?» (Дети  останавливаются и  повторяют тихо: в-в-в.)Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко).Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.

25. «В лесу».

Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашёл большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют). Петя шёл по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете.

(Дети повторяют). Ребята услышали Петю т прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют).

 

          С целью развития голоса, речевого дыхания, подражательности, а также слухового восприятия на предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения проводятся игры на звукоподражание.

           Приведём некоторые из них.

26. «Лесенка».

          Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

        «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоки голосом: мяу,мяу,мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку-ка-ре-ку).  На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. ( Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з).

27. «Корова и телята».

Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: « На лугу пасутся коровы. Они пасут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом : му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают? Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями.

Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным.

Литература:

1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...

Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"...