Презентация "Русская изба и традиции русского народа"
презентация к уроку (подготовительная группа)
В наши дни дети мало получают инфомации о русской культуре, быте. и чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки), мной был разработан проект - "Русская изба и традиции русского народа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno22.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект - « Русская изба и традиции русского народа»
Цель: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций .
Задачи: Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков). Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах). Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми). Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс). Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Характеристика проекта: Тип проекта: краткосрочный. Вид проекта: комплексный ( познавательно-информационный, творческий) Участники проекта: дети 2 смешанной группы старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель , родители. Материально – технические ресурсы : Русские народные костюмы для танца, бумага для изготовлений трубочек - бревен, иллюстрации о богатырях русских, о героях земли русской- Пожарском и Минине, о праздниках и традициях русского народа, об избе и предметах быта, о дымковской росписи, глина, гуашь. ноутбук , магнитофон, проектор, методическая и художественная литература.
Метод трех вопросов Что знаем о традициях русского народа? - Раньше жили в деревянных избушках, вода была на улице в колодце, носили её в ведрах. (Алена К) - В избе была большая печка, её топили дровами, на ней варили кашу и пекли пироги. (Платон П) - В конце зимы отмечали Масленицу, где все играли в игры, веселились, сжигали пугало. (Макар У) 2.Что хотим узнать? - Как жили и какими предметами пользовались в русской избе. (Данила П) - Как из шерсти вязали носки и варежки. (Мария С) - Какими игрушками играли дети в старину (Женя Х) 3.Что должны сделать , чтобы узнать? - Ходить на экскурсии в музей «Русская изба». (Арина С) - Рассматривать иллюстрации, фотографии, фильмы. (Саша) - Расспрашивать взрослых о традициях русского народа . (Лиза Т)
Ожидаемый результат Расширить представления детей о традициях русского народа (встречать гостей с хлебом с солью, отмечать народные праздники, мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, сказки). Пополнить словарный запас словами(горница, чугун, горшок, кувшин, крынка, черепушка, самовар, ухват, веретено, прялка, колыбель). Проявление познавательного интереса. Приобретение у детей знаний о быте русского народа, обычаях, традициях. Активное участи родителей в реализации проекта; Активное участие детей в совместных работах, играх, проявление творческого интереса.
Этапы проекта 1 этап – подготовительный: Определение целей и задач Сбор информации, материала, создание условий для организации работы Составление плана мероприятий по организации детской деятельности (разработка дидактических игр, подготовка фотографий, иллюстраций, костюмов, атрибутов к настольным играм, презентаций ) 2 этап – практический: Решение поставленных задач разными способами через познавательную, практическую и творческую деятельность детей.
Планирование совместной деятельности Совместная деятельность с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с родителями Занятие. «Знакомство с бытом и традициями на Руси» Беседы: 1. « Народная праздничная одежда» 2. «Как строили дом на Руси» 3. «Беседа об истории самовара, о традициях чаепития» 4. «Глиняные игрушки –не простые безделушки». 5. «Беседа о русской матрешке» Рассматривание иллюстраций о поэтапном строительстве русской избы, об истории и видах самоваров, о предметах быта в русской избы. Рассматривание альбома о видах росписей (дымковская, городецкая, хохломская, гжельская) Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» Разучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехники. Разучивание потешек, пословиц, поговорок. Театрализованная постановка сказки «Волк и семеро козлят» Лепка из глины дымковской игрушки (барышня, индюк, лошадка). Рисование русского народного костюма (мужского и женского). Разукрашивание дымковской игрушки. Экскурсии в ДК «Родник», в Синеборскую школу. Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Дидактические игры: « Подбери мебель для избы», «Собери предмет» , Сюжетно-ролевые игры: «Русская изба», «Встречаем гостей» (чаепитие из самовара) Подвижные игры: «Золотые ворота», «Плетень», «Шишки, желуди, орехи», «Жмурки», «Ровным кругом». Хороводная игра «Как на тоненький ледок». Конструирование макета «Русская изба». Обыгрывание песни «Где был Иванушка». Итоговое мероприятие «Этой ярмарки краски». Театрализованная постановка сказки «Волк и семеро козлят». Русский народный танец «Кадриль», игра –»Угадай мелодию» Свободное рисование- разукрашивание трафаретов матрешки, дымковской игрушки, индюка, лошадки. Плетение коврика для русской избы. Изготовление из бумаги трубочек – бревен, предметов быта: кровать, скамейки, русская печь . Настольный театр –сказка « Заюшкина избушка». Изготовление атрибутов к сказке «Колобок» для самостоятельной игровой деятельности. Консультации: 1.«Техника изготовления дымковской игрушки». 2.«Русские народные игры». 3. «Подготовка детей к русским посиделкам» Буклеты на тему: «Пословицы, поговорки, русские народные игры». Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве. Показ родителями как пряли шерсть и вязали носки.
История русского народа Работу по проекту мы начали со знакомства с историей русского народа, с его героями, традициями, обычаями .
Экскурсия в ДК «Родник» Очень интересно и познавательно прошла экскурсия в ДК в мастерскую «Гефест», где дети познакомились с гончарным станком, с печью для обжига о работе которой рассказала директор дома культуры
Мастер гончарного ремесла-Наталья Александровна очень интересно рассказала о глине, ее свойствах и дети с большим желанием приступили к лепке сказочного героя - КОЛОБКА
Экскурсия в школьный музей Сходили на экскурсию в школьный музей, где были показаны предметы и продемонстрировано их применение в быту русского народа.
