Проект "Мой край родной - Башкортостан"
проект (средняя группа)

Терегулова Гузель Халилевна

проект по ознакомлению с родным краем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

 муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

конкурс исследовательских работ и образовательных проектов 

«От знаний – к опыту, от опыта – к мастерству»

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – БАШКОРТОСТАН

                                                        Автор работы: Терегулова Гузель Халилевна

                                                        воспитатель средней группы                                                  

                                                        МАДОУ детский сад № 3 с. Серафимовский

                                                        Стаж работы: 10 лет, 6 мес.

2022г.

Возрастная группа:  средняя группа

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность:

В  дошкольном  возрасте процесс познания  нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется с раннего детства. Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Одна из главных задач педагога – научить ребенка чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам.

Эта тема актуальна, так как провиденные беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель: познакомить детей с особенностями культуры башкирского народа

Задачи:                                                                                                                

Образовательные:    

1.Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивающие:                                                                                                                                                   1. развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе;

2.развивать интерес к культуре родного края

Воспитательные:                                                                                                                                              

1.воспитывать патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана.

Работа с детьми:

- познавательно – творческая  деятельность (ООД,  наблюдение, экскурсии, рассматривание);

- художественно - речевая деятельность (беседы, чтение художественной литературы);

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация);

- игровая деятельность (игры, игровые ситуации );

Работа с родителями:

- оформление выставки «Моя родословная», «Герб нашей семьи»

- консультация «Я край родной хочу познать»

- папка-передвижка «Природа родного края»

Ожидаемый результат: 

- расширить представления воспитанников о родном крае, культуре

- сформировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к своей родине;

- воспитать патриотические чувства и любовь к родному краю.

Методы реализации проекта: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (игра, упражнения, познавательно-игровые занятия).

Этапы проекта.

1 этап – подготовительный

- составление перспективного плана мероприятий;

- изучение методических пособий и литературы по данной теме;

- подбор художественной литературы, стихотворений, загадывание загадок, пословиц, игр; дидактический материал;

- подобрать наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины);

- мониторинг детей в начале проекта, промежуточный мониторинг

2 этап – основной

- организованная образовательная деятельность;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- чтение художественной литературы, стихотворений, пословиц, отгадывание загадок;

- беседы;

- дидактические игры, подвижные игры;

- художественное творчество (рисование, аппликация);

- исследовательская деятельность детей.

3 этап – заключительный

- музыкальное развлечение «Мой край-Башкортостан»

Реализация проекта:

На первом этапе работы мной была проведена диагностика с целью выявление уровня знаний по ознакомлению с родным краем, в результате которого были сделаны выводы: что знания детей о культуре своего родного края поверхностные, дети не проявляют интереса к истории своего села, города, равнодушны к традициям, национальным обычаям. Далее я определила тему проекта, поставила  цель, сформулировала задачи и составила план работы. Далее я изучила и подобрала методическую литературу по теме, дидактический материал, наглядные пособия, определила время в режиме дня для реализации проекта, подготовила консультации для родителей, оформила  фотоальбом «Мой край Башкортостан»;  пополнила уголок демонстрационным материалом, создала развивающую среду.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей.

На втором (деятельном) этапе образовательную  деятельность детей проводила  в игровой форме. Провела с детьми беседы «Республика, в которой мы живём»,  «Моя республика Башкортостан», «Мое село», «В гостях у Айгуль», «Знакомство с башкирским орнаментом», «Что мы знаем о пчелах», «Национальные блюда», «Знакомство с башкирским национальным инструментом курай».

С целью закрепления и обобщения знаний детей о национальных костюмах и жилища башкир, также для активизации лексического словаря, рассматривали с детьми  кукол в национальных костюмах, макета юрты, его  внутреннего убранства.

В режимных моментах уделяла большое внимание воспитанию патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора посредством дидактических игр: «Узнай свой элемент башкирского орнамента», «Башкирский узор», «Оденем куклу на праздник», «Собери башкирский ковер», «Кто быстрее соберет флаг», «Башкирская посуда».

Знакомила детей с литературными произведениями:

«Медведь и пчелы» - башкирская народная сказка, «Мой родной Башкортостан» - М. Кари, «В березовом саду» - М. Карим. Заучивали стихотворения и отгадывали загадки.

Также с детьми проводились подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», «Юрта», «Айгуль и цыплята», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы».

На организованно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми создавали аппликацию  «Украшение ковра», «Украсим платочек башкирским орнаментом», рисование «Украсим фартук для Айгуль», «Украсим бочонок для медведя».

Для родителей я подготовила консультации «Я край родной хочу познать», «Приобщения детей к традициям башкирского народа». С родителями были изготовлены дидактические игры, созданы альбомы «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирская посуда и утварь», «Животный и растительный мир Башкортостана». Также родители приняли  участие  в оснащении мини музея, и помогли создать макет юрты большего размера.

На заключительном этапе совместно с музыкальным руководителем и родителями подготовили музыкальное развлечение «Мой край-Башкортостан». И провели чаепитие с угощениями из башкирских блюд.

Заключение

В результате промежуточного мониторинга в своей работе я увидела положительную динамику. Знакомство с особенностями  родного края помогло раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения, и оценки, характерные данному возрасту. Сюжетно – ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию познавательных способностей. У воспитанников повысился уровень коммуникативных  способностей, расширился кругозор, обогатился словарь. Расширились представления детей о родном крае, культуре Башкортостана.

Работу по ознакомлению с родным краем я планирую продолжить и в следующем учебном году.

Свое выступление я хочу завершить словами:

Нельзя пробудить чувство Родины 
                                                                  без восприятия и переживания окружающего мира. 
                                                                                         Пусть в сердце малыша на всю жизнь

останутся воспоминания о  маленьком уголке детства.

Пусть с этим уголком  связывается образ великой Родины.

В.А.Сухомлинский

Литература

  1. Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- Уфа.2008.
  2.  Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И. Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Академия детство».-  Уфа, 2019г.
  3.  Агишева Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана. -  Уфа, 2011.
  4. Азнабаева Ф.Г.,  Шафикова Г.Р. Играя развиваемся. – Уфа, 2011
  5. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам. Уфа
  6. Талибова Р.Н. Птицы Туймазинского района. Поэтические миниатюры. – Уфа, 2017
  7. Фазлыева Ф.Н Мой край-Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.-Уфа: Китап, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Край родной-Башкортостан"

Воспитание нравственности, чувство патриотизма у детей начинается с самого малого, доступного и знакомого: с привития интереса и любви к малой Родине, тому месту, где малыш родился, где прошло его дет...

Сценарий праздника «Край родной - Башкортостан»

Цель:  Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа....

Конспект ООД по окружающему миру "Наш край родной, Башкортостан"

Конспект по окруж миру Наш край родной -Башкортостан...

Проект “Мой край родной Башкортостан”

Проект для подготовительной к школе группе по региональному компоненту                    “Мой край...

Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"

Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...

Календарный план на неделю в средней группе на тему "Мой край родной - Башкортостан"

Календарно-тематическое планирование (средняя группа)...

Сценарий утренника"Край родной-Башкортостан"

Утренник для детей подготовительной группы «Край родной - Башкортостан». Возможно будет полезен для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. В содержание утренника входят- стихи,...