Психологическая готовность детей к школе
статья (подготовительная группа)
Статья о психо-эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Готовность детей к школьному обучению является важной комплексной проблемой, которая широко исследуется как зарубежными, так и отечественными учеными.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 1940-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с семилетнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не снижается внимание к проблеме готовности ребенка к школьному обучению. Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. Сегодня, в связи с введением ФГОС ДО и ФГОС НОО, педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с "готовностью", вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования.
В работах современных отечественных ученых-психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С.Выготского и Л.И.Божович (А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, Г.М.Иванова, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Н.В.Нижегородцева, Е.А.Панько, К.Н.Поливанова, Н.Г.Салмина, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.).
В детской психологии до сих пор не существует единого определения понятия "готовность к школе" по причине многогранности самой сути психологической готовности ребенка к школе.
Так, в Российской педагогической энциклопедии под готовностью к ш к о л ь н о м у о б у ч е н и ю п о д р а з у м е в а е т с я " с о в о к у п н о с т ь морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью
сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.".
Л.И.Божович был выделен ряд параметров психического развития ребенка, существенно влияющих на успешность обучения в школе, а именно: определенный уровень мотивационного развития ребенка и готовность принять социальную позицию школьника, достаточное развитие мыслительной деятельности и познавательных интересов, произвольность регуляции деятельности.
А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, считая важными компонентами готовности к школе мотивацию, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской в структуре психологической готовности принято выделять: личностную готовность, интеллектуальную готовность и социальную готовность.
В.В.Давыдов в качестве критериев готовности ребенка к школе выделял вл а д е н и е м ы с л и т е л ь н ы м и о п е р а ц и я м и , ум е н и е о б о б щ ат ь и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, а также положительное отношение к учению, способность саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Д.Б. Эльконин к наиболее важным предпосылкам готовности ребенка к школе относил умение слушать и выполнять инструкции взрослого, ориентироваться на систему правил в работе, умение работать по образцу и некоторые другие .
Исходя из теоретических взглядов Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера при оценке готовности ребенка к обучению в школе Н.Г.Стародубова выделяет следующие составляющие:
- Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного,
наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений).
- Волевая готовность (сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности).
- Мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание занять новую позицию — позицию школьника).
- Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности).
Н.Г. Стародубова считает, что к перечисленному следует добавить эмоциональную готовность (наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) .
По определению Н.И. Гуткиной, "психологическая готовность — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников". Н.И. Гуткина выделяет такие компоненты структуры психологической готовности: мотивационная готовность, способность к произвольной регуляции поведения, интеллектуальная готовность и социальная готовность .
Согласно Г. А. Урунт аевой, цент ра льными компонент ами психологической готовности к обучению в школе являются:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность .
Новая внутренняя позиция школьника (понятие Л.И. Божович) возникает к 7 годам .
Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.
Таким образом, внутренняя позиция школьника — это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.
Е.Е.Кравцова при изучении психологической готовности детей к школе считает важной характеристикой уровень развития общения ребенка. Е.Е.Кравцова выделяет три сферы общения, которые определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности, — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Оценивая уровень развития этих сфер общения, можно определить степень готовности ребенка к школе .
Структура готовности ребёнка к обучению в школе, по мнению Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, выглядит таким образом:
- Физиологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя: уровень физического развития, уровень биологического
развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений, выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
- Психологическая готовность подразумевает:
- интеллектуальную готовность: запас системных знаний,- ориентировку в среде, любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие;
- лич но с т ну ю и с о циа льну ю гото в но с т ь : о бу ч а е мо с т ь , коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватную самооценка и уровень притязаний;
- эмоционально-волевую готовность: соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация и пр.
- Специальная педагогическая готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению, и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения учебных предметов. Специальная педагогическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя умения и навыки: читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и др.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Школьные программы составлены таким образом, что они опираются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.
Если уровень актуального развития нескольких детей ниже, чем предусмотрено программой, то обучение не попадает в их "зону ближайшего развития", и они сразу же становятся отстающими .
Многие исследователи, рассматривая психологическую подготовку детей к обучению в школе, приоритетное значение придавали не столько запасу готовых знаний и навыков, сколько развитию познавательной сферы ребенка.
Так, В.С. Мухина, исследуя проблему подготовки детей к школе, отмечала, что особенное место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, которые традиционно относятся к собственно школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач, но, безусловно, не приобретенным знаниям и навыкам отводилась главная роль. По мнению автора, решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов .
А.В.Запорожец подчеркивал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности ребенка, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности
механизмов волевой регуляции действий и т.д. Исходя из этого, подготовка к школе должна состоять не столько в обучении ребенка некоторым специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, и на основе этого делать определенные умозаключения.
Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Венгер, А.В.Запорожцем и другими авторами была обнаружена зависимость умственного развития детей от уровня усвоения ними сенсорных эталонов, от овладения рациональными способами исследования особенностей объектов, определена роль содержания и характера познавательной деятельности ребенка при формировании системности знаний, при овладении навыками классификации, обобщения, установление причинно-следственных связей между явлениями, определена необходимость накопления предварительного объема знаний, умений и навыков: развитие фонематического слуха, подготовки руки ребенка к письму, определенные математические представления и т.д. (В.В.Давыдов, В.И.Логинова, Н.Н.Поддъяков, А.М. Усова, А.М. Богуш и др.).
Исследования ведущих отечественных ученых (А.М.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) показывают, что внутренние психические процессы (в том числе и умственные действия) являются идеальными действиями, которые формируются как отображение внешних, материальных действий. Поэтапное формирование действий составляет основное содержание процесса усвоения знаний, умений и навыков. Отсюда следует, что умственным развитием детей можно вполне точно руководить, организовывая обучение на основе поэтапного усвоения умственных действий.
В зарубежных исследованиях вопрос готовности к школьному обучению отражен в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г.Гетцер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек и др.). Зарубежные ученые традиционно
выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость подразумевает словарный запас, кругозор, сформированность познавательных процессов (адекватность восприятия, уровень обобщений, причинно-следственные связи, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), специальные умения, обучаемость (усвоение нового с помощью взрослого).
Эмоциональный аспект школьной зрелости подразумевает адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией, способность выполнять работу по инструкции и по образцу).
Социальный аспект готовности к школьному обучению означает понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.
На основании выделенных параметров созданы тесты определения школьной зрелости.
Итак, психологическая готовность ребенка к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности, необходимый для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...
Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...