Картотека дидактических игр
материал (средняя группа)

Лукьянова Татьяна Евгеньевна

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для среднего дошкольного возраста

Когда это бывает?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь

«Найди такую же»

Цель: Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их. Игровое действие. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

- Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Дети молчат. Далее воспитатель переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

«Кто где живет?»

Цель: Систематизировать представления о животных. Учить устанавливать связи, особенности их строения с местом обитания

Игровое правило: слушать вопрос воспитателя, отвечать на него полным ответом.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку, спрашивает, что на ней изображено, кто может жить в этом месте. Дети отвечают на вопросы. Можно использовать загадки.

«Собери картинку»

Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно,

собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ

представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов, соответствующие изображением на карточках.

Ход игры: 

Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание: выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребенок, который, первый справился с полученным заданием, поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок, который он собрал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять

существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ход игры: 

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Приметы осени»

Цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам.

Оборудование: Схемы, обозначающие небо, дождь, деревья, урожай, птиц, животных, людей.

Ход игры: Предложить детям взять карточки схемы и составить

предложения о приметах осени.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Оборудование: мяч

 Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: Педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Красный и зеленый»

Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Оборудование: два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.

Ход игры: Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два

кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит: - Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться. Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, на красный — останавливается. На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей. Используется во время проведения дидактических игр показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.

«Узнай дом по силуэту»

Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных зданий; способствовать систематизации знаний о

разнообразных постройках; развивать познавательную активность,

наблюдательность.

Оборудование: картинки с цветными изображениями разных домов, заранее  приготовленные воспитателем карточки с соответствующими силуэтами этих домов.

Ход игры: В начале игры воспитатель объясняет значение слова «силуэт».

Вариант 1. Воспитатель демонстрирует карточки с цветными изображениями

построек и просит их назвать. Затем показывает силуэтную карточку.

Играющие должны определить, какому дому подходит данный силуэт.

Вариант 2. Силуэтные карточки раздаются детям. Ведущий берёт любую карточку с цветным изображением постройки и предлагает её играющим, спрашивая: «У кого силуэт этого дома?»

Вариант 3. У каждого из играющих детей по 3—4 силуэтные карточки, а все цветные карточки лежат на столе. Играющие должны найти пару. Выигрывает тот, кто быстрее нашёл все пары

«Закончи предложение»

 Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

 Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

        Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

        Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

        Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности. Посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

-Описать предмет, которого не стало

-рассказать о месте, где он стоял

-на какой звук начиналось название этого предмет

-в названии каких еще предметов есть этот звук?

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры:

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.

«Елочные игрушки»

Цель: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.

Оборудование: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке, на сюжетной картинке. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки). Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.

 Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».

Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета –в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета. Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...