Проект "Мой край родной - Башкортостан"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний – к опыту, от опыта – к мастерству»
МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – БАШКОРТОСТАН
Автор работы: Терегулова Гузель Халилевна
воспитатель средней группы
МАДОУ детский сад № 3 с. Серафимовский
Стаж работы: 10 лет, 6 мес.
2022г.
Возрастная группа: средняя группа
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность:
В дошкольном возрасте процесс познания нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется с раннего детства. Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Одна из главных задач педагога – научить ребенка чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам.
Эта тема актуальна, так как провиденные беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель: познакомить детей с особенностями культуры башкирского народа
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
Развивающие: 1. развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе;
2.развивать интерес к культуре родного края
Воспитательные:
1.воспитывать патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана.
Работа с детьми:
- познавательно – творческая деятельность (ООД, наблюдение, экскурсии, рассматривание);
- художественно - речевая деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
- игровая деятельность (игры, игровые ситуации );
Работа с родителями:
- оформление выставки «Моя родословная», «Герб нашей семьи»
- консультация «Я край родной хочу познать»
- папка-передвижка «Природа родного края»
Ожидаемый результат:
- расширить представления воспитанников о родном крае, культуре
- сформировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Методы реализации проекта: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (игра, упражнения, познавательно-игровые занятия).
Этапы проекта.
1 этап – подготовительный
- составление перспективного плана мероприятий;
- изучение методических пособий и литературы по данной теме;
- подбор художественной литературы, стихотворений, загадывание загадок, пословиц, игр; дидактический материал;
- подобрать наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины);
- мониторинг детей в начале проекта, промежуточный мониторинг
2 этап – основной
- организованная образовательная деятельность;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, стихотворений, пословиц, отгадывание загадок;
- беседы;
- дидактические игры, подвижные игры;
- художественное творчество (рисование, аппликация);
- исследовательская деятельность детей.
3 этап – заключительный
- музыкальное развлечение «Мой край-Башкортостан»
Реализация проекта:
На первом этапе работы мной была проведена диагностика с целью выявление уровня знаний по ознакомлению с родным краем, в результате которого были сделаны выводы: что знания детей о культуре своего родного края поверхностные, дети не проявляют интереса к истории своего села, города, равнодушны к традициям, национальным обычаям. Далее я определила тему проекта, поставила цель, сформулировала задачи и составила план работы. Далее я изучила и подобрала методическую литературу по теме, дидактический материал, наглядные пособия, определила время в режиме дня для реализации проекта, подготовила консультации для родителей, оформила фотоальбом «Мой край Башкортостан»; пополнила уголок демонстрационным материалом, создала развивающую среду.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей.
На втором (деятельном) этапе образовательную деятельность детей проводила в игровой форме. Провела с детьми беседы «Республика, в которой мы живём», «Моя республика Башкортостан», «Мое село», «В гостях у Айгуль», «Знакомство с башкирским орнаментом», «Что мы знаем о пчелах», «Национальные блюда», «Знакомство с башкирским национальным инструментом курай».
С целью закрепления и обобщения знаний детей о национальных костюмах и жилища башкир, также для активизации лексического словаря, рассматривали с детьми кукол в национальных костюмах, макета юрты, его внутреннего убранства.
В режимных моментах уделяла большое внимание воспитанию патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора посредством дидактических игр: «Узнай свой элемент башкирского орнамента», «Башкирский узор», «Оденем куклу на праздник», «Собери башкирский ковер», «Кто быстрее соберет флаг», «Башкирская посуда».
Знакомила детей с литературными произведениями:
«Медведь и пчелы» - башкирская народная сказка, «Мой родной Башкортостан» - М. Кари, «В березовом саду» - М. Карим. Заучивали стихотворения и отгадывали загадки.
Также с детьми проводились подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», «Юрта», «Айгуль и цыплята», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы».
На организованно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми создавали аппликацию «Украшение ковра», «Украсим платочек башкирским орнаментом», рисование «Украсим фартук для Айгуль», «Украсим бочонок для медведя».
Для родителей я подготовила консультации «Я край родной хочу познать», «Приобщения детей к традициям башкирского народа». С родителями были изготовлены дидактические игры, созданы альбомы «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирская посуда и утварь», «Животный и растительный мир Башкортостана». Также родители приняли участие в оснащении мини музея, и помогли создать макет юрты большего размера.
На заключительном этапе совместно с музыкальным руководителем и родителями подготовили музыкальное развлечение «Мой край-Башкортостан». И провели чаепитие с угощениями из башкирских блюд.
Заключение
В результате промежуточного мониторинга в своей работе я увидела положительную динамику. Знакомство с особенностями родного края помогло раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения, и оценки, характерные данному возрасту. Сюжетно – ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию познавательных способностей. У воспитанников повысился уровень коммуникативных способностей, расширился кругозор, обогатился словарь. Расширились представления детей о родном крае, культуре Башкортостана.
Работу по ознакомлению с родным краем я планирую продолжить и в следующем учебном году.
Свое выступление я хочу завершить словами:
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Литература
- Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- Уфа.2008.
- Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И. Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Академия детство».- Уфа, 2019г.
- Агишева Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана. - Уфа, 2011.
- Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. Играя развиваемся. – Уфа, 2011
- Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам. Уфа
- Талибова Р.Н. Птицы Туймазинского района. Поэтические миниатюры. – Уфа, 2017
- Фазлыева Ф.Н Мой край-Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.-Уфа: Китап, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Край родной-Башкортостан"
Воспитание нравственности, чувство патриотизма у детей начинается с самого малого, доступного и знакомого: с привития интереса и любви к малой Родине, тому месту, где малыш родился, где прошло его дет...
Сценарий праздника «Край родной - Башкортостан»
Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа....
Конспект ООД по окружающему миру "Наш край родной, Башкортостан"
Конспект по окруж миру Наш край родной -Башкортостан...
Проект “Мой край родной Башкортостан”
Проект для подготовительной к школе группе по региональному компоненту “Мой край...
Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"
Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...
Календарный план на неделю в средней группе на тему "Мой край родной - Башкортостан"
Календарно-тематическое планирование (средняя группа)...
Сценарий утренника"Край родной-Башкортостан"
Утренник для детей подготовительной группы «Край родной - Башкортостан». Возможно будет полезен для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. В содержание утренника входят- стихи,...