Доклад "Интерактивные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие товарищей и своё собственное поведение, погружаются в реальную проблему сотрудничества по разрешению проблем.
Суть интерактивного обучения заключается в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_interaktivnye_tehnologii_v_sotsialno_kommunikativnom_kolotovkina_l.yu_.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»
ДОКЛАД
«Интерактивные технологии в социально - коммуникативном развитии дошкольников»
Колотовкина Л.Ю.
с. Бакчар
2019
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в системе образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение не случайно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
В современном, быстро меняющемся мире, социально-коммуникативное развитие подрастающего поколения становится одной из наиболее важных проблем. Общество как никогда раньше обеспокоено тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, был уверенный, инициативный, самостоятельный, умеющий взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывая интересы и чувства других. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.
Детский возраст подразумевает постоянное общение со сверстниками: совместные игры, обмен информацией. Но в каждом детском коллективе находятся дети, отстраненные от основной группы сверстников. В большинстве случаев для этих детей такое положение не является проблемой. Им комфортно в своем мире. Тревогу бьют взрослые, понимающие важность общения и настойчиво включающие ребенка во взаимодействие с другими детьми. Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым, испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Для решения этой проблемы в современной педагогике применяются интерактивные технологии. Что же такое интерактивная технология обучения?
Название технологии связано с понятием «интерактивный».
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной
деятельности.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия товарищей и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению проблем.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
• Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
• Формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• II младшая группа – работа в парах, хоровод;
• Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
• Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью,
работа в малых группах (тройках), аквариум;
• Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка,
карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Сегодня я хочу рассказать вам о тех технологиях, которые использую в работе с детьми старшей группы
Интерактивная технология «Работа в парах»
Взаимодействия детей в паре является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей.
Готовит дошкольника к взаимодействию в группе. Создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
Ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
При взаимодействии детей в паре развивается умение слушать партнёра, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д.
Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия детей в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности? С моей точки зрения, это умение договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?».
Организация: дети с помощью одинаковых символов или по желанию объединяются в пары и договариваются о сотрудничестве, выполняя задание совместно и последовательно (можно использовать для объединения пар карточки, игрушки, предметы, гендерный подход: мальчики-девочки или мальчик и девочка).
Интерактивная технология «Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Интерактивная технология «Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания (в качестве заданий можно предложить коллективную аппликацию, заполнение схемы, алгоритма, составление маршрута движения и т.д.)
Интерактивная технология «Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Интерактивная технология «Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Интерактивная технология «Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
Ещё в своей работе использую интерактивную доску. Это лучшее, что существует из технических средств наглядности, помогающих эффективному взаимодействию воспитателя с воспитанниками.
Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.
Применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания дошкольников.
Интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать возможности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Все предложенные интерактивные образовательные технологии являются активом в руках воспитателя ДОУ. Добиться максимального эффекта можно, только если использовать все их по назначению, по возрасту и придерживаться правил игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование образовательных технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
Что такоесоциально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить....
Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО
Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....
Информационно-коммуникативные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников
Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития т...
"Игровые технологии, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете "Деловая игра"...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, и...
Доклад. "Квест-технология как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников"
Квест игра - это инновационная образовательная технология, вы можете использовать её для проведения праздников, а также решать с её помощью профессиональные задачи: реализовывывать проектную и и...
Консультация "Игровые технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
Консультация для педагогов "Игровые технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников"...