Занятие «Знакомство с бытом и традициями русского народа» Было проведено занятие, где дети ознакомились с предметами быта русской избы
Познакомились с традицией русского народа – встречать гостей с хлебом и солью. Итогом занятия было изготовление караваев, где дети проявили своё творчество и фантазию.
Дымковская игрушка Рассмотрев дымковскую игрушку, ребята приступили к лепке барышень, индюков и лошадок.
Элементы дымковской росписи закрепили расписывая глиняные поделки
Дети рассмотрели народный женский костюм, рисовали сарафан, рубашку мужскую и женскую . Нарядная праздничная одежда
Эти чудные матрешки Познакомились с историей народной игрушки - матрешки, рисовали узоры на сарафанах.
Бабушка Ярослава продемонстрировала как в старину пряли пряжу, вязали носки, варежки.
Чаепитие Самым желанным и долгожданным было мероприятие – чаепитие. Подготовили костюмы, родители испекли чудесный каравай, блины, пряники, печенье. САМОВАР – неотъемлемая часть чаепития. Дети познакомились с историей самовара, со строением самовара на дровах. На травах и ягодах заварили душистый и ароматный чай.
Ох и вкусненький чаек Чай пили из блюдца Душевные беседы в хорошей компании, являются главной частью чаепития на Руси
Русские народные игры После чаепития с большим желанием и интересом дети играли в уже полюбившиеся народные игры «Плетень» и «Золотые ворота»
Сказка: «Волк и семеро козлят Дети нашей группы очень любят сказки и по желанию ребят мы подготовили для драматизации сказку «Волк и семеро козлят. Родители подготовили костюмы, дети- атрибуты к сказке.
Хитрый волк решил обмануть козлят Коза пришла, капустки принесла Веселые козлятки ждут маму и зря время не теряют
Пошел волк к петушку подковать горлышко
Обманул волк козлят Вернулась коза а козлят нет
Как и во всех сказках- счастливый конец . Мама коза снова вместе со своими козлятами
Настольный театр Вместе с детьми приготовили настольный театр «Заюшкина избушка»
Где был Иванушка? Русская народная песня -игра Очень полюбилась детям хороводная игра «Где был Иванушка». Вместе с детьми подготовили ободки, элементы русского костюма –ленточки, сарафаны .
Этапы проекта 3 этап-заключительный Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний; Представление фотоотчета о проделанной работе Выступление на праздничном концерте для мам с танцем «Кадриль». Изготовление макета «Русская изба» Сюжетно –ролевая игра «Русская изба» Проведение итогового мероприятия «Этой ярмарки краски»
Народный танец «Кадриль» Так как группа у нас очень музыкальная и артистичная, дети с удовольствием отнеслись к идее разучить народный танец
Большую помощь в этом нам оказали родители, сшили вот такие замечательные костюмы
Изготовили трубочки- «бревнышки» для стен избы. Сплели два коврика, сшили одежду для кукол (бабушке, дедушке, внукам). Макет русской избы С большой заинтересованностью дети приступили к изготовлению макета «Русская изба».
Сконструировали и расписали русскую печь, сундук, сплели два коврика, сшили постельные принадлежности для кроватки. и колыбельку (зыбку
Сюжетно ролевая игра «Русская изба» Полученные знания о предметах быта русского народа дети воплотили в игре
Этой ярмарки краски Итогом нашего проекта стало проведение веселой ярмарки .
Где дети проявили свою силу, ловкость, быстроту движений
Играли в игру «Ручеек». Мальчики упражнялись в лазании по столбу
Весело и интересно прошла русская народная игра «Стенка на стенку»
Провели соревнования на санках
Подведем итоги: что мы узнали? Традиция русского народа –встречать гостей с хлебом и солью (Арина С ) Деревянной Русь называли потому, что все предметы мебели и быта делали из дерева (Данила П) Дымковской игрушка называется потому, что впервые стали лепить её в слободе Дымково. (Даша К) Пекли и варили раньше все в печи, а вынимали чугунок из горячей печи ухватом (Платон П) В избе возле стола был красный уголок где на полочке стояли иконы, а возле печи был «бабий кут», где женщины стряпали и варили еду. (Максим П)
Результаты Собрали богатый материал по теме «Традиции и праздники русского народа», «История самовара», «История дымковской игрушки и матрешки», «Народные художественные промыслы», «Народный костюм» (мужской и женский). Изготовили с детьми макет «Русская изба». Сшили русские народные костюмы». Изготовили декорации к настольному театру «Заюшкина избушка» Атрибуты к инсценировки песни «Где был Иванушка» Пополнили музей предметами быта. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Русская изба так хороша, В каждом стареньком предмете Живет русская душа!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....
«Русская изба и традиции русского народа»
Тема проекта:«Русская изба и традиции русского народа» Сроки реализации: краткосрочныйВид проекта: творческийВозраст детей: подготовительная группаУчастники проекта: дети п...
Проект "Русская изба и традиции русского народа"
Для приобщения детей к русской культуре, к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....
Творческий проект "Русская изба и традиции русского народа"
Методическая разработка...
В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской избе и традициях русского народа, дошедшие до наших времён".
В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской ...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Русская изба и традиции русского народа»
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следу...