«Политкультурное воспитание в условиях детского сада» «Игры-путешествия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Грачева Н.Л.

«Политкультурное воспитание в условиях детского сада»

«Игры-путешествия»

Развлечение «Традиции и игры народов России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politkulturnoe_vospitanie_v_usloviyah_detskogo_sada.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Политкультурное воспитание в условиях детского сада»

«Игры-путешествия»

     Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей, т.е. толерантность, не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут.

Сегодня перед системой образования в России стоит очень важная задача воспитание «поликультурной личности», обучению детей новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных народов. «Национальная доктрина образования в РФ» провозглашает в числе основных целей образования: «Национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «Формирование культуры мира и межличностных отношений», «Развитие культуры межэтнических отношений».  

    Цель: воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Задачи:

- формирование у дошкольников адекватных способов общения с близкими людьми, социальной компетентности в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов;

- расширение знаний детей о России и о достопримечательностях региона, в котором живут дети;

- воспитание гражданских чувств дошкольника, гордость за свой народ и свою родину;

- расширение представлений о странах мира и народах, населяющих нашу планету, знакомство с их традициями, обычаями и культурой;

- воспитание у детей уважения к народам, живущим на нашей планете.  

Методические приемы:

- тематические занятия;

- игры и упражнения;

- художественно-продуктивная деятельность.

- тренинг общения.

Материально-техническое обеспечение:

- изделия декоративно-прикладного искусства;

- аудио, видео, фото, материалы, мультимедийное оборудование;

- материалы для продуктивной деятельности детей;

- куклы в национальных костюмах;

- атрибуты для театрализованных и подвижных игр.

Развлечение «Традиции и игры народов России»

Цель: воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России.

Задачи:

- воспитывать в детях дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умению радоваться успехам других;

- расширять кругозор детей;

- знакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой;

- формировать уважение обычаев, взглядов и традиций других людей.

Ход развлечения.

Звучит песня «Мы дети твои, Россия!»

Воспитатель: Наша Московская область – многонациональна. Здесь проживают люди многих национальностей. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, по законам добра.

Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия – Это Родина!

- Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.

Дети: Здравствуйте!» (дети одеты в русские народные костюмы)

А мы живём в России,

У нас леса густые,

У нас берёзы белые…

И космонавты смелые!

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы, столицы нашей,

В целом мире нету краше!

Приезжайте чаще к нам,

Очень рады мы гостям!

Воспитатель: Россияне - народ дружный, любят веселья и игры, и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Бубенцы».

Подвижная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Воспитатель: Ребята, а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том, как они принимают гостей и угощают их чаем. (дети одеты в узбекские костюмы)

Ребёнок:

Я живу в Узбекистане,

Я люблю свой край родной.

Он хорош зимой и летом,

Но особенно весной.

Приезжайте к нам, ребята,

С Волги, с Дона и с Невы!

Наш Ташкент, столица наша,

Будет братом для Москвы.

Воспитатель: В солнечном Узбекистане, очень жарко. Жители Узбекистана любят пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай они пьют из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая – невежливо, можно обидеть хозяев дома.

-Наши гости желают нас познакомить со своей национальной игрой, которая называется «Ловушка».

Подвижная игра «Ловушка (Копкон)»

 Из числа играющих выбираются двое водящих. Став друг против друга (расстояние между ними примерно 1,5 м), они соединяют руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники находятся за «воротами» с одной их стороны. По сигналу руководителя (вожака) все играющие должны пробежать на три счета («Раз, два, три!») через «ворота» (ловушку). На счет «четыре» «ворота» закрываются (водящие, приседая, опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то они сменяют.

Воспитатель: следующие наши гости! Гости из Казахстана. Встречайте!

Ребенок:

На просторах Казахстана

Много разных народов живет.

Все народы, как братья равны,

Всем народам — любовь и почет.

Мир — солнышку и детям,

Мир — природе, мир — весне!

Мир — былинке, мир — планете!

Мир — всем людям на Земле!

Казахи очень гостеприимный народ, прием гостей является особо важным для них мероприятием.

Гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем — чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины — казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

-Наши гости желают нас познакомить со своей национальной игрой, которая называется «Дауыста, атыңды айтам»

 «Дауыста, атыңды айтам»

 Игра «Угадай имя» не столько активная, сколько творческая.

Ее правила таковы:

 1.Расставьте детей по кругу. В центре находится ведущий. Ему на глаза надевают повязку и для потери ориентации несколько секунд вращают.

 2.Ведущий, не зная, кто где находится, показывает на кого-то пальцем и произносит фразу «Подай голос, назову твое имя».

3.Тот, на кого указали, старается исказить свой голос до неузнаваемости. Если игрок все же опознан, он заменяет ведущего.

4.Ошибившийся выполняет желание (танцует, рассказывает стихотворение).

Воспитатель: следующие наши гости! Гости из Татарстана. Встречайте!

Ренбенок:

Республика трех тысяч рек,

Мой необъятный Татарстан!

Ты милый дом, для миллионов человек

И для любого гостя теплый стан.

Родительница множества традиций,

Многонациональная земля.

Наполнена энергией амбиций

Татария — республика моя…

Татары издавна славятся готовностью принять гостей в любое время дня и ночи. Обычаи татар предписывают обильно накормить пришедшего и обеспечить его ночлегом. Хозяева вежливо и доброжелательно беседуют с гостем, не перебивают и не задают неуместных вопросов.

В Татарстане большое значение придается чаепитию. Многие татары пьют чай обжигающе горячим. Чай нередко заваривают вместе с душистыми лечебными травами, благодаря чему напиток становится ещё более полезным и ароматным. К столу подаются выпечка и всевозможные лакомства. Зачастую чаепитие затягивается на несколько часов.

-Наши гости желают нас познакомить со своей национальной игрой, которая называется «Тимербай»

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Воспитатель:

Пусть радость живет на планете.

И яркое солнце встает

Плетут венок дружбы счастливые дети

Заводят большой хоровод.

(Дети исполняют общий хоровод, под фонограмму «Гляжу в озёра синие» в исполнение Е.Шавриной)

Дети (хором): Мы разные, но мы вместе!

Воспитатель:

Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов Мира. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя из ворот поутру.

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Воспитатель: Ребята, мы дарим вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом.

Счастья вам, радости и мира!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях детского сада

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер»  затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности....

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).Причины:...

Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.

Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Педсовет на тему: «Гендерное воспитание в условиях детского сада»

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представи